Рецензия на «О Стихире. Подсказки новичкам» (Лена Север)

О каком подсчёте гласных идёт речь? Цитата:
«Если никак не получается верный ритм, то попробуй просчитать количество гласных в каждой строчке. Вот пример такого счёта:

Вдруг тучами задушенный закат, 10
Покинет мир без лучика надежды. 11
И ночь оскалит зубы звёзд… и яд 10
В пустых глазницах у Луны… как прежде…11

Как холодно! Душа обнажена, 10
И вот уже скитается бесцельно. 11
Ни дьяволу, ни Богу не нужна, 10
С невыносимой болью запредельной! 11»

Стихотворение написано пятистопным ямбом. Пятистопный ямб, видимо, второй по частоте использования после четырёхстопного ямба.
Правило альтернанса соблюдено. То есть строки 1, 3, 5 и 7 оканчиваются мужскими рифмами. Соответственно, чётные строки с женскими рифмами. Можно и наоборот, нечётные с женскими, а чётные с мужскими рифмами. А можно вместо женской рифмы использовать дактилическую. И тогда количество гласных в строках будет 10 и 12.
Как холодно! Душа обнажена, 10
И вот уже скитается бесцельная. 12
Ни дьяволу, ни Богу не нужна, 10
И боль невыносима запредельная! 12
Это ни в коем случае не редакция, это пример.
А вот примеры того, что количество гласных, а, следовательно, и слогов, одно и то же, 12, но размеры совершенно разные:
______________________________________
--/--/--/--/ четырёхстопный анапест с мужской рифмой
-/--/--/--/- четырёхстопный амфибрахий с женской рифмой
/--/--/--/-- четырёхстопный дактиль с дактилической рифмой
-/-/-/-/-/-/ шестистопный ямб с мужской рифмой
-/-/-/-/-/-- пятистопный ямб с дактилической рифмой
/-/-/-/-/-/- шестистопный хорей с женской рифмой
/-/-/-/-/--- пятистопный хорей с гипердактилической рифмой
/---/---/--- трёхстопный пеон первый с гипердактилической рифмой
-/---/---/-- трёхстопный пеон второй с дактилической рифмой
--/---/---/- трёхстопный пеон третий с женской рифмой
---/---/---/ трёхстопный пеон четвёртый с мужской рифмой
________________________
Понятно, да. ( / ) ударный слог, ( - ) безударный. Алкора для этих целей использует цифры 1 и 0. Но это уж кто как привык. По канонам надо (U) и (-) Но не нырять же каждый раз в латиницу за этим (U). И опять-таки по канонам (U) – безударный слог, а (-) ударный.
С уважением, Е. Кальсберг

Елена Кальсберг   04.03.2024 17:41     Заявить о нарушении
Кошмар!!!!))))
Вывих мозга!)))
Леночка, я в этом совершенно ничего не понимаю.)))

