Валентина Берёзкина - написанные рецензии
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
В этом изумительном лаконичном стихотворении много поэтических аллюзий. Помимо лежащих на поверхности аллюзий с песнями "В лесу родилась ёлочка" и "Среди долины ровныя" (это просто цитаты), здесь есть и ещё одна почти точная цитата - "и бездны на краю" из гимна Чуме ("Пир во время чумы" А.С.Пушкина: "Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю"). А вот в строке "По лесу сумрак стелется" можно услышать аллюзию с одним из стихов "Божественной комедии" Данте в русском переводе: "Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу". Также слышится здесь и популярное русское присловье "молодо - зелено". Но для меня здесь самая ощутимая поэтическая аллюзия - из любимой "Молитвы" Лермонтова:
МОЛИТВА
В минуту жизни трудную
теснится ль в сердце грусть:
одну молитву чудную
твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
в созвучьи слов живых,
и дышит непонятная,
святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
сомненье далеко —
и верится, и плачется,
и так легко, легко...
1839
Очень люблю я эту "Молитву", особенно - в исполнении Надежды Андреевны Обуховой:
http://www.youtube.com/watch?v=LpvdwVcv9wc
Валентина Берёзкина 05.12.2017 12:25 Заявить о нарушении
Елена Буевич 05.12.2017 21:09 Заявить о нарушении
Это - пронзительное, проникновенное стихотворение!Потрясающе до слёз.
Кульминация стихотворения - в словах: «Что значит в груди твоей, грешник, горящий огонь?» И скажет он Господу: «Господи, это любовь». Это вообще самые потрясающие строки! Ибо любовь БЕЗСМЕРТНА. И картинка очень точно смысл стихотворения отражает.
Валентина Берёзкина 19.11.2017 13:01 Заявить о нарушении
В поэзии Станислава Минакова я как фольклорист-профессионал много раз замечала претворение типов народного стиха. Иногда в его стихах фольклорный стих выступает в чистом виде, а в этой песенке калики он проявляется лишь в процессе анализа стиховой структуры. Глубинной структурой стиха здесь является фольклорный двухударный тонический стих (2.3.2, где цифры означают безударные слоги, точки - ударные):
2 .3 .2
Из-за лесу, лесу тёмного,
из-за садику зелёного
выставала туча чёрная
со дождями, со погодами,
со великима невзгодами...
В песенке калики структура этого "чистого" тонического стиха немного расширена посредством увеличения анакрузы до трёх слогов (так бывает в некоторых версиях подобного тонического стиха - 3.3.2):
3 .3 .2
Стоит наш батюшка на камушке,
под кровом бора – как во храмушке.
Как столп, как крест, как Спас-на-кровушке
Стоит наш батюшка, наш дедушка,
приходит к дедушке медведушка
сухарикА отведать, хлебушка
Ай, свиристят, щебечут, цвенькают
пичуги! И пеньки с опеньками
обсели, а бельчата спинками
Пусть распрострилось семя змеево,
крепчает дело лиходеево, –
да диво дивное, Дивеево,
А с дедушкою – Божья Матинка!
и, даром что спина горбатенька,
за грешников молися, батенька,
Когда б у старца Серафимушки
за всю за Русь достало силушки
молиться, не смыкая крылушки –
Где веют промыслы бесовския,
там плачут ангелы Саровския.
Но живы серафимы русския,
Повырастала снитка-травушка,
где стынет борушка-дубравушка.
Хоть нет того на свете камушка
Инвариант фольклорного тонического стиха с формулой 2.3.2 легко восстанавливается в некоторых ритмических периодах:
2 .3 .2
Стоит батюшка на камушке
Стоит батюшка, наш дедушка,
ходит к дедушке медведушка
распрострилось семя змеево
диво дивное, Дивеево,
с дедушкОю – Божья Матинка!
даром что спина горбатенька
за всю Русь достало силушки
вырастала снитка-травушка,
стынет борушка-дубравушка
нет того на свете камушка
И после трёх однотипных тонических ритмических периодов в стихотворении Станислава Минакова следует стих с сильным окончанием, подробно тому, как в строфе народной песни про недозрелую калинушку, в которой первый стих - точно такой же (2.3.2), а второй - семисложник:
2 . 3 .3
Недозрелая калинушка
её нЕльзя заломать...
Таким образом, в песенке калики получается очень красивая структура (как бы вариация на строфу "Недозрелой калинушки" - 3+1), и песенные строфы - сдвоенные (3+1)Х2:
Стоит наш батюшка на камушке,
под кровом бора – как во храмушке.
Как столп, как крест, как Спас-на-кровушке.
и «Богородицу» поет.
Стоит наш батюшка, наш дедушка,
приходит к дедушке медведушка
сухарика отведать, хлебушка,
в ладошку влажный нос сует.
Ай, свиристят, щебечут, цвенькают
пичуги! И пеньки с опеньками
обсели, а бельчата спинками
у старцевых мелькают ног.
Пусть распрострилось семя змеево,
крепчает дело лиходеево, –
да диво дивное, Дивеево,
намолено среди дорог.
А с дедушкою – Божья Матинка!
и, даром что спина горбатенька,
за грешников молися, батенька,
Господень умаляя гнев.
Когда б у старца Серафимушки
за всю за Русь достало силушки
молиться, не смыкая крылушки –
два века словно тыщу днев!
Где веют промыслы бесовския,
там плачут ангелы Саровския.
Стоит наш батюшка, наш дедушка,
приходит к дедушке медведушка
сухарика отведать, хлебушка,
в ладошку влажный нос сует.
Ай, свиристят, щебечут, цвенькают
пичуги! И пеньки с опеньками
обсели, а бельчата спинками
у старцевых мелькают ног.
Пусть распрострилось семя змеево,
крепчает дело лиходеево, –
да диво дивное, Дивеево,
намолено среди дорог.
А с дедушкою – Божья Матинка!
и, даром что спина горбатенька,
за грешников молися, батенька,
Господень умаляя гнев.
Когда б у старца Серафимушки
за всю за Русь достало силушки
молиться, не смыкая крылушки –
два века словно тыщу днев!
Где веют промыслы бесовския,
там плачут ангелы Саровския.
Но живы серафимы русския,
Покров – их до поры таит.
Повырастала снитка-травушка,
Где стынет борушка-дубравушка.
Хоть нет того на свете камушка,
Да батюшка на нем – стоит.
Валентина Берёзкина 28.10.2017 13:22 Заявить о нарушении
В этом стихотворении поразительна музыка стиха. Даже это очень непривычное глазу слитношепчущее написание слов в первой строке ("чемтышепчешь, шепчештоты") воспринимается очень органичным в звуковой палитре стихотворения, создавая почти зримый образ шелестящей (шепчущей) листвы... Этот звуковой фон рождает в душе поэта печальные размышления о бренности земного бытия... Жизнь человеческая конечна, безконечен только этот шёпот листвы...
Музыкальны и абсолютные консонансы в рифмах, которые достигают кульминации в последней паре рифм (лия - али-али-али я). Будучи знакомой со многими стихотворениями Станислава Минакова, могу сказать, что абсолютные консонансы в рифмах - характерная особенность инструментовки стиха, присущая этому поэту. Его поэтический слух музыкален по своей природе. Но красота звучания стиха в текстах Станислава Минакова никогда не бывает самоценной, она - всегда лишь средство для передачи глубокого смысла, который заключён в стихотворении.
Черты фольклорной поэтики (в частности - подчинение грамматического ударения фразовому в слове "зеленЫ", словосочетание "ветка дОбра", народно-речевое "али" вместо литературного "или")и фольклорно-песенная интонация в целом создают в стихотворении ощущение общезначимого (близкого каждой человеческой душе) высказывания. Потому, наверное, так и отзывается душа на эти строки...
Валентина Берёзкина 16.06.2017 14:20 Заявить о нарушении
Станислав Минаков 15.06.2017 14:42 Заявить о нарушении
Валентина Берёзкина 15.06.2017 14:52 Заявить о нарушении
Очень люблю стихотворение "Барвиночки" - простую безыскусную песню.
Здесь претворена часто встречающаяся в русских народных лирических песнях песенная силлабика с формулой стиха 9+7:
Недозрелая калинушка/ её нЕльзя заломать...
И потому смещение грамматического ударения в стихотворении Станислава Минакова (именно не "землИца", а "землицА") очень органично. И потому - "Радуница" (как именуют этот праздник в народе), а не "Радоница" (как принято называть этот праздник в церкви).
Валентина Берёзкина 25.04.2017 14:55 Заявить о нарушении
Ритм "Камаринской" в этом стихотворении усиливает чувство радости. Ведь Радоница - день светлого поминовения усопших! Посещая их могилы в этот день, мы несём им весть о грядущем воскресении, ибо в этом - смысл тропаря Пасхи: "Христос воскресе из мертвых, смертитю смерть поправ И СУЩИМ ВО ГРОБЕХ ЖИВОТ ДАРОВАВ". В этот день Воскресший Христос дает обетование всеобщего Воскресения и жизни будущего Века. У Бога все живы. Потому и пишут часто на крестах и надгробьях: "Покойся, милый прах, до РАДОСТНОГО утра".
