Рецензия на «Книга тени» (Элла Крылова)
Александр Балтин САД ЗАПРЕДЕЛЬНЫХ ВЫСОТ Э. КРЫЛОВОЙ-ГРЕМЯКА Густота реальности – со множественностью деталей, цветов, занятий, соблазнов, рекламы и прочего – уступает перенасыщенности культурологического космоса: где замшелые мосты парят над вечными безднами, которые поэт всегда стремится расшифровать. Элла Крылова-Гремяка, создавая стихи, сопряжённые туго с коловращением мирового духа, включает высокие регистры всеобщего органа: и буддийские мотивы также естественны для неё, как японский космос мировосприятия, а античность расцветает новыми созвездиями созвучий, обеспечивающими интересное звучание мысли. Мысль ведёт Крылову-Гремяка долгое время: но мысль прочувствованная, выверенная этически, дающая различные оттенки яви. Индивидуальное горе разрывает пространство жизни поэта: а что сравнится с ним? Какой космос сможет помочь? Меняется парадигма её мировосприятия, делая стих пронзительным – и пронзающим: Воткнувшись носом в телевизор, остаток жизни провести? Дай яд какой-нибудь, провизор, я поскорей хочу уйти! Гори огнём и дом, и дети, игла отчаянья в мозгу. Меня простите, Боря, Бетти, я просто больше не могу. Одиночество, отныне питающие стихи, слишком стакнуто с отчаянием: кажется, на этих полях поэзия уже не может произрастать: однако, она продолжает дело роста: может быть, уже, помимо воли поэта… Бьётся нервным напряжением-натяжением струна отчаяния: а есть ли у него предел? Горе Крыловой-Гремяка, потерявшей любимого, не имеет обратного хода: сады земного счастья закрыты: Опять, опять зовёт меня петля, как год назад, и так соблазн велик, что шеей чувствую обхват нуля, ещё немного – на плечо язык, освобожденье, вечность и покой. Так что ж медлю? Неужели – страх? Крюка надёжного нет под рукой! И громко молится свеча впотьмах. Мера дара проявляется и в этом: в том, насколько жизнь, ломающая человека, не способна сломать стихи… И вновь мерцают сквозь них мотивы буддизма, японские рисунки, вновь собирается, стягивается культурологический космос, словно стремясь помочь, отодвинуть горе… И будто сад уже рядом: запредельных высот… 24 декабря 2020, Сочельник Александр Балтин СЕРЕБРЯНЫЕ СОЗВУЧИЯ ЭЛЛЫ КРЫЛОВОЙ-ГРЕМЯКА Человек кормит животных: бездомных, бродячих, драных: животных, словно воплощающих собою человеческую вину – в определённой её ипостаси, животных, мимо которых проходит большинство; не богатый, скудно живущий человек кормит бездомных животных на протяжении многих лет… Поэт, посвящающий стихи человеку, чьи душевные качества не соответствуют современным нормам и стандартам: диковатым, если по правде; Элла Крылова-Гремяка посвящает стихи своему соседу и другу, для которого помощь бедным зверюшкам стала служением: Открытый, честный, бескорыстный, скажу у жизни на краю, мой друг, душой, как дети, чистый, Володя, я тебя люблю! Пусть у тебя не лоб Сократа, ты любишь, как детей, зверей. Меня спасал неоднократно заботой, нежностью своей. Палитра поэта пестра и перенасыщена: краски, занимающие оттенки у неба и Будды, у света, который выше, чем длина волны (как определяется привычный нам в физике), у истории и японского, тихо падающего на раскрытые пёстрые зонтики снега; палитра, в результате которой античная Греция оживает также естественно, как проступает из метафизического тумана всеобщности лицо соседа, несущего еду кошкам: которых никто не возьмёт… Бесконечность бытия словно подразумевает бесконечность поэтического делания: Крылова-Гремяка хорошо доказывает это. Мне жаль, что я в мои семнадцать лет не умерла, ведь при смерти была. Но просиял уже мне горний свет, и я в него тогда уйти могла. Ушла бы чистой, поднялась легко в родимую заоблачную высь и испила бы света молоко, и не взглянула бы ни разу вниз. Порох и мысль, причудливо совмещаясь, определяют стихи поэта; взрывные волны доплёскивают до запредельной тишины, до того света, который разве что во снах прорвётся: да забудется потом – в силу отрезвляющего воздействия яви… Забудется ли? Он ведёт, не объясняя своих целей; он ведёт поэта сквозь Грецию и Рим, сквозь круги ада и сады рая, меж звенящих пошлостью и глупостью, и избыточными технологиями валов современности, через божественный, влажно-бархатный Крым, сквозь тяжёлую шахту личного, не затмеваемого идущим временем горя… Он ведёт, даруя созвучия, с серебряных лучей которых нежно срываются образы и мысли; срываются вновь и вновь: сюда, в низину повседневности… 24 декабря 2020, Сочельник Элла Крылова 11.01.2021 05:07 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |