Рецензия на «Август 91-го» (Светлана Бурашникова)

Неожиданная находка для этого раздела. Прекрасный стих и поступок, которому он посвящен тоже очень зрелый. Думала, как прочитать не простые места вашего стиха, и хочу предложить небольшое изменение расстановки знаков препинания:
Отказались стрелять Вы в народ. Красным, белым -
Не понять, кто кем стал. Только там, под Самарой,
Вспоминались слова мне из истины старой:

Вам вспомнились слова Ивана Карамазова из романа Ф.М. Достоевского: "...от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребёнка...". В романе эти слова - спор героя с богом, в том понимании, которое присуще православным людям той эпохи. А в вашем случае, судя по стихам, этот принцип лег в основу поступка, находящегося в полном согласии с основами христианства, каким его проповедовал Иисус. Не многие обращают на это внимание, читая евангелия, но там очень ясно определена "политическая" позиция как самого Христа, так и его учеников.
Иоанна 6:15: «Иисус, зная, что люди собираются прийти за Ним, чтобы сделать Его царём, снова ушел на гору один». Позднее он сказал римскому правителю: «Иисус ответил: «Царство Моё не от этого мира. Если бы оно было от этого мира, то слуги Мои сражались бы, чтобы Я не был предан иудейским предводителям. Нет, Царство Моё не от этого мира». (Иоанна 18:36). Похожие слова он обратил и в своей предсмертной молитве, прося у Бога за своих учеников: «Они не от мира, как и я не от мира». (Иоанна 17:16) Что значит "не от мира"? До какой степени "не от мира"? Серьезность этого вопроса видна из вдохновленных Богом слов Иакова: «Прелюбодейки, разве вы не знаете, что дружба с миром — это вражда против Бога?
Тот, кто хочет быть другом этому миру, становится врагом Богу». (Иакова 4:4) Чтобы понять, как не стать врагом Богу, надо понять, что за Царство есть у Иисуса, и в каком смысле оно противопоставляется человеческому обществу. Об этом, давно, писал ещё пророк Даниил (Даниила 2:44; 7:14) Ведь Иисус был назначен царем в самом прямом смысле этого слова (Луки 1:31-33), и теперешние цари - правители нынешнего общества, призываются, вместо того, чтобы бороться за власть и положение в этом обществе, "делить страну", ресурсы, и что-бы то ни было ещё - добровольно передать бразды правления тому, кого назначил сам Бог. (см. Псалом 2) И пока Бог, в согласии с пророчеством, которое Даниил истолковал перед царем Навуходоноссором 2-м (Даниила 2 глава), не уничтожил систему правления людей "без содействия рук", христиане могут быть только нейтральными - ни за белых, ни за красных. Ибо и те и другие "улетят как мякина на летних гумнах" (Даниила 2:35)

Кто тогда победил? И кто выиграл после?
До сих пор нет ответа – одни лишь вопросы… - ответ есть только в Слове Бога. И на эти вопросы, в том числе. Но тот, кто задает вопросы, уже попадает в выигрышное положение. Потому что "блаженны (счастливы), нищие духом (осознающие свой духовный голод)".(Матфея 5:3)

Мира вам и вашему мужу, и множества благословений.
Татьяна

Татьяна Забелина   09.12.2021 00:01     Заявить о нарушении
Татьяна,благодарю Вас за столь вдумчивое прочтение стихотворения и такой развёрнутый отзыв! А ещё за подсказку по знакам препинания.
Несколько раз прочла Ваш отзыв. Кое-что почерпнула для себя.
Я рада, что стихотворение вам понравилось! Рада, что оно сподвигло Вас думать, размышлять, так обстоятельно написать отзыв.
Ещё раз благодарю Вас!
Мира и Вашему дому!

С уважением, Светлана

Светлана Бурашникова   12.12.2021 12:57   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Светлана Бурашникова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Татьяна Забелина
Перейти к списку рецензий по разделу за 09.12.2021