Рецензия на «Марине Цветаевой, - Пусть - босоногая, и с розой..» (Натали Ривара)

Кошмарный какой памятник. Мне нравится скульптура Цветаевой работы Зураба Церетелли.

*
))

Между воскресеньем и субботой
Я повисла, птица вербная.
На одно крыло -- серебряная,
На другое -- золотая.

Меж Забавой и Заботой
Пополам расколота, --
Серебро мое -- суббота!
Воскресенье -- золото!

Коли грусть пошла по жилушкам,
Не по нраву -- корочка, --
Знать, из правого я крылушка
Обронила перышко.

А коль кровь опять проснулася,
Подступила к щеченькам, --
Значит, к миру обернулася
Я бочком золотеньким.

Наслаждайтесь! -- Скоро -- скоро
Канет в страны дальние --
Ваша птица разноперая --
Вербная -- сусальная.

Марина Цветаева 20е гг /1919/

*
Отмыкала ларец железный,
Вынимала подарок слезный, —
С крупным жемчугом перстенек,
С крупным жемчугом.

Кошкой выкралась на крыльцо,
Ветру выставила лицо.
Ветры веяли, птицы реяли,
Лебеди — слева, справа — вороны…
Наши дороги — в разные стороны.

Ты отойдешь — с первыми тучами,
Будет твой путь — лесами дремучими,
песками горючими.

Душу — выкличешь,
Очи — выплачешь.

А надо мною — кричать сове,
А надо мною — шуметь траве…

Марина Цветаева 1916

*
В итоге стала наркоманкой от вдохновения, единственное желание в жизни было творить, а вдохновение пошло со всё б'ольшими перебоями. Знала, что пока пишет, сама в своём мире, кошмарное что-то происходит во внешней реальности, и, может быть, оттуда же это кошмарное приходит в реальность, откуда ей является вдохновение. Но была уже полоумна и осознать этого положения не хотела и не могла. Опять же, перед суицидом, вдохновение совсем уже всё накрылось. ; Опять же, всё было не то, как теперь. Вот если я не стану писать стихи, не думаю, что я повешусь от этого. Цветаева писала по-другому совершенно, не так, как я и как все мы теперь, легко выражаем в экспромтах что угодно, а вот этого какого-то кошмара, во время которого стихи иприходили бы, теперь нет:

Баллада

Сижу, освещаемый сверху,
Я в комнате круглой моей.
Смотрю в штукатурное небо
На солнце в шестнадцать свечей.

Кругом - освещенные тоже,
И стулья, и стол, и кровать.
Сижу - и в смущеньи не знаю,
Куда бы мне руки девать.

Морозные белые пальмы
На стеклах беззвучно цветут.
Часы с металлическим шумом
В жилетном кармане идут.

О, косная, нищая скудость
Безвыходной жизни моей!
Кому мне поведать, как жалко
Себя и всех этих вещей?

И я начинаю качаться,
Колени обнявши свои,
И вдруг начинаю стихами
С собой говорить в забытьи.

Бессвязные, страстные речи!
Нельзя в них понять ничего,
Но звуки правдивее смысла
И слово сильнее всего.

И музыка, музыка, музыка
Вплетается в пенье мое,
И узкое, узкое, узкое
Пронзает меня лезвие.

Я сам над собой вырастаю,
Над мертвым встаю бытием,
Стопами в подземное пламя,
В текучие звезды челом.

И вижу большими глазами
Глазами, быть может, змеи,
Как пению дикому внемлют
Несчастные вещи мои.

И в плавный, вращательный танец
Вся комната мерно идет,
И кто-то тяжелую лиру
Мне в руки сквозь ветер дает.

И нет штукатурного неба
И солнца в шестнадцать свечей:
На гладкие черные скалы
Стопы опирает - Орфей.

В.Ф.Ходасевич

Агата Кристи Ак   20.02.2015 03:30     Заявить о нарушении
Агата Кристи Ак!
Много интересного Вы мне преподнесли!
.
Мать - если она - мать -
Не станет - кончиной - жизнь детей осложнять...
экс
.
.
Скольким людям - холодно и стыло-
Мысль - сильнее боли - завезли:
"Не успели - не сообразили -
тяготы - страшнейшие - войны..."
Оттого - оставшиеся годы -по повинной -
Думы - днём и ночью:"Аперед Мариной -виноваты мы..."
экс
.
.
У всех нас - свои откровения - перед собой...
экс

Натали Ривара   20.02.2015 04:42   Заявить о нарушении
Она не мать.

В огромном городе моём - ночь.
Из дома сонного иду - прочь
И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь.

Марина Цветаева 10е-20е

И, в общем, она не мать по достаточно уважительной причине. Может быть, замечательно быть матерью, чего ей не дано. Но этого не дано основному количеству людей, а не только ей. Вместо этого - вместо чтобы быть матерью - как правило, плаксиво-неврастенический маразм и положительное общественное мнение.

Осенний крик ястреба

Северозападный ветер его поднимает над
сизой, лиловой, пунцовой, алой
долиной Коннектикута. Он уже
не видит лакомый променад
курицы по двору обветшалой
фермы, суслика на меже.

На воздушном потоке распластанный, одинок,
все, что он видит -- гряду покатых
холмов и серебро реки,
вьющейся точно живой клинок,
сталь в зазубринах перекатов,
схожие с бисером городки

Новой Англии. Упавшие до нуля
термометры -- словно лары в нише;
стынут, обуздывая пожар
листьев, шпили церквей. Но для
ястреба, это не церкви. Выше
лучших помыслов прихожан,

он парит в голубом океане, сомкнувши клюв,
с прижатою к животу плюсною
-- когти в кулак, точно пальцы рук --
чуя каждым пером поддув
снизу, сверкая в ответ глазною
ягодою, держа на Юг,

к Рио-Гранде, в дельту, в распаренную толпу
буков, прячущих в мощной пене
травы, чьи лезвия остры,
гнездо, разбитую скорлупу
в алую крапинку, запах, тени
брата или сестры.
И.Бродский

Агата Кристи Ак   20.02.2015 15:08   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Натали Ривара
Перейти к списку рецензий, написанных автором Агата Кристи Ак
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.02.2015