Дамира Халитова - написанные рецензии

Рецензия на «Сценарий художественного видеофильма АТАЙ» (Дамира Халитова)

В ожидании невозможного…
Если бы у человека не было вечного сознания с присущей ему тоской по совершенству, если бы мир печалей и радостей человека не был бы сопряжён с безотчётным, неопределённым, “метафизическим” страхом, чем была бы тогда жизнь, если не отчаянием? Но это не так.. В мире существует герой, а вместе с ним – поэт и философ-писатель. Герой - как бы лучшая сущность последнего. Философ не может ничего сотворить, не восхитившись тем, что создано. Он следует зову сердца; когда же находит то, что ищет, делает всё от себя зависящее, чтобы все другие могли гордиться героем.
Аналогичное чувство, чувство нашей верности и любви к дому отца, когда мы как бы неуставая сражаемся с тяжестью забвения всего лучшего и сокровенного, что есть в нас, возникает при просмотре художественного фильма “Атай”.
Можно сказать, что данная работа, представляющая собой крупное явление в духовной жизни Республики Башкортостан, не будет забыта в силу своей постоянной апелляции к общечеловеческим ценностям: любви, состраданию, искренности.
Если бы наша жизнь измерялась принципом счастья, счастливого благополучного существования, то она стала бы невыносимой для тех, кому судьба в этом отказала. Следовательно, есть нечто большее, чем счастье. Главный герой фильма Амир, которого великолепно исполнил Олег Ханов, был когда-то неожиданно покинут любимой им женщиной, но он всё- же верил…, точнее жил ожиданием невозможного и оставался достаточно молодым, чтобы желать стать отцом.
Думается, что авторскому коллективу и режиссёру-постановщику Дамире Халитовой удалось наметить, поставить и даже в определённой мере решить проблему огромной важности: таким образом зарождается и становится человеческая свобода. Если быть кратким, то в обобщённом виде ответ может быть сформулирован следующим образом: страх – тоска, являясь экзистенциально-онтологической характеристикой человеческого “Я”, связан с последней тайной свободы. Такой страх есть форма переживания ничто.
К герою неожиданно приходит женщина, мать той, которую он любил и которая недавно умерла с его именем на устах. Глубокий психологизм заключается в том, что герой поставлен здесь на такую вершину, где имеет в себе источник свободного движения одинаково и к добру и злу. “Я не помню”, - говорит он. Но все его движения
свидетельствуют о том, что он помнит. Что это? На философском языке – это страх перед ничто. Ничто - вот то, что предшествовало рождению человека, что составляло тайну его невинности, что пробудило его выйти из данного состояния, переступить границу, отделяющую его от животного. Именно страх побуждает человека переступить границу , отделяющую невинность от вины, природу от свободы. И героя охватывают грёзы о когда-то утраченном, что несомненно составляет лучшую часть картины. Страх и есть определение грезящего. Понятие страха совершенно отлично от боязни, испуга и тому подобных понятий. Именно такой безотчётный или метафизический страх и заставляет его вернуть мать любимой, а вместе с ней осуществить встречу с казалось бы невозможным, с дочерью Гульнур, которая его никогда не видела.
Ничто, объект страха, рождает у героя к себе двойственное отношение. С одной стороны, он пугает его, отталкивает, а с другой – притягивает, манит. В результате страх оборачивается страстным желаем встречи. Но как бесконечно длинна лестницы, каким долгим оказывается путь к дочери! В сравнении с ним все прожитые десять лет выглядят как одно мгновение. Вот, оказывается, как обстоят дела. Герой сам тайно любил то ничто, о существовании которого даже не догадывался. Может быть, любовь и есть чистое существование без существующего?! Как вечное ожидание невозможного, т.е. как чисто космическая и творческая потенция.
Человека можно травмировать двояка: можно убить, а можно и возвысить, возродить. Именно этот второй момент страха – в центре внимания создателей фильма.
Оценивая представленную работу в целом, следует особо подчеркнуть её обращенность к вечным проблемам человеческого бытия. Авторам удалось выработать свой собственный почерк, создать нечто Своё в искусстве, но и коснуться самых глубин народного духа, сущность которого, как известно, выражается в нравственной субстанции.
На наш взгляд, в фильме проводится та главная идея, что любовь человека оказывается сильнее смерти (а не просто “сильна как смерть”, о чём писали европейские философы), даже сильнее ничто. Просмотрев картину, зритель проникается чувством ответственности за свои и чужие поступки. Он осознаёт, что мера его вины как бы скрыта от него самого, а потому он должен нести ответственность за зло, совершающее в мире.

1999г.
АРКАДИЙ ЛУКЬЯНОВ,
доктор философских наук,
профессор БГУ.
1999год
( Напечатано в журнале
«Ватандаш» № 4 за 1999год ).

Дамира Халитова   15.02.2021 16:06     Заявить о нарушении
Рецензия на «здравствуй, осень!» (Александр Ружьев)

Мне понравился Ваш стих, Александр! Творческих удач Вам!

Дамира Халитова   17.02.2017 12:36     Заявить о нарушении
Рецензия на «Зимняя ива» (Наталия Бегутова)

Такая красота!!!

Дамира Халитова   07.02.2016 21:28     Заявить о нарушении
Рецензия на «Ты, предо Мной, явилась в тишине» (Дамира Халитова)

О творческом потенциале «Алтын Хомай».

Каждый народ способен порождать нечто значительное и великое.
Именно народ, поскольку основу его жизни составляет нравственная субстанция.
Этим он, в принципе, и отличается от толпы, у которого нет стремления к
величайшему. «Алтын Хомай» - скульптурный памятник, обращенный к вечно
зелёному и цветущему берегу Вечности. Его автор – Дамира Халитова.
Мы не можем проститься с этим творением человеческого разума, не
утешив чувства своим взглядом на то, что создано вечного и непреходящего. Мы не можем проститься с земной оболочкой «Алтын Хомай», не помыслив о том
неземном, чему Дамира посвящает свои силы и любовь. Мы не можем покинуть это
создание, не спросив себя самих, что же, собственно это есть, почему это творение рук человеческих переживает прах свой и остаётся среди нас навечно.
Не есть ли это прежде всего тот Божественный дух, который побуждает всех нас к духовному действию и посредством которого сам он воздействует плодотворно на других?
Что может и чего добьётся дух человеческий, который только в одном лишь видит своё предназначение – в создании вечного и нетленного, если бы этого ему даже не было дано; как и какими силами может он добиться этого, если не теми, которые автору дарованы свыше.
Кто из живущих в этом мире оказался в состоянии избегнуть своего
времени, мира духа абсолютного творчества, который являет нам своё могущество
через данный мир, даже если мы того не знаем. Подобно тому, как наша бренная
жизнь поддерживается связью с внешней средой, воздухом, заходящим солнцем,
позолотившем верхушки гор, которым мы наслаждаемся с каждым своим вздохом,
также и наша внутренняя духовная жизнь не в меньшей мере есть постоянное
чередование откровения и восприятия. Создание «Алтын Хомай» есть бесспорно
откровение и в этом случае мы не можем пропустить мимо своего внимания того,
что всем лучшим, прекраснейшим и чудесным, что мы свершаем чаще для самих
себе, нежели для других, мы обязаны тому Божественному духу, явленному в нас и в других, и только одному ему; что это вечное и непреходящее исходит лишь от того, кто сам вечен, точнее, принадлежит к земной вечности, и непреходящ, в отличие от всего прочего, не исходящего из этого творческого духа, а потому мимолётного и
преходящего.
Творение «Алтын Хомай» есть продукт свободной деятельности как
единства духовного и материального, точнее, как соприкосновение материи и света, природы и свободы, земли и духа. Свободная деятельность – источник борьбы сил. Она, следовательно, и составляет тот предмет, о котором должны договориться спорящие. Это - именно творческая деятельность, а не сами вещи, составляющие предмет договора.
Всякая человеческая деятельность говорит И.Г.Фихте, имеет своей
целью «достижение возможности жить»*. На неё имеют одинаковое право все те,
которые вызваны природою к жизни. Каждый хочет жить, по-возможности, более
приятно. Но жить самому и давать жить другим – это именно та максима, которая
должна стать центральной при обсуждении условий и способов жизни.
Но главное условие заключается в том, что подлинное творчество – от Бога! Точно также и «земля Божья. Человеку предоставлена только возможность целесообразно её обработать и использовать»*.
О собственности человека, одиноко живущего на недоступном
острове, нельзя говорить. К нему совершенно не применимо данное понятие. Он
может присваивать, сколько он хочет и может. Однако в обществе мы должны
снова и снова поднимать вопрос о собственности. Мы отстаём в техническом
развитии от Запада, поскольку ещё не ставили серьёзно вопроса о собственности
и о правах собственника.
И всё же глубже подойдёт к данному вопросу именно тот, кто поставил вопрос именно о собственности на деятельность. Нам думается, что дело не столько в том, что «Алтын Хомай.» - великий памятник, а в том, что этот памятник способствует раскрытию ещё не растраченных творческих сил
человека. Да пребудет с ним Вечно духовная жизнь, жизнь, текущая не из
небесной, а из земной Вечности. Вечности, полной страданий, противоречий, а
потому и ценной для нас, ибо всё прекрасное не успевает развернуть всех
творческих сил и потенции до конца.

