Рецензия на «К статье Мировой экономический кризис и его уроки» (Сергей Неистофф)

Написанное мною ниже теряет большую часть своего смысла без прочтения моего "конспекта" по 1 главе "Мировой экономический кризис и его уроки" Realeconomik Г.Явлинского http://stihi.ru/2020/10/07/7333
Суть работы Г.А.Явлинского, как мне кажется, заключается в следующем:
При так называемом "классическом" (я бы сказал "товарном") капитализме финансовые инструменты и институты первоначально и в основном служили посредниками между товаропроизводителями и потребителями (домохозяйствами). С одной стороны эти инструменты помогали части домохозяйств, нуждающимся в той или иной степени в то или иное время, приобретать им нужные для их (домохозяйств) жизнедеятельности товары и услуги, с другой стороны привлекать накопленные другой частью домохозяйств финансовые средства и перераспределять их, в той или иной форме, в то или иное время, между нуждающимися в притоке финансовых средств производителями. Таким образом, посредством рынка, складывалось некое равновесие между притоком и оттоком финансовых средств между "первичными накопителями" и "первичными производителями".
Кризис 2007-2009 годов произошёл в том числе и по той причине, что при развитии разнообразных финансовых инструментов и институтов рынок финансовых услуг начал жить своей самостоятельной жизнью, извлекая доход не из непосредственно посреднических услуг между производителями и потребителями (и наоборот), а из операций внутри самого этого рынка, тем самым замыкая его (рынок финансовых услуг) сам на себя ничего при этом не производя. Этот рынок "зарабатывания денег" обзавёлся своими аналитиками и другими конкретно его обслуживающими институтами, всё более и более отвлекаясь от реальной (товарной) экономики и тем самым вовлекая в свою деятельность всё большее и большее количество населения.
Биржевая торговля, служившая инструментом для рыночного формирования выравнивания цен и перераспределения финансов, товаров и услуг между участниками рынка в большой части своей деятельности, стала источником дохода "из самой себя".
Реклама, которая является в соответствии с расхожим определением "двигателем торговли", стала навязывать чуждые реальной "необходимости" и "полезности" стереотипы потребления, и в значительной мере перестала играть роль продвижения действительно новых высокотехнологичных товаров, технологий и средств производства для домохозяйств и производителей для развития их производства.
Всё вышеперечисленное давало возможность почти единомоментно сказочно разбогатеть или разориться "в прах". Трудно винить в желании участников глобального рынка (финансов, услуг и товаров) в их стремлении получения доходов, используя легальные инструменты этого (глобального) рынка. Регулирующую роль "по идее" должны были бы выполнять правительственные институты и регуляторы, но так как и они сами косвенно были вовлечены в извлечение доходов (хотя бы посредством налогов), то делали этой не в полной мере и не с полной ответственностью.
Все эти относительно новые явления и накапливающиеся последние десятилетия в связи с этим перекосы в рыночной экономике и дали тот эффект в виде кризиса 2007-2009 года, который по словам многих экономистов так и не был разрешён в смысле эффективного решения существующих противоречий.
"При таком подходе какие-либо иные, кроме величины доходов и прибыли, критерии становятся трудноприменимыми, что соответственно почти не оставляет места для нравственных оценок и ограничителей. Возникает соблазн считать все, что приносит большую прибыль, эффективным, а следовательно, и нравственным (или, во всяком случае, нейтральным по отношению к нравственным нормам)." Г.Явлинский.
Ниже приведены некоторые цитаты из работы Г.Явлинского Realeconomik
".... одним из проявлений этой тенденции стал ускоренный, можно даже сказать, гипертрофированный рост финансового сектора, который с очевидностью вышел за пределы своей изначальной функции оптимизации распределения хозяйственных ресурсов и превратился в совершенно самостоятельный сегмент бизнеса, способный генерировать потребности и спрос и, производя финансовые продукты для удовлетворения этого спроса, одновременно генерировать новый спрос и новые продукты. Цепочки деривативов растягиваются все длиннее, создавая колоссальные пирамиды разнообразных финансовых продуктов, увеличивая потоки средств, так или иначе связанных с этим сектором, и одновременно расширяя круг интеллектуалов, связанных с этим сегментом материальными и карьерными интересами. Границы возможного перераспределения этим сектором в свою пользу общественного продукта раздвинулись очень широко, порождая то, что сейчас становится чуть ли не общепринятым обозначать словами «финансовый капитализм»"
"процесс не ограничивается финансовым сектором. Сходные процессы наблюдаются и в других сегментах экономики, в том числе далеко отстоящих от сферы финансовых услуг. Насколько я могу понять, сегодня речь идет о вступлении развитых экономик в целом в некоторую новую стадию, которая у меня ассоциируется с понятием «постмодерн». Суть этой стадии заключается в том, что конечный результат хозяйственной деятельности, т. е. удовлетворение разумных и осознанных потребностей потребителя понятным, рациональным способом, постепенно отступает на второй и даже третий план. А на первый план выходят многочисленные промежуточные и вспомогательные звенья, смысл которых первоначально заключался в том, чтобы просто помочь производителю наиболее разумным и экономически рациональным способом удовлетворить эти потребности. Теперь же эти звенья приобретают некое самостоятельное значение, поскольку оказались очень удобным и гораздо более эффективным (с точки зрения соотношения затрат и извлекаемого дохода) способом зарабатывания денег, чем те изначально обусловленные конечными потребностями производства, из которых эти промежуточные звенья в свое время выделились."
"Утратив изначальный смысл, они во многом подчинили себе конечные звенья производственных цепочек, превратив их в потребителей своего продукта – потребителей, которыми можно сравнительно легко манипулировать, формировать у них удобные для себя потребности и через удовлетворение этих искусственных, индуцированных потребностей получать высокие доходы, никак не сообразующиеся с традиционными представлениями о надлежащем вознаграждении за труд, эффективность и общественную пользу.
То есть, как я хочу подчеркнуть, дело не только в том, что логика производства в значительной степени перевернулась с удовлетворения потребностей на стремление их сформировать, исходя из интересов производителя, хотя и это само по себе является изменением революционного свойства. Процесс сложнее и по-своему интереснее – за счет того, что формирование, или индуцирование нового спроса апеллирует главным образом к иррациональной стороне человеческой натуры, фактор издержек, в частности конкуренция, основанная на техническом соревновании за их снижение, теряет былую приоритетность, хотя, конечно, и не теряет своего значения полностью.
Отсюда, в качестве следствия, нарушение правила, которое до сих пор считалось лежащим в самой основе капитализма и его нравственным оправданием – правила, гласящего, что прибыль является для предпринимателя вознаграждением не только за слепой риск (от стихийных изменений на рынке, естественно, никто не застрахован), но и за его организаторские функции, позволяющие снизить издержки по сравнению с другими и тем самым оптимизировать производство, что по определению выступало двигателем экономического развития и общего роста благосостояния.
Другими словами, считалось (и, на мой взгляд, для этого были основания), что капитализм как система не только эффективен в плане оптимизации производства, так как позволяет в динамике снижать издержки и удовлетворять человеческие потребности ценой меньших затрат ресурсов, но и несет некоторое нравственное начало, так как вознаграждает предпринимателя за общественно полезную деятельность. (Как и любое правило, оно, конечно, имело исключения, но в целом правило действовало.) Даже спекулянты, часто выступавшие объектом нравственного презрения со стороны предпринимателей-производственников, имели некоторое моральное оправдание своей деятельности как экономические агенты, выполнявшие функцию арбитража и тем самым оптимизации регулирующей роли рыночного ценообразования. Если же простое манипулирование рыночным механизмом позволяет формировать спрос под собственные возможности и под собственное положение, ставящее продавца над рыночной конкуренцией (ибо конкуренция за иррациональные предпочтения потенциального покупателя не может считаться рыночной в привычном нам понимании), и тем самым повышать норму прибыли до любых высот, то мы оказываемся в мире, где постулаты, лежащие в основе классической экономической школы, становятся фактически иррелевантными."
< ------------------------------------------------------------------->
Я написал эту и предыдущую работу, потому что каждый более или менее образованный человек, как мне кажется, должен немного разбираться в процессах, которые происходят в мировой экономике. Также как раньше любой почти любой гражданин России на вопрос, что такое капитализм (пренебрегая идеологическими установками, господствующими в СССР) отвечал "Товар - Деньги - Товар:)
С уважением к моим читателям

Сергей Неистофф   08.10.2020 09:31     Заявить о нарушении
А если говорить ещё проще и смотреть глубже, да простят мне быть может мою глупость профессиональные экономисты, любая биржевая и финансовая спекуляция (не связанная напрямую или косвенно с увеличением "эффективности" - снижением издержек производства товара или услуги), принесшая доход человеку её осуществившему, приводит к увеличению конечной добавочной стоимости товаров - услуг, которые мы (домохозяйства) потребляем. Это увеличение прибавочной стоимости только частично и опосредствованно компенсируется нам (домохозяйством) государством из уплаченного(ых) налогов за эту спекуляцию - операцию. Более или менее равномерно распределяясь на всех потребителей, т.е. всё население.
Так что, когда вы услышите о успешной биржевой спекуляции, или многочисленных прибыльных перепродажах акций знайте - это за ваш счёт(
Почти тоже самое происходит (увеличение прибавочной стоимости товара) при покупке товаров известных брендов активно и агрессивно рекламирующихся.

Сергей Неистофф   11.10.2020 02:00   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Сергей Неистофф
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сергей Неистофф
Перейти к списку рецензий по разделу за 08.10.2020