Рецензия на «Любить и оплодотворять» (Антология Кубанской Поэзии)
Лев Рыжков АНТОЛОГИЯ КРАСНОДАРСКОЙ ПОЭЗИИ Итак, "Антология краснодарской поэзии", друзья мои. Редчайшая книга, тираж всего 300 экземпляров. 32 или 33 поэта, вложившие в эту редкость немалый труд. Примерно большую часть авторов знаю лично. Кое-кого, так и очень хорошо. В общем, пацаны и девчонки, я прочел весь гримуар. И, поскольку у меня есть подозрения, что я такой - единственный в своем роде, то делюсь впечатлением. *** Не скажу, что чтение было легким. Но будь это, допустим, сборником нижегородской или ярославской поэзии, я, может быть, и забросил бы чтение глубоко на фиг. А так морковкой перед носом маячили знакомые имена. И забуксовавший бульдозер критического ума тащился вперед по кочкам любопытства: "Что же там написал Андрюша? А что Евгений?" Ну, и дотащился до финальных титров. (Кстати, пацаны, публиковать содержание на 16 страницах в сборнике отнюдь не благотворительном - расточительство, нет?) Где-то в середине возникло искушение бросить. Но вывез Петропавловский, бахнув поэзией высочайшего качества. Читал, в основном, в метро. Люди реагировали. В целом, положительно. В частности, я вдруг подружился с бабулькой 85 лет, которая рассказала мне, что на благотворительном обеде познакомилась с пацанчиком лет шестидесяти. И этот сопляк, выведав ее номер телефона, повадился названивать ей с непристойными предложениями в нетрезвом виде и в три часа ночи. "А вы вот, смотрю, поэзию читаете, - резюмировала бабулька. - Значит, не все мужики - скоты". *** Но давайте рассмотрим, собственно, сам гримуар. Что очевидно неправильно. Во-первых, расположение по алфавиту. Читателю лучше все-таки знать, кто из опубликованных - авторитетный пацан, а кто, так сказать, чепушило. Отсутствие систематизации корявит взгляд читателя. Во-вторых, нужны биографические справки. У краснодарских поэтов - интересные биографии. Не надо ими разбрасываться. *** Художественный уровень в целом приличен. Чутье составителя достаточно правильное. В сборнике есть мутные по смыслу стихи, но очевидного графоманства - нет. Единственный, пожалуй, косяк - на 37 странице. Валентина Артюхина пишет: "Но сердце взаперти под оболочкой тела, лишь крылья вспучат грудь наивнейшим ростком". Тут я, конечно, попытался это все представить. Разум закипел. Но, думаю, Валя сама все понимает, и крылья из груди у нее растут принципиально, а не по недосмотру)) *** Поэты представлены хорошие и разные. Но даже и у вторых имеется некий катарсис, какой-то выплеск-откровение. Алкоголизма в поэтической книжке меньше, чем ожидалось. Хотя, конечно, представлен. И выпукло. Примерно 75% стихотворений - про осень, зиму, вьюжный март. Реальный, товарищи, холод на страницах. Слякоти много. Как будто не про солнечный Краснодар читаем, а про какой-нибудь СПб или даже Мурманск. Региональных примет - почти никаких. Единственное исключение - стихотворение Евгения Петропавловского про постапокалиптических казаков. В общем-то, это единственный географический гвоздик. А так - привязки к местности нет ровно никакой. *** Проанализируем лирических героев. Рисуется такой коллективный портрет немолодого, потрепанного жизнью протохипстера, к которому приходит осознание того, что все жизненные шансы просраны. Любовь над жизнью краснодарского лирического героя не так, чтобы довлеет. Есть пара-тройка произведений, где звучит разгуляйная тема: мол, брошу к ногам красотки все и ходись оно все конем. Но так пишут авторы, в основном, молодые. Хотя и матерый Валерий Симанович - тоже в романтической, так сказать, когорте. А вот бывалые, битые - рефлексируют о другом: о самореализации, об алкоголизме, о погоде (много). Взаимоотношения полов их волнуют в рамках некоей погрешности. Не то краснодарские поэтессы. У тех - реально есть страсть. Другое дело, что страсть уходит куда-то в булькотение смутных образов, но она есть. Иногородний читатель сборника поймет, что краснодарским поэтессам реально не хватает любви. А еще они хотят - практически поголовно - превратиться в стрекоз. Это какое-то наваждение. Стрекоз мы встречаем практически у всех дам. Не могу сказать, чем им столь близко это насекомое. Но факт. *** Общий уровень сборника - ровный, нейтральный. Примерно 75% текстового наполнения - это та самая поэзия, которая отпугивает читателя. То есть, рефлективная, в меру возвышенная, осторожная, с использованием безопасных эпитетов и размеров. Но что-то около четверти - это действительно яркие протуберанцы. Мастеровит и шаманист, например, Олег Виговский, цепляющий сознание на крючок изощренной рифмы и волокущий добычу по безднам и высям. Прекрасен Евгений Петропавловский. Изыскан Валерий Симанович. Очень импозантно смотрятся мудрые старцы Юрий Рассказов и Станислав Чумаков. Жовиальны и задиристы Андрей Щербак-Жуков и Егор Кизим. (Извините, пацаны-девчонки, что не всех упоминаю, реально разошелся просто). *** А то, что в краснодарской поэзии была гениальность, свидетельствует жуткий стих Максима Максименко "Иерофант" : "Кривой кинжал мне грудь рассек, и вдруг - нежданное признанье - я в брызгах крови разглядел немые тайны мирозданья". Мне стало дурно, товарищи, потому что я знаю, как умер Максим Максименко. И стало быть строки эти - и провидческие, и гениальные. Такие вот дела. Виговский Олег 17.01.2017 17:30 Заявить о нарушении
ЗДРАВСТВУЙТЕ! Я, конечно, опоздала!)))) Я - Виктория Геннадьевна Хвалова, переехала жить в г.Белореченск. Член Пензенского Союза писателей с 2009г. и в Союзе писателей России с 2012 года. Приехала и по интернету отправляла Мвкаровой С.И. свои документы... это было, наверное, год назад. Никак не могла приехать лично. Переезд дался очень тяжело и возраст уже почтенный)))) Скажите, как мне не оставаться в стороне от Краснодарской организации. Теперь мы уже здесь навсегда...Много стихов здесь на Стихире и много ещё не опубликованных. Обо всём можно прочитать на моей страничке. С уважением и теплом души, Виктория.
Виктория Хвалова 21.07.2017 09:19 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |