О чём не подумал Малина, или Кабанов под прицелом

Предисловие:

Три независимых эксперта? Уже не интересно. Автор - аноним? Не актуально. Сухая педантичность? Никак нет, скорее - влажная мечтательность!
На этот раз было решено всё сделать по-другому: автор известен, оппонент известен, все карты (то бишь шахматы) на руках.
Играй - не хочу!




Ливень спешился, шахматы сохнут:
конь Е-8 бьет пешку С-7.
И стаканчик пластмассовый чокнут,
сумасшедший стаканчик совсем.

Одноразовый, людям в угоду,
завсегдатай дешевых кают,
дождевую, пернатую воду -
не целуют, не плачут, не пьют.

В ней - осадок небесной работы,
керосин, отгудевший свое.
И набиты ее самолеты
мертвецами до самых краев.

И в прихожей тебя раздевая,
бормочу от любви и стыда:
- Пощади же меня, дождевая,
ядовитая, злая вода.


Gavs - Павел Самсонов
Ферзевый гамбит

1. d2-d4 d7-d5
2. c2-c4 e7 -d6
3. Kb1-c3

Gavs

Первая строфа заставила меня чуть-чуть насторожиться и, пусть слегка, недовольно поморщиться. Показалось, что в ней слишком сильно игровое начало – тщательная продуманность эпитетов, выверенность образов, элегантное жонглирование смыслом слов. Смотрите, как интересно прозвучало выражение «Ливень спешился». Казалось бы, скажи автор «Ливень кончился» - и смысл остался бы тем же. Но как бы сухо и невыразительно это смотрелось! Глагол «спешился» придаёт выражению дополнительные смысловые оттенки, добавляет ассоциаций. Со всадником, например, который спешивается с коня. Прекращает скачку. Останавливается. Или – с шахматами, в которых пешка самая слабая фигура. И – самая лукавая, опасная потому, что, потенциально, может обернуться чем (кем) угодно. А вот, кстати, и сами шахматы появились: «конь Е-8 бьет пешку С-7». Прикинул на доске – чтобы это могло значить… А фиг его знает! Может шах, если была рокировка, если король отступил в угол… Если, если, если… Загадочная для меня строка.

3. … Kg8-f6
4. Cc1-g5 Kb8-d7
5. e2-e3 c7-c6

П.С.

Наверное, у каждого слова есть изнанка. Не противоположное его значение, с этим-то ясно (сладко - кисло, холодно - жарко, дурак - умный...), а сторона слова, являющаяся именно тем его смыслом, который будет единственно верным для отдельного взятого эпизода. Стихотворение Кабанова буквально напичкано словами, не найдя изнанку которых, сложно охватить всё его поле. Ключом для расшифровки мне видится строчка «конь Е-8 бьет пешку С-7». Белый конь на поле Е-8 может оказаться в двух случаях: либо играющий за чёрных - начинающий игрок и в дебюте он прозевал всё, что можно прозевать, либо речь идёт об эндшпиле. Тем более налицо окончание партии, если конь чёрный, так как в дебюте белая пешка на с-7 может попасть только в результате исключительно сумасбродных действий противника. Итак, в любом случае, два варианта - либо один из игроков с самого начала безрассудно лезет на рожон, либо партия находится в глубоком эндшпиле. Оба варианта чаще всего подразумевают фатальный исход. Кстати, я не удивился бы, если бы оказалось, что автор ничего такого не думал и строчка «легла» сама собой. Но ничего так просто не бывает. Не «легла» сама собой, а сложилась, да хоть интуитивно, и значит, пользуясь найденным ключом, уже несложно проследить за ассоциативным рядом, который обрастает «мясом». При этом я иду именно от изнанки: река забвения - осадок небесной работы - ливень - ангел смерти - спешившийся ангел...


6. Kg1-f3 Cf8-e7
7. c4:d5 Kf6:d5
8. Cg5:e7 Kd5:e7
9. Cf1-d3 c6-c5
10. o-o o-o
11. d4-c5

Gavs

Любопытно прозвучало «И стаканчик пластмассовый чокнут…». Опять игра. Чокнуться – соприкоснуться краями двух стаканчиков. И чокнуться – сойти с ума. Второе значение слова, автор – как бы не доверяя сообразительности читателя – подчёркивает дальше: «сумасшедший стаканчик совсем».
Вторая строфа, казалось, не сулила никаких сюрпризов: «Одноразовый, людям в угоду, / завсегдатай дешевых кают…» - очень логично и размеренно звучали слова. А потом я вздрогнул. Потому что вся эта размеренность и логичность покатились к чёрту: «дождевую, пернатую воду - / не целуют, не плачут, не пьют». Почему-то защемило сердце от этой «пернатой воды». Я не успел ещё сообразить, понять, осознать: почему вода – пернатая и почему её – не плачут, а стихотворение продолжало стремительно расширяться. Утрачивая простую – линейную – логику и обретая взамен божественную и горькую невнятицу самой жизни. В этой дождевой воде, летящей сейчас с небес на землю, действительно, керосин – отгоревший своё. И самолёты, так никогда и не достигнувшие пункта назначения. И пассажиры, по прежнему сидящие в своих креслах и даже не подозревающие, что их – уже нет. И все наши молитвы, обращённые к Богу. И все наши проклятия, обращённые к нему же. И маленький мальчик, который никогда не увидит солнца – потому что ему нечем видеть. И соседка по лестничной площадке, которая вчера шагнула из окна – потому что не нашла другого решения. В этом дожде – жизнь наша. И смерть наша. И опять – жизнь. И опять – смерть. И ещё одна. И ещё. А ты ничего не можешь изменить – ни того, что случилось, ни – тем более - того, что должно случиться. Единственное, что тебе остаётся – это жить с этой болью. Или – с этой любовью? Кто может их разделить?

----------И в прихожей тебя раздевая,
----------бормочу от любви и стыда:
----------Пощади же меня, дождевая,
----------ядовитая, злая вода.


11 ... Kd7:c5
12. C:d3-h7+ Kрg8-h7

П.С.

Однозначно нравится первая строфа: и переход от спешившегося ангела-ливня к пешке, битой конём, и чокнувшийся стаканчик, а вот сочетание пернатая, как бы найденный ключ не убеждал меня в его правильности, вода - вычурна (а перистые облака - не вычурно? хм...) и «отгудевший керосин» звучит дурственно, хотя я давно знаком с этой «болезнью» Кабанова, его умением ошеломить «нелогизмом», который понемногу отравляет сознание читателя и становится уже неологизмом «всего-то» после десятого прочтения.

13. Kf3-g5+ Kрh7-g6
14. Фd1-g4 f7-f5

П.С.

Что сгниёт раньше, моё бренное тело, или эта паршивая одноразовая пластмасса? Тело, оснащённое сносными пропорциями, в котором так удобно и вольготно кипеть жизни, а если и не оснащённое - не беда, кипучая субстанция учит нас философски относиться к маленьким проблемам? Иногда, правда, не учит. И тогда жизнь - не жизнь, и смерть - не избавление.
Так кто же уязвимей перед смертью? Чёртова химия даёт чёткий и малоутешительный ответ. Вот и пойми, кто из нас более одноразов?

15. Фg4-g3 Kрg6-h6
16. Фg3-h4+ Kрh6-g6
17. Фh4-h7+ Kрg6-f6
18. e3-e4 Ke7-g6
19. e4-f5 e6-f5
20. Лa1-d1 ...

Gavs

Хорошие стихи далеко не всегда объяснимы на логическом уровне, но всегда понятны на интуитивно-чувственном. Здесь, как мне кажется, именно такой случай. Больше того, теперь уже и первая строфа не вызывает у меня отторжения – она только такой и могла быть. Лирический герой стихотворения выходит из дома на улицу после дождя. Видит скамейку, шахматы на ней, рядом – пластмассовый стаканчик, с натёкшей в него дождевой водой. И нелогичным, необъяснимым – а ведь так и бывает! – образом, эта вода вызывают в нём бурю мыслей и чувств. Которые и превращают плавное и логичное повествование (первая строфа) в дискретную цепочку образов, на первый взгляд, казалось бы не связанных друг с другом. А на самом деле – абсолютно точных и неразделимых… А я поначалу пытался что-то там умное выдавить из себя по каждой строке стихотворения в отдельности. Кретин! Пойти удавиться, что ли, со стыда?

20. ... Kc5-d3
 21. Фh1-h3 d3-f4
 
П.С.

А ведь мы с Гавсом «случайно» повторили партию Капабланки с Малиной, где
Малина ищет спасения в эндшпиле (Ласкер, правда, считал, что чёрные могли ещё сделать ничью после 15… f4) и не находит. В отличие от Малины, загипнотизированного присутствием могущественного соперника, лирический герой стихотворения - фаталист. Будь что будет! Но потом... А пока дайте-ка мне ещё один шанс...


В исторической партии чёрные сдались.


Рецензии
добавлю и я свою картинку:
"Лирический герой стихотворения выходит из дома на улицу после дождя. Видит скамейку, шахматы на ней, рядом – пластмассовый стаканчик, с натёкшей в него дождевой водой."
только не - выходит, смотрит из окна.
И пластмассовый стаканчик, водой заполненный, вызвал у него ассоциацию с такими же стаканчиками с водкой на кладбище. и со стаканчиками в поездах, дешевых самолетах
и вода - с неба, потому - "пернатая", а тема смерти, дополняется ассоциативным рядом: умирая мы уходим в небо. Поэтому эти самолеты - набиты мертвецами.

Ну а дальше - приходит любимая и:
"Пощади же меня, дождевая,
ядовитая, злая вода."
*
хорошее стихо

Виталий Литвин   04.07.2007 11:27     Заявить о нарушении
Привет, Виталий! Приятно тебя видеть :)

Павел Самсонов   05.07.2007 00:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.