Рецензия на «Страдание» (Игумен Паисий Савосин)

Уважаемый игумен Паисий! Не поняла 2-й эпиграф. Читая стихотворение - охватывает чувство страха, боли, страдания и ужаса. С проблесками, всё-же, света и надежды, неистребимым чувством жизни и торжества, несмотря ни на что, всего живого на земле.
Кажется, есть здесь образы ада, кары, греха и света. Содержания и смысла не поняла (только улавливается). Ваши произведения, такие мощные (по внутреннему смыслу, полифоничности чувств ) и многослойные, образно и идейно-тематически, - итак, нужно читать и перечитывать не один раз (мне, во-всяком случае), чтобы добраться до сути (и то, не уверена, что смогу) и вполне насладиться нескончаемой палитрой ощущений.
Здесь, видимо, сказывается, и прежде всего, моя неподготовленность, относительно знания (невозможно) и, просто, прочтения и ознакомления с религиозными текстами.
По-первому впечатлению, "наткнулась" у Вас, впервые для себя, на символизм (в его глубокой трагичности), но, тем не менее, - не "махровый" (для этого Ваша личность слишком светлая, внутренне, как мне представляется).
Пожалуйста, для непосвящённых, Вы можете объяснить, конкретно, о чём стихотворение (самая суть его)?
Если тексты - читать не буду. Слишком большая роскошь в моих условиях. Но, кому-то, возможно, многим эта сторона (по-видимому, главная) будет интересна.

С уважением и благодарностью

Маша Виленская.

Маша Виленская   17.07.2018 12:25     Заявить о нарушении
Хорошо, Маша, я попробую что-нибудь сказать о стихотворении.
Прежде о втором эпиграфе... Собственно, он вообще часть "эпиграфического вступления". Суть его в знаменовании темы, оно даёт ключ к чтению.
Тема же такова - "потерпеть Господа"... что это означает?
Человек, услышавший зов Божий, пришедший к Нему, обычно получает много благодати, радости, мира, тишины и др. многое, так что и вместить всего не может.
Однако по прошествии времени Господь начинает умерять, а потом и скрывать действие благодати. Она не оставляет человека, однако действует скрыто, так что человек начинает видеть свои грехи и страсти, которые не только его личные, но всеобщие, всё человечество претерпело повреждение с отступлением Адама и Евы от Бога.
Однако человек, помнящий радость первого благодатного времени, пытается снова найти благодать, исполняя заповеди, участвуя в Таинствах, словом, делая всё то, чему научила его благодать в начале пути.
Второй период - это "наша очередь", когда уже человек должен выявить своё произволение. Однако для нас это страшно трудно - выбрать только Бога, мы словно раздираемся пополам. И всё же мы выбираем Его, выбираем то, чтобы быть с Ним, а не страстях.
И тогда приходит Его помощь... на время выявляя себя.
Этот период, второй, довольно длителен, собственно он - основное содержание христианской жизни, этот "труд преследования Бога" (прп. Симеон Нов. Богослов: "...и я бежал за Тобой, как гончая собака за зайцем..."), однако же этот период не безутешен! Можно сказать, он "полосат" )
Страдание этого стихотворения - попытка описания обнаружения своей душевной мёртвости, повреждённости страстями и грехом. Увидеть себя мёртвым - тяжко, ужасно. Но без этого не получится призвать Его на помощь от всей души, не будет любви.
Ясно, что переживание это субъективно...
Я всё же не буду пытаться истолковывать каждый образ этого стихотворения, что он означает, куда указывает и направляет... Довольно общего смысла. Пусть опыт каждого читающего скажет сам! Если узнается, если почувствуется единство опыта, то и поймутся образы.
Благодарю Вас за внимание )
кланяюсь )

Игумен Паисий Савосин   17.07.2018 12:36   Заявить о нарушении
а да, второй эпиграф )
вот тот, кто "терпит Господа", то и есть "понесший тяготу дня и жару" (речь идёт о работе на жаре - думаю, Вы на Востоке понимаете, как это нелегко))

Игумен Паисий Савосин   17.07.2018 12:37   Заявить о нарушении
Спасибо большое!
Пс. (3) - это Псалмы (Давидовы)
Мф. (2) - это что ( в эпиграфах)

Не могу, вообще, терпеть жару, не то, что работать.
(Продолжу в след.)

Маша Виленская   17.07.2018 15:23   Заявить о нарушении
Не понятно : когда человек получает благодать (впервые, сначала) - её так много (для него), что он, вообще, как-будто, ослеплён от этого блеска, что своих (даже) грехов, в упор, не видит (и не хочет видеть?) - так ему хорошо, внутренне - ?
Зато потом, и не только Господь, а и он сам становится сильнее для восприятия такой массы и количества (сразу, одномоментно) благодати ((что не в состоянии был справится с такой радостью (ведь, тоже, - удар. Хоть и мягкий, благотворный)), и начинает, уже, видеть, и не только - ощущать и нести ответственность, не только за себя.но и "за того парня", за всё человечество.
Правильно, или ошибаюсь?

Маша Виленская   17.07.2018 15:35   Заявить о нарушении
Дальше : человек, помнящий радость, пытается Таинствами (как то так).
А что, когда получил благодать в 1-й раз, так вообще ничего не делал и постепенно "дошёл до жизни такой" (тяжесть вселенских грехов). Стал духовно работать, только, чтобы обратно стало хорошо? Если бы не было плохо, об этой работе даже не задумался бы?
Как ребенок - игрушку за хорошее поведение захотел получить ? Тогда мне рынок напоминает (я - Тебе, Ты - мне (может быть). Вот, если, действительно, по зову души, а не когда жареный петух, когда - искренне, а не в надежде что-то получить взамен (пусть даже и высшую степень - благодать) - тогда , действительно, - благородно, духовно и "свято".
Прим. - если не понимаю и долго объяснять - "воскресную школу" для меня лично - не обязательно. Пожалуйста, не тратьте, такое дорогое, Ваше время.

Маша Виленская   17.07.2018 15:51   Заявить о нарушении
Что значит "страсти" (у И.С.Баха "Страсти по-Матфею", "... Иоанну" - жизнь Христа, страдания -?)? - это - не , собств., страдания, а плотские желания, т.е. - обычная земная жизнь, без ухода в отшельничество (от мира, к служению (только) Богу?
Смерть, прах - имеется ввиду, духовная ? - Притом, что "праздник" продолжается (человек ест-пьёт, радуется. И , при этом, - мёртв ?)

Маша Виленская   17.07.2018 15:59   Заявить о нарушении
Последнее. Куда мне к Вам, сейчас (неподготовленной), какие циклы , лучше для "чайника" читать в последнюю очередь, чтобы не замучать Вас вопросами, которые нужно разбирать годами?

Маша Виленская   17.07.2018 16:05   Заявить о нарушении
Или читать последние стихи? Понятно, что хотелось бы всё.
Спасибо большое. И извините за, наверное, излишние вопросы


Маша Виленская   17.07.2018 16:08   Заявить о нарушении
Уважаемый игумен Паисий! Вы могли бы найти время (это коротко) зайти ко мне в рецензии и прочесть предыдущую к Вашей ("О вере" Владимир Носоленко.
Правильно ли написала там ("кроссворд", если честно) ?
Почему- то, потом, именно, это Ваше стихотворение открыла. Мне страшно.

Маша Виленская   17.07.2018 16:16   Заявить о нарушении
"О Вере" Вадим Носоленко

Маша Виленская   17.07.2018 16:17   Заявить о нарушении
так... попытаюсь постепенно ответить )
Мф. в эпиграфе - это цитата из евангелия от Матфея
дальше: нет, он не не хочет видеть, а не может, потому что любовь Божия всё превосходит
Господь, посетив человека благодатью, вначале даёт ему видеть, каков Он, Господь
потом, укрывая действие благодати, даёт видеть человеку, каков он, человек в нынешнем, падшем состоянии; конечно, Господь при этом укрепляет человека, просто так увидеть ужас повреждения человеческой природы невозможно, это страшно
дальше...
не игрушку получить хочет, а причастность Богу
в общем... думаю, что важен опыт, практический опыт
без личного Вашего опыта жизни в Боге все мои объяснения - как вилами по воде )
дальше...
слово "страсти" имеет двоякое значение - это страдания (Страсти по Матфею - о страданиях Христовых) и собственно страсти, т.е. пристрастия, почти непреодолимые влечения к грехам, тем или иным
Христос, воплотившись, принял наше падшее, страстное естество и в Себе его обновил, очистил, освятил... и избавил от страстей
и каждый, если хочет, может быть причастным Этому Новому Адаму, как ап.Павел пишет
хорошо, Вашу рецензию стихотворения "О Вере" посмотрю
благодарю за внимание )

Игумен Паисий Савосин   17.07.2018 19:36   Заявить о нарушении
Спасибо большое!

Маша Виленская   18.07.2018 01:31   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Игумен Паисий Савосин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Маша Виленская
Перейти к списку рецензий по разделу за 17.07.2018