Доктор философских наук,
профессор кафедры истории философии и науки БГУ,
Заслуженный деятель науки Республики Башкортостан,
Член-корреспондент РАЕН А.В. Лукьянов

г.Уфа
12 мая 2006 года
__________________________________________________________________________
*См. Фихте И.Г. «Замкнутое торговое государство» тоже сл. в 2-х т.: т.2 – СПб:
Мифрил, 1993 – с.239

* См: Там же. – с.283

Дамира Халитова   17.05.2015 15:20     Заявить о нарушении
Рецензия на «Поэзия-птица райская» (Елена Соболева Пурис)

Понравились Ваши стихи, Елена. Здорово пишите! Желаю Вам в поэзии полёта птицы райской! С теплом Дамира.

Дамира Халитова   12.10.2014 13:27     Заявить о нарушении
Благодарю Вас Дамира!С теплом Елена)))И вам я желаю неиссякаемой энергии пера и мысли!

Елена Соболева Пурис   13.10.2014 17:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «Новый май, а чувства те же» (Александр Хватков)

Рада читать Ваши стихи - земляка! Пусть Ваши чувства всегда обновляются! Удачи Вам, Александр. С теплом Дамира (Уфа-Бирск, республика Башкортостан)

Дамира Халитова   10.10.2014 11:00     Заявить о нарушении
Большое вам спасибо!!) И вам успехов в жизни и творчестве!! Пусть муза вас никогда не покидает! С уважением Александр.

Александр Хватков   22.10.2014 08:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Человек» (Игорь Фоминых)

Как здорово у Вас получилось, Игорь! Творческих успехов Вам!

Дамира Халитова   07.10.2014 10:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Дамира!
Любви и удачи Вам!

Игорь Фоминых   07.10.2014 10:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «Молитва» (Анатолий Барчан)

Ваша молитва, Анатолий, молитва Человека посвященного и просветлённого, дай Бог Вам Здоровья! Аминь.

Дамира Халитова   13.07.2014 21:07     Заявить о нарушении
Благодарю! И Вам всего доброго...

Анатолий Барчан   13.07.2014 21:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Солнечная песня» (Геннадий Юдин Лист Второй)

Геннадий, я рада за Вас, как за земляка-поэта из Уфы! В Вашем творчестве Ваша дружба с солнышком, с природой мне очевидно! Удачи Вам по жизни!

Дамира Халитова   13.07.2014 08:51     Заявить о нарушении
Добрый день, Дамира! Рад уфимцам. Тут Геннадий Полежанкин наш, Марина Мокрова-Силантьева, Света Гафурова... и много других наших
Спасибо за письмо. Зайду скоро к Вам.

Геннадий Юдин Лист Второй   13.07.2014 09:37   Заявить о нарушении
Рада, рада всем ......)))))

Дамира Халитова   13.07.2014 11:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Злосtь» (Кирилл Катюшин)

По-философски и сильно написано. Удачи Вам, Кирилл!

Дамира Халитова   12.06.2014 11:28     Заявить о нарушении
Взаимно.) Спасибо, Дамира. Добра, КК)

Кирилл Катюшин   12.06.2014 16:47   Заявить о нарушении