Валентина Берёзкина 25.04.2017 14:27 Заявить о нарушении
Стихотворение звучит завораживающе... Это ощущение во многом создаётся благодаря абсолютной идентичности ритмических периодов, сложенных пятистопными ямбами с сильными (т.н. "мужскими") окончаниями. Возникающему ощущению мерного неостановимого движения способствует и неординарная графика: лишь в начальном стихе последней строфы поставлена запятая, обособляющая звуковой рефрен стихотворения - слово "НИЧЕГО"; все остальные окончания стихов разомкнуты (каждый стих словно повисает в пространстве)... Такой синтаксис словно подчёркивает безконечность дления состояния остановленного "будто на века" мгновения "для каждого попавшего сюда" ("Молчи не говори мне ничего"), в котором грань между "здесь и там" (И.Анненский) становится почти прозрачной:
Свет с Темью разделяет лишь слюда
И больше между ними – ничего
Ощущение длящегося мига ("На миг приникла будто на века") создаёт и окольцовывающая рифма (круг как символ безконечности; этому же способствует и звуковой рефрен "НИЧЕГО" как признак формы rondo, от фр. rondeau — «круг», «движение по кругу»), которая устанавливается с третьей строфы...
Валентина Берёзкина 26.01.2017 11:58 Заявить о нарушении
Очень мне стихи "На 200-летие Макария" понравились! До слёз... Видимо, на меня сильно подействовала интонация предопределения ("и проспавшим, и тем, кто без сна"), неизбежности красной Пасхи для КАЖДОГО (все пред Господом предстанут)... Тут сразу вспоминается Игорь Росляков (иеромонах Василий), та Красная Пасха 18.04.1993... У каждого из нас будет свой исход - своя красная Пасха после "хлада и снега" (земных скорбей), но "претерпевый до конца - спасется".
А в первой строфе - контраст "скольжения" быстротекущего бытия, не задумывающегося о Вечности ("Серый, синий, зелёный иль карий НЕВНИМАТЕЛЬНО, БЫСТРО скользнёт") - и остановленного времени ("но несёт послушанье Макарий,на проспекте, года напролёт").
И вот это горло сжимает: "Он читает, да кто его слышит!Ты ли слышишь? Иль, может быть, ты? Ветер книжных листов не колышет — неподъёмны у правды листы". Сжимает потому, что НЕ ХОТЯТ СЛЫШАТЬ... И вообще у меня возникает пронзительное ощущение ОДИНОЧЕСТВА подвижников (особенно в наше время)... Хотя в последней строфе, конечно, есть и катарсическая интонация: надежда, на то, что очнётся от окаменелого нечувствия "душа-Эвридика"... И сострадательная интонация также слышна, ибо все, несущиеся мимо, лишь скользнув взором, - это пока что глухие к проповеди Великой Книги сирые и страждущие... Это мы все...
Валентина Берёзкина 18.12.2016 16:24 Заявить о нарушении
Это стихотворение невозможно читать без слёз. Оно потрясает предельной простотой выражения чувства при глубине переживания трагической жизненной ситуации. Очень точно и лаконично о впечатлении по прочтении этого стихотворения высказался собрат Станислава Минакова по перу Юрий Кабанков: "Это почти запредельно. Да всё! И стихи, и жизнь, и смерть".
А мне сразу вспомнилось стихотворение, которое было начато поэтом вскоре после сороковин по отцу, а закончено в день рождения матери:
* * *
Маме
Никакой надел не хочу делить.
Я и сроков вовсе не жажду длить.
Но — как Бог велит. Значит, жив покуда.
И, сквозя, как ялик, меж битв, ловитв,
я храним лишь словом твоих молитв.
Знать, свинья не съест, коль продаст иуда.
Много-много звёздочек в небесех.
Отчего же матушку жальче всех?
Погляди, скиталец, сквозь сор метельный.
И видна ли зиронька — не видна,
Но хранит тебя — лишь она одна.
Как един, на ниточке, крест нательный.
Станислав Минаков
29 марта, 15 августа 2005 года
Валентина Берёзкина 18.12.2016 16:28 Заявить о нарушении
Станислав Минаков 18.12.2016 16:34 Заявить о нарушении