Рецензия на «Лунная соната Бетховена» (Маргарита Саленко)

Я в своё время (90-е годы) играл Первую часть этой сонаты. После чего убедился, что никакое прослушивание музыки не даёт более полного понимания её, если она не у тебя самогО под пальцами. С оценкой Серова не согласен; видимо, он не играл эту музыку сам (либо чьё-либо исполнение, которое слушал критик, было поверхностным) и поэтому не до конца понял и прочувствовал её.
Тогда я был влюблён, а когда стал играть Сонату Бетховена, понял, насколько мелко моё чувство в сравнении с любовью этого великого человека. В то время на эстраде блистал "Ласковый май". После невольного сопоставления Бетховена и этой группы родилось стихотворение (привожу по памяти):

Всё реже стихи. Безразличия тень
Затмила все страсти и все упованья.
Не виден мне сквозь этот занавес день,
Свернулись, иссохли, иссякли страданья.

Я "Лунную" выучил – Первую часть...
Мужская любовь в ней настоль благородна,
Скорбна и чиста, что моя вся напасть
Куда-то исчезла... А нынче что модно!

Концерты даёт всюду "Ласковый май" –
Подростки в экстазе, восторг их огромен!
Меня хоть бесплатно туда приглашай –
Не тянет и всё. Но угрюмый Бетховен!

Какая душа скрыта в звуках твоих!
И нету хоть в них ни единого слова,
Почувствует каждый в течении их
Трагедию с нежностью чувства святого.

То – исповедь, ласка, сердечная боль,
Ты – там, в глубине, над тобой "Мая" скутер.
Включил он мотор; есть концертов квартоль. /тогда их было написано как раз 4/
Но как исповедаться может компьютер?

Как сможет он ТАК рассказать о любви?!..
О Гений! В тебе всё так собранно, честно!
Ты – выше их всех, потому что – в глуби.
А сверху чтО плавает, всем нам известно.
________________________________________

У меня есть и пародия на эту тему – автор Вячеслав Рындин начал своё стихотворение такой строкой:

"Моцарт – Лунная соната..."

Привожу отрывок:

Моцарт – Лунная соната...
Звуки нежности любви
Навивают модерато
Ноткой крученой струны...
Не вздымается токката,
Шумы, трески и хлопки
Здесь неприняты – пикантно
Все звучания ясны

Вячеслав Рындин, "Лунная соната"

Пришлось писать пародию под названием "Слушая классику":

Хорошо, что нет в сонате
Ни токкаты, ни бурре...
Шум в бурре и треск в токкате
Заглушают нотку "ре".
А она, хотя нечасто,
Но проходит иногда,
Как "Щелкунчик" Джеймса Ласта
Через грустные года.
Всё пикантно, всё легато,
Но, копируя луну,
Не навилось модерато
На кручёную струну.
Потому что – состенуто,
И адажио притом.
Моцарт – классик! Потому-то
Есть бетховенское в нём.

/Темп Первой части – Adagio sostеnuto, а вовсе не Moderato/.
__________________________

Вот так, через века, "Лунная соната" продолжает будоражить умы и чувства людей.

Алексей Назаров 9   10.04.2014 20:50     Заявить о нарушении
Спасибо за богатый отзыв, Алексей!
Когда я писала этот стих, то читала критику на "Лунную", в одной из статей была описана история исполнения сонаты разными музыкантами. Так вот, по мнению автора, самым гениальным