Рецензия на «Как пишутся стихи...» (Алексей Петрович Утенков)

Прочитал несколько Ваших стихотворений -- но "отзовусь" именно здесь. Ибо именно здесь -- метод, ключ.
"Сегодня выпал первый снег..." -- не смог пройти мимо. И для меня это, если заметили, одна из важнейших тем :) Совершенно музыкальное стихотворение: двусложный размер каким-то образом создаёт ощущение трёхдольного кружения. Почти вальс.
"Орион" -- практически подавляет стройностью колоссальной поэтической конструкции, своей энциклопедичностью. Эпичностью, наконец! Невольно немеешь перед этой поэтической махиной :)
А вот здесь дошёл до последней строфы -- и вдруг неприятно осенило. Это потому, что вдруг увидел, как метод письма "съедает" оптическое разрешение и качество поэтического видения, которое намного превосходит сам метод. В некоторых (во многих) местах видны-слышны следы "перешлифовки" материала, "съедена" чрезмерной тщательностью обработки сама фактура мысли, излишне спрямлён ход рассуждения. Заполированность -- иногда почти до банальности. Не сердитесь, прошу Вас!

Сергей Соловьёв   04.04.2020 03:53     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей!
Спасибо Вам за отзыв. Пока не дочитал его до самого конца, мне и в голову не приходило, что тут вообще можно сердиться. А за что? За собственное мнение, достаточно подробно обоснованное? Было бы глупо с моей стороны.
Ну, само стихотворение "Как пишутся стихи..." я не считаю особо удачным. А вот метод письма я раскрыл в общем верно. И шлифовке в той или иной мере подверглись все мои произведения. Некоторые следовало бы отшлифовать более тщательно. В черновых вариантах стихи часто вообще нечитаемы. А для меня форма имеет не меньшее значение, чем содержание. По моему мнению, в стихотворении должен быть и чёткий, ясно видимый ритм, и рифмы. Я, конечно, не отрицаю, что в некоторых произведениях глубина содержания оттесняет помарки стихосложения на второй, а то и на пятый план, и их просто не замечаешь. А бывает, что некоторые огрехи даже идут на пользу общему восприятию стихотворения, являют собою некую вишенку на торте. Но такое случается нечасто. По большей части они воспринимаются именно как зазубрины на кромке. Я стараюсь их избегать. Кроме того, когда пишешь стихи, находишься в высокоэмоциональном состоянии. А когда закончишь, более трезво прочтёшь написанное, замечаешь, что и какое-то слово можно заменить более подходящим по смыслу, и где-то вставлено слово с нерекомендуемым ударением, и думаешь: то ли так оставить, то ли переписать строчку (иногда бывает достаточно переставить местами слова). Ну и многое другое лучше видится в более холодном и вдумчивом состоянии. Так что шлифовка, оттачивание, является, по моему мнению, необходимой составляющей работы над произведением. Ну, наверное, излишняя полировка способна иногда что-то и подпортить. Во всём нужна мера.
Вот как-то так.
С уважением и радостью общения. Алексей.

Алексей Петрович Утенков   04.04.2020 06:22   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Алексей Петрович Утенков
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сергей Соловьёв
Перейти к списку рецензий по разделу за 04.04.2020