Рецензия на «3 часть» (Милана Алдарова)

..."Топорщатся иглы ежа, пока жив"

За одну только эту строчку из 3-ей главы стоит прочесть всю Ораторию.

А стоит ли её читать всю?

Да, мы найдём еще сокровища речи, найдем грёзы, войдём в мифический мир, где летает бабочкой душа Пасифаэ, где мечется по прекрасному лужку страшный бык, где стремление человека к высоким целям придаёт крылья гибельному полёту...

Древняя Греция - колыбель человечества, и верно говорят, что младенец знает всё о судьбах мира, но говорить ещё не умеет. Как только вторая сигнальная система (речь), подключается, так закрываются центры тех самых сакральных знаний. Сказать теперь можно, но - о чём?

Древняя Греция с ее мифами, вероятно, находится на той ступени развития человечества, где речь только начата - оттого её так много, надо понимать восторг первых поэтов и философов, - а знание о мире ещё не спрятано, не закрыто, не забито лавиной информации.

Потому-то, обращаясь к Древней Греции, мы можем что-то и расслышать, и понять, и додумать.

Мифы Древней Греции говорят о моделях поведения, о моделях судеб. Это базовое моделирование надо знать. Счастлив, кто умеет им пользоваться, кто понимает эти мифокультурные шифровки. Тем, кто хочет вникнуть в тему, посоветую посмотреть, как расшифровывают миф о Ясоне и аргонавтах культурологи ВВС ( надо набрать "Герои Древней Греции. Ясон и аргонавты", будет видео на час, очень красивое и не менее умное, чем красивое. Посмотрите, потом мне скажете мнение))))

Так вот, и в легенде о Дедале мы имеем дело с шифровкой. И рассматривает она то, что после в христианском учении будет определено как "помыслы", то есть совершенно незримо определено. А в мифе ясно: мораль только потом станет моралью. Пока же - помысел. И работать надо с ним, в момент возникновения. Тонкая духовная работа должна вестись над ещё непроявленным в области морали, поступка, права.

Вот ведь, скрыл герой одного быка, дал похуже. Скрыл белого, дал в подарок богам чёрного. А может, реально чёрный был лучше и здоровее? Но боги зрят в область помыслов: белый герою нравился больше. В области помыслов, мыслей именно белый был лучшим, понравившимся Миносу. Этот помысел и был считан Высшими силами, отсканирован, просвечен: то есть оценен по шкале ценностей самого героя. Да, он скрыл лучшее. Он хотел подарить худшее богам.

И наказание идёт не за деяние, а за вот это "хотел". Невидимое, незримое, но в наше-то двадцатьпервовековое время, так любящее всё сканировать, ПЦР-тестировать и пр, и пр, - в наше время мы уже знаем, как по вектору внимания настраивается реклама на компьютерах...

Битва добра и зла идёт в ментальной области.

Этому учит миф о Дедале - этому в том числе.

Оратория даёт нам возможность поразмышлять о главном в судьбах людских.

И отрадно, что Оратория никуда не торопится.

Она похожа на вкуснейшую чашечку греческого кофе в геленджикской кофейне при музее греческой культуры.

Можно потягивать... Можно читать Ораторию с любого места... Можно слушать запись с любого места и листать иллюстрации невпопад, можно заблудиться в тексте Оратории, как замечтаться за кофейком...

Этим Оратория особенна и хороша, и будет мила не только мне.

"Топорщатся иглы ежа, пока жив..."

Хорошо нам, пока читаем и думаем о мире, о море, о необъятной мировой душе...

А если Оратория "Дедал" - как чашечка кофе, то и хорошо, что она большая.

Как говорил о картине "Мать Уистлера" назвавшийся искусствоведом незабвенный Мистер Бин, "Если бы она была маленькая, это было бы очень досадно".

Как за чашечкой кофе, за чтением Оратории можно уходить в мечты, воспоминания, рефлексии.

Хорош мир, где есть чашечка греческого кофе.

Хорошо поэтическое пространство, где есть Оратория "Дедал".

Я надеюсь, что Оратория и эпоха, конгруэнтная Оратории, счастливо найдут друг друга. Эпоха, склонная к культурологической рефлексии.... Может быть, это даже - наша эпоха.

Наталья Мартишина   23.11.2023 13:29     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Милана Алдарова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Наталья Мартишина
Перейти к списку рецензий по разделу за 19.11.2023