К своей судьбе природа безразлична

К своей судьбе природа безразлична,
ей все равно, что было, будет, есть…
Она по своей сущности безлична,
она одна лишь существует здесь!
А самоосознанье – это крест,
его несем в страданиях и муках;
мне кажется, оно – природы месть,
цена попытки вырваться из круга.
Сознанье – вообще такая штука,
способная разрушить в Мире мир:
«Я» против всех и все друг против друга –
наградой победителю весь Мир…
Одно лишь «Я» – единственный кумир! –
позиция сейчас вполне типична.
Вся жизнь – борьба, как Блок определил,
ну, а к борьбе природа безразлична…

К своей судьбе природа безразлична,
а человек – всего лишь ее часть,
часть, росшая в условиях тепличных,
задумавшая взять над целым власть…
У человека есть такая страсть
и в этой страсти он не знает меры:
он привыкает у природы красть,
выдумывает всякие химеры,
не разрушая, впрочем, своей веры,
что все сходить, как прежде, будет с рук!
Так действуя решительно и смело,
он попадает в свой порочный круг:
усердно пилит под собою сук –
ему, конечно, кажется, сук лишним –
а в результате – гибель среди мук,
к его судьбе природа безразлична!

К судьбе людей природа безразлична,
но есть такая стадия сознанья,
когда природа обретает личность,
неся в себе вселенной пониманье!
И можно черпать из нее все знанья,
и ощущать, что ты везде, во всем,
а все – в тебе, тогда процесс познанья
самим собою удовлетворен…
Весь Мир как будто одухотворен,
и ты единство с Миром ощущаешь;
нет, вовсе этот Мир не покорен,
но ты его самим собой считаешь!
Ты главное на свете понимаешь,
что Миром ты являешься сам лично,
и это ты природой управляешь,
и ей твоя судьба не безразлична!

16.08.2004


Рецензии
интересно наблюдать переход от материализма к идеализму... этакий перекат... Каждый раз вижу что-то новое: поток неотшлифованных чистых мыслей (что скорее хорошо чем плохо, несмотря на глагольные рифмы и проч. премудрости... но Вы можете писать и блестяще соблюдая правила, что весьма уважительно... просто Человек-загадка!

Всего Вам самого хорошего!
Удачи и Счастья,
Искренне Ваш,

Османов Олег   02.09.2004 20:53     Заявить о нарушении
Олег! Материализм во мне как в любом ученом. Иначе смысла нет в наших занятиях, а идеализм - это мое мировоззрение. Вы когда-то спрашивали о моем виденье Мира. Здесь оно и изложено. Лет 20 назад в Вопросах философии опубликовал статью о том, что основной вопрос философии решается не по оценке первичности материи и сознания, а по инвариантам человека, т.е. по тем вещам, что остаются неизменными всегда. Оказалось, что инварианты - чувства человека, а не окружающий мир. Вот так-то. А глагольные и прочие рифмы - это все чушь! Читайте Пушкина, Лермонтова, Фета и смотрите, стеснялись ли они глагольных рифм! С симпатией

В.Евсеев   03.09.2004 06:01   Заявить о нарушении
Олег! Еще раз привет! Утром написал Вам ответ, а днем решил взглянуть, как поэты относились не просто к глагольным рифмам, а к множественным глагольным рифмам. Результатом настолько поражен, что решил дописать Вам алаверды.
Не привожу цитат из Шекспира, По, Спенсера, Гетте, Бернса, т.к. понимаю, что это могло явиться следствием перевода. Вот примеры из известных русских поэтов на множественные глагольные рифмы (не подумайте, что выискивал специально, глядел наугад, что было под рукой):

– А.Пушкин «Сонет»: изливал-облекал-избрал-идеал
– А.Блок «Никто не умирал…»: сходились-определились-открылись-молились
– С.Есенин «Греция»: умирал-вытирал-прорывал-припадал
– В.Брюсов «На смерть Скрябина»: позабавить-прославить-расплавить-поставить и тут же: пленить-озарить-излить-жить
– О.Мандельштам «Пусть в душной комнате…»: бьют-оживут-жгут-трут
– А.Фет «Ты отстрадала, я еще страдаю…»: страдаю-избегаю-вспоминаю-маю
– М.Кузьмин «ХШ сонетов – сонет 11-й»: отплыла-была-жила-пила
– там же, сонет 7-й: разбили-заговорили-были-пробудили
– там же, сонет 5-й: читали-видали-слыхали-гадали
– С.Соловьев «Поцелуй»: розовеет-веет-краснеет-созреет
– Н.Рыбацкий «Чего жалеть его?»: вьется-бьется-несется-удается
– Ю.Кричевский «Сонет»: начать-печать-угадать-высекать
– Л.Вилькина «Прекрасному»: целовала-опала-создавала-начертала
– З.Гиппиус «Три формы сонета – сонет 2-й»: отмечаю-скучаю-презираю-играю
– Л.Зиновьева-Аннибал «Белая ночь»: утопал-вскипал-опал-пал
– Ф.Сологуб «Люблю тебя, твой милый смех люблю…»: люблю-молю-удивлю-устремлю
– П.Бутурлин «Отзвуки»: спит-звучит-сокрыт-шумит

Дальше терпения не хватило, но помню, что в переводах двойных сонетов и рондо итальянцев и французов встречались 6-кратные глагольные рифмы. Я думаю, что Вашу нелюбовь к глагольным рифмам сформировали многочисленные «критики» данного сайта, а не поэты-классики. Для меня авторитет любого из них почему-то Выше, чем авторитет всего этого сайта вместе взятого, сказал бы даже, выше, чем всего Союза писателей РФ. Задумавшись, почему же здесь так не любят глагольные рифмы, пришел к выводу, что это связано с легкостью рифмовки глаголов (одинаковые ударные окончания при спряжении) в строфах в виде катренов с перекрестной рифмовкой (99.99% всех стихов на сайте), кои я применяю крайне редко. Простите за столь длинное алаверды. Это я не в оправдание, а просто захотелось поделиться «открытием» (как-то никогда раньше не смотрел на однородность рифм)!
С большим уважением и с не меньшей симпатией

В.Евсеев   03.09.2004 18:09   Заявить о нарушении
спасибо! Прочитал и принял к сведению... Впрчем у меня и самого было немного схожее мнение, но ...

С глубоким уважением и симпатией,

Османов Олег   04.09.2004 14:39   Заявить о нарушении