Рецензия на «Заклятье Парный стих к Прорыву» (Дик Славин Эрлен Вакк)
Дик! Впечатлили оба Ваших стихотворения. ЗАКЛЯТЬЕ. Шикарная строчка в начале: "И дремлет время - медленный палач..." - уже настраивает на философские размышления. Строчки о "доброхотах", естественно, улыбнули (знаем о таких не по-наслышке), но вот в последних строчках, мне кажется, случился небольшой перебор с мистикой, который превратил их серьёзный смысл в обыкновенный ужастик: "Мой прах и дух отринут Землю оба..." С духом - понятно, а прах... как может отринуть землю? Только, если превратится в зомби - любимых героев Голливуда. ПРОРЫВ. Он описан подробно от ожидания прорыва до момента самого прорыва. Может, и не следовало его описывать? Тем более, что непонятны следующие метафорические вставки: «Что ж, повезло, он был весьма рассеян, Сосредоточен, как седой араб…» Не может такого быть, чтобы он был и сосредоточен и рассеян – одновременно. В строчках: «Прорыв - он возникал всегда нежданно, Вот так нежданно горлом хлынет кровь, И смерть летит на крыльях урагана - Поэзия была ему - свекровь:» Если ЕМУ, то мать, а если свекровь, то не ЕМУ. В общем, Заклятью - 5, Прорыву - без оценки. Иду готовиться к ответам Путина на вопросы граждан. Может и там прорыв какой-либо случится. С неизменным уважением и теплом. Инна. Иннайя 16.04.2015 10:28 Заявить о нарушении
Благодарю Вас за проделанную работу. Теперь по существу.
Да, человек поглощённый какой либо идеей в реальной жизни очень рассеян по отношению к тому, что происходит вокруг, даже рядом, в собственной семье. Примеров тому тьма, начиная с классической Греции. Меня жена часто спрашивает, а с кем ты только что говорил? Я бываю настолько захвачен внутренним диалогом, что разговариваю вслух сам с собой. Стороннему человеку, да и Вам, я показался бы сумасшедшим. Второе, не надо искать логики в метафорах. "Поэзия была ему свекровь". Слово "свекровь" - это синоним враждебной силы, а не системы родственных отношений. Это синоним преодоления, не признаваемых героем стихотворения сложившихся форм и стиля поэтики, техники стихосложения. (как пример - Иосиф Бродский, которого до сих пор многие поэты не понимают и не принимают). Прорыв - это судьба непризнанного гения, который писал стихи такой силы и такой глубины, что три листочка с его строками вызвали ураган в природе. Это метафора, да, но утверждающая главную идею. Для меня лично это стихотворение программное, о недостижимости идеала в искусстве, о трагедии художника, так и не достигшего вершины, к которой он шёл с одержимостью стоика и фанатика, поставившего на карту собственную жизнь (сюжет, кстати, достаточно традиционный в искусстве) Что касается "мистики" финала "Заклятия" - это тоже метафора, это выражение внутреннего протеста художника против фальши и лицемерия общества. Да! И прах и дух он не хочет оставить на земле, переполненной злом. Вот блистательный пример метафоричности образа из Мандельштама: Художник нам изобразил Глубокий обморок сирени, И красок звучные ступени На холст как струпья наложил. Если следовать формальной логике, то какой обморок у сирени и причём тут краски и звучные ступени и почему ступени звучные. А звучные они потому, что этот отрывок по ассоциации напоминает композицию фуги, где незаконченные музыкальные фразы нависают друг над другом как ступени лестницы. Талант художника определяет уровень ассоциативности сознания. У Вас он тоже есть. Меня потому и поразила Ваша "Шмертуська моя", что я увидел художника, наделённого даром ассоциативного мышления, пусть неосознанного, но реально существующего в ваших стихах. Короче, заканчиваю, получается, что "свой своего не познаша". Я кажется уже советовал Вам, хотя нет, не Вам, а Якову Басту, прочесть моё эссе о Смоктуновском, которого я лично знал и не раз обсуждал с ним проблемы искусства и культуры. Эссе называется "Смоктуновский - близкий и далекий" Первая часть "Беседы, которые состоялись" и вторая, очень важная для меня в мировоззренческом смысле, "Беседы, которые не состоялись" написанная после смерти Мастера о глубинных, психологических проблемах искусства, в том числе театра. Думаю, Инна, Вам будет очень и интересно и полезно. Ещё раз благодарю за проделанную работу. Сноску на эссе дам ниже. Но Вы кажется так и не прочли "Балладу о загубленной скрипке" и "Бегущую девочку Кубу". А я их перетащил в 15 год специально для Вас. Ваш Дик Славин Дик Славин Эрлен Вакк 16.04.2015 11:47 Заявить о нарушении
Спасибо, Дик! Теперь всё стало ясно. Тяжело понимать Ваши стихи-загадки без таких вот пояснений. Я, например, не знала, что "свекровь" - это синоним враждебной силы. Ну, и т. д.
Иннайя 16.04.2015 12:36 Заявить о нарушении
Либо Вам повезло на свекровь,
либо у Вас её (по настоящему) не было. В русской классической литературе свекровь - деспот и мучитель невестки. Вспомните даже "Грозу" Островского. Кто довёл Катерину до самоубийства. Или Некрасов: "Будет бить тебя муж привередник И свекровь в три погибели гнуть..." Дик Славин Дик Славин Эрлен Вакк 16.04.2015 17:29 Заявить о нарушении
Представляю себе
Ваш ангельский характер. Заставила улыбнуться. Дик Славин Дик Славин Эрлен Вакк 17.04.2015 11:57 Заявить о нарушении
Получила истинное наслаждение от Вашей поэзии! Беру Вас в избранные. Сразу не смогу все прочитать, буду смаковать медленно, не торопясь... С искренними пожеланиями вдохновения!
Людмила Левицкая 2 25.05.2015 16:16 Заявить о нарушении
Людмила, извините за долгое молчание
Тронут Вашим отзывом. Успехов творчестве Дик Славин Дик Славин Эрлен Вакк 27.09.2015 21:40 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |