Рецензия на «Это - только настроенье... Вирелэ» (Лейте Совушка)

Как колесо прялки. Со вздохом. И правда - тихо.
И такое оплетание, повторяющееся, монотонное, колыбельное.
Как в кокон.
И размер подходящий. Да.
Хорошо вам, совам. Я же - спать.
Нра.)

Наташа Барва   24.09.2015 22:19     Заявить о нарушении
Кружись, кружись, моё колесо... (с)

Попытка вирилэ (что-то вроде "кружащееся лэ"), правда на две рифмы вместо одной... Ну и ладно, назовём это двойное вирилэ!

Сапасиб за неожиданный поворот (кружение?) взгляда! Вот чесслово - как-то о другом думала, когда виршеплётствовала! Но это самое подсознание лучче знает!

Лейте Совушка   25.09.2015 00:50   Заявить о нарушении
И опять - прекрасно.
Напомнило моё путешествие в Вологду, где в одном зале музея дворянского быта
была выставка Елизаветы Бём - черные силуэтные рисунки.
А милые старушки-смотрительницы для нас троих посетителей музея завели старинный патефон.
Вот что-то такое с твоим в купе...Ммммм.

Наташа Барва   05.10.2016 21:05   Заявить о нарушении
Неожиданная какая паралель... По настроению, да?

Да, обрати внимание на эпиграф - Галина представила это изумительное хайку на нынешнее МКХ. Диплом. А по-моему - приза достойно!

Лейте Совушка   05.10.2016 21:17   Заявить о нарушении
Да, очень хорошее хайку!
Очевидно, для традиционного нет момента - "с каждым днём" - растянуто во времени.
Но мне нра.)

Наташа Барва   05.10.2016 21:25   Заявить о нарушении
Знаешь, в чём прикол с 'традициоными' хайку? Обычно подразумевается, что это хайку про правилам, сформулированным Масаока Сики. Который изрядно почистил хокку от традиций и назвал его 'хайку' = 'хайкай-но ку' (строфа в стиле хайкай).
У современных хайдзинов, пытающихся писать более-менее в традиционном стиле, рано или поздно начинается раздвоение личности - вот правила по заветам МС, а вот так писали Басё, Бусон и т.д.

Вот потому и с раскидыванием по жанрам всегда такие проблемы...

Лейте Совушка   05.10.2016 21:40   Заявить о нарушении
А сколько этапов проходит каждый, кто начал этот путь - Хайку.
От подсчитывания слогов и ударных букАв, от "плача берёзок" и "радости сердца"
до..а нет предела. И каждый пишущий выбирает себе ограничения.
И здорово, когда эти рамки не теснят, а обрамляют.(метафорирую))
Я могу ддопустить присутствие автора в тексте, например - меня не кособочит.
Без киго - нет хайку. Это точно. Метафоры, описание эмоций, навзрыд и пафос - неа.

Наташа Барва   05.10.2016 21:54   Заявить о нарушении
Вот про автора есть часто поминаемое сравнение Басё - о том, что рука, указывающая на луну, не должна отвлекать на себя внимание украшениями и уж тем более - загораживать эту самую луну. Но если развить этот перфоманс дальше - совсем без автора ведь тоже нельзя! А то как ты узнаешь, в какую сторону вообще смотреть?

Лейте Совушка   05.10.2016 22:17   Заявить о нарушении
'совсем без руки (автора)'

Лейте Совушка   05.10.2016 22:19   Заявить о нарушении
А тот же Басё говорил - не копирайтите меня, а следуйте тем же путём.)
Вот сделали наколки про этот палец, про прыг лягухи и ворона - и всё.
Это же не догма, а руководство к действию.
И воспринимается хайку через себя, своё нутро - не объяснить.
У Гришковца в моно-спектакле "Дредноуты" есть эпизод, где он о каллиграфии рассказывает на примере старика, который написал стопицот раз один и тот же иероглиф и выбрал один, хотя все одинаковые.

Наташа Барва   05.10.2016 22:28   Заявить о нарушении
Кста, с пальцем в контексте акцент был не на присутствие-отсутствие автора, а про украшательство.

В лягушке вообще хитро - там нет напрямую про всплеск, там употреблено выражение 'звук воды', обычно использовавшееся для шума водопада и т.п. И лягушки до Басё пели (киго весны!). Но ведь тихий всплеск был услышан потому, что эти земноводные как раз молчали - а это уже признак конца лета.

Ворона часто приводят как пример нестандартной длины второй строки. Надо бы выудить из архива и зафиксировать - это была такая хайдзинская школа, в которой специально (!) нарушали счёт слогов. А ещё в этом хокку есть авторская оценка - о цели ворона (в оригинале и у некоторых переводчиков - 'ворона стоянка/временное пристанище'). И ещё - 'осенние сумерки/вечер' - метафора старости.

Лейте Совушка   05.10.2016 22:49   Заявить о нарушении
Ну да. Это я про ворона знаю. А вот про оппозицию к традишн школе - интересная для меня новость. Вот видишь - токма в единстве и борьбе противоположностей может что-то путное народиться.)

И про палец не так всё запущено. То есть украшения отвлекают. Если просто палец - то ладно.
А если грязный палец или шрам, или половина (ой-ёй) - то не будет отвлекать от Луны?)
Не, до конца нам никогда не понять, и не будем мы писать японские хайку.
Именно симбиоз и даёт такие чуды-чудные и дивы-дивные как русские хайку -
наткнёшься на такое вдруг, и счастливый весь день ходишь с глупой улыбкой.)

Наташа Барва   05.10.2016 23:00   Заявить о нарушении
Вот-вот, именно в этом и суть реформ МС - упростить всё до... ладно, назовём это фотографией момента. Хотя чаще говорят о влиянии импрессионизма (в широком смысле). Ну и язык подновил - от старинного перешёл к современному. В результате получился продукт, понятный не только местным разночинцам, но и варварам со всех сторон света. Впрочем, не будем всё валить на МС - его ученики развили и творчески осмыслили...

Лейте Совушка   05.10.2016 23:13   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Лейте Совушка
Перейти к списку рецензий, написанных автором Наташа Барва
Перейти к списку рецензий по разделу за 24.09.2015