Рецензия на «2 часть» (Милана Алдарова)

"...Кровь
приливает к сердцу
горячим током
гордость
румянит
щеки!
хмелею!
от счастья!
когда думаю:

Я
ИЗ ТОГО ЖЕ РОДА
ЧТО И ДЕДАЛ —
ИЗ РОДА ЛЮДЕЙ

Братья люди!
Естественно –
честь
вознесть впервые
бряцанье хвалы
ИСПОЛИНУ ДЕДАЛУ
глыбой державною —
шапкой-венцом Мономаха! —
властно возлёгшая мне на чело
осиянное золотом скифов
выпала
гражданину колосса-страны чья ракета
первой из первых
нацеливши курс в универсум
весело
крикнула
Солнцу
по-русски
ЗДРАВСТВУЙ!"
Милана Алдарова, Оратория "Дедал", 1 часть.
Начало многообещающее.

Милана выстраивает вектор развития сюжета — от античности через древнерусское «Слово о полку Игореве...», через «шапку Мономаха» (русское средневековье) к нам, сегодняшним, где русским языком сказано Космосу «Здравствуй!»

Тем самым Алдарова заявляет нас в координатах цивилизации как наследников Античного мира, наследников изначальной гармонии, лучших сынов человечества.
Милана Алдарова в этом — ярый патриот.

Такой же ход придумала в кинематографе небезызвестная Лени Рифеншталь, талантливый режиссёр и пылкий патриот Германии — к сожалению, патриот времён гитлеровской Германии. Мы не будем говорить о политической позиции Рифеншталь и о её вине в обманной пропаганде мощи и единства своего народа: эта пропаганда ( в том числе и эта) завела Германию в болото фашизма, и без данной поправки нельзя оценивать творчество Лени. Но мы сейчас говорим о художественном ходе, талантливо примененном Лени и увлекшем людей.

Этот ход заключался в следующем: чтобы доказать силу и красоту немецкого народа, в фильме «Олимпия» ( или, в другом переводе, «Олимпиада»), Лени начинает повествование от времён Древней Греции: вот античные статуи, оживая,превращаются в спортсменов — германцев, современников. Вот Солнце сопровождает спортсменов, подчиняется им, а вот уже Германия зажигает не олимпийский огонь — а новое Солнце ( так образно показано зажжение олимпийского огня).

Милана испытывает гордость за Россию, призывает современников разделить её чувство - и выстраивает линию от Древней Греции. Тот же ход, что у Лени Рифеншталь: и Лени, и Милана восхищаются красотой спорта, науки, красотой человеческих свершений. Восхищаются возможным Сверхчеловеком...
Своим восхищением талантливо увлекают, вдохновляют на поиск подвига...

Сверхчеловек в мире образов Рифеншталь — молодой германец. Зритель.

Сверхчеловек в системе образов Миланы — кто он?

Да это вы, читатель. Это мы с вами, Читаем дальше?

Дальше у Миланы, как у любого автора, взявшегося за объемный труд, - несколько вариантов:

1) Пересказывать сюжет о Дедале своим языком, что заведомо проигрышно: читатель прочтёт в энциклопедии статью гораздо быстрее и будет знать то же самое;

2) Пересказывать сюжет, давая читателю насладиться языком повествования, сделать главным — язык, речь, красоту речи. Это трудно, но цель будет достигнута, читатель получит эстетическое наслаждение.

3) Сделать нечто новое ( в лирических отступлениях показать своё мнение, например, насытить текст встроенными комментариями, дать новую форму) — читатель получит более, чем ожидает, и этот путь тоже оправдает себя.

Смотрим, что выберет Милана? В названии выбор уже заявлен: Оратория, синтез искусств — поэзии, музыки и театра.

И привлечение многомерной ауры «Слова о полку Игореве...» в самом начале Оратории — не случайно. Из бутона «Слова...» расцвели картины, опера, балет...

Роднит Ораторию Миланы Алдаровой со «Словом...» ещё одно немаловажное: присутствие архетипа Героя.

В «Слове...» архетип Героя — это воин, это князь Игорь, он идёт за военной победой.

В Оратории архетип Героя — это творец, это человек науки и искусства Дедал, он идёт в путь за находками в этих областях, за открытиями и творениями.

Вспомним теорию архетипов Карла Юнга: любое произведение укладывается в «прокрустово ложе» этой теории (любое, проверяйте сами! С натяжками или с «отрубанием головы» - но укладывается (шутка). Реально — укладывается).

Если коротко напомнить теорию: есть пять архетипов.

1- Юноша (воин, творец, тот, кто пошёл за призом). Сосед пошел за хлебом. Войско отправилось на половцев. Девушка пошла на танцы и принарядилась. Яго припрятал платок. Я пишу это эссе — все мы начали действовать.

2 - Девушка ( это приз: вожделенная - красавица, научная идея, статья, пышная булка, затеянная интрига)

3 — Злодей ( Ведьма) - тот, кто помешает Юноше взять Приз.

4 — Добрый Старец ( Мать-сыра-земля) — тот, кто поможет взять Приз

5 — Тень ( тот же Див на древе, сон, нечто нереальное, но что влияет на действие. Примета. Заяц, перебежавший дорогу Пушкину по пути в ряды декабристов: Пушкин вспомнил, что он — монархист и поворотил обратно, выбрав между убеждениями и дружбой; и так далее...)

Посмотрите любое произведение и убедитесь, что архетипы работают... Собственно, они и выделены Юнгом из сюжетов античного мира, примерно 200 сюжетов и существуют на свете, остальные - перетасовки... Ну да ладно... Сюжет о Дедале - один из базовых сюжетов. Это - главное.

Ищем архетипы в Оратории «Дедал»? Читаем дальше?

Наталья Мартишина   16.08.2023 21:45     Заявить о нарушении
Прекрасное сравнение со "Словом", Вы большая молодец!!!
Любовь

Любовь Сушко   17.08.2023 10:37   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Милана Алдарова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Наталья Мартишина
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.08.2023