Лена Север   06.03.2024 13:12   Заявить о нарушении
А! Тогда курс стихосложения в трёх словах (или в тридцати) на пальцах. В русском стихосложении, а оно силлабо-тоническое, существуют два двухсложных размера: ямб со стопой (-/) и хорей (/-). Классические примеры:
Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил… – четырёхстопный ямб.
Количество стоп в строке в пределах разумного, от двух до семи. Семь – предел.
Буря мглою небо кроет… – четырёхстопный хорей. О стопности то же, что и в ямбе.
Понятно, что в русском языке есть односложные слова и слова, слогов в которых больше, чем два. Если односложное слово попадает в иктовую позицию, то есть в сильную позицию в размерной сетке, оно сохраняет своё ударение. Если не попадает, то для стиха теряет своё ударение. Слово "мой" в первом примере стоит в слабой позиции, оно без ударения. Как без ударения слово "вдруг" в строке
«Вдруг тучами задушенный закат»
Его раскладка: (-/)(--)(-/)(--)(-/). Заметьте, в иктовой позиции не все стопы имеют словесное ударение. В ямбах и хореях это правило, а не исключение. Для идеального ямба или хорея язык должен иметь только двухсложные слова.
Теперь о трёхсложниках. Анапест со стопой (--/), амфибрахий (-/-), дактиль (/--). По моему мнению, именно трёхсложники наиболее органичны для русского стихосложения. Но вот Пушкин не писал трёхсложником. Кроме как:
«Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,» – (-/-)(-/-)(-/-)(-/) четырёхстопный амфибрахий.
Трёхсложники больше расчитаны под длинные слова. Некрасов писал почти полностью трёхсложниками.
Моё последнее стихотворение написано трёхстопным амфибрахием. Но это сонет написанный без катренов, одними терцетами с сонетным замком из двухстишия. Ригористы будут клеваться: не называйте свои четырнадцатистрочники сонетами. Но шли бы они лесом.
О пеона у меня чуть-чуть здесь http://stihi.ru/2023/10/20/7168.
Но в русском стихосложении помимо силлабо-тоники есть белые стихи – размерные, но не рифмованные. Есть внеразмерные (паузники, тактовики и т.д.), но рифмованные. Это Маяковский, Вознесенский и т.д. А есть и полная лафа – верлибры. По этому поводу у меня сонет http://stihi.ru/2023/09/30/650.
А вот о труде поэта http://stihi.ru/2023/10/02/4781.

Елена Кальсберг   06.03.2024 18:20   Заявить о нарушении
Спасибо большое за информацию.

Лена Север   06.03.2024 19:29   Заявить о нарушении
Моё мнение, шахматисту надо знать шахматную нотацию, певцу нотную грамоту, а поэту азы теории русского стихосложения.

Елена Кальсберг   06.03.2024 20:32   Заявить о нарушении
Не смею спорить.

Лена Север   06.03.2024 22:56   Заявить о нарушении
Добрый день, уважаемые Елены!
Прочитала рецензии , они меня просто уничтожили. Какой -то взрыв мозга!
Не смогла осилить всего, так хочется научиться правильному стихосложению. Но получается, что надо идти в Лит.институт. Или быть хотя бы филологом.
Все сбивается в кучу у меня. Если нет возможности получить лит.образование, то выходит и писать не стоит. Грустно очень. Вижу, не осилить мне...

Крисс Кер   11.03.2024 16:48   Заявить о нарушении
Я не заморачиваюсь.
Пишу, как слышу.
Ритм помогает удержать музыкальный слух.

Лена Север   11.03.2024 16:52   Заявить о нарушении
Вот и я пишу, как пишется, как приходит...
Стараюсь, конечно, считать размер и ритм (вслух прочитываю), но ошибаюсь иногда. Хорошо, что подсказывают. Но не знаю, где поучиться , времени практически нет свободного. Написала в Службу поддержки просьбу организовать курсы по поэтической грамотности, основное, просто и понятно. Но пока ничего такого не нашла.
Жаль, поздно увидела Ваши советы для новичков, методом тыка вникала.)))
Спасибо большое!
Но, честно сказать, приуныла, прямо руки опускаются. Какая безысходность, не дадутся мне эти сложности...Я читаю хороших поэтов, если удается урвать немного времени, пытаюсь у них учиться. Но, все таки, этого мало. Да еще больше понимаешь - где они, а где ты.(((
Всего Вам, доброго!
С уважением,Ольга.

Крисс Кер   11.03.2024 17:01   Заявить о нарушении
Олюшка, всё придёт с опытом.)))
Читайте много чужих стихов.
И всё получится.
Вы и так довольно-таки талантливы.)))

Лена Север   11.03.2024 17:04   Заявить о нарушении
Спасибо огромное за поддержку,Лена!
Я стараюсь, носо временем проблемно. Пишу всегда на ходу.)))
Обязательно буду читать, это отличная школа!
БЛАГОДАРЮ СЕРДЕЧНО!
С теплом,Ольга.

Крисс Кер   11.03.2024 17:06   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Лена Север
Перейти к списку рецензий, написанных автором Елена Кальсберг
Перейти к списку рецензий по разделу за 04.03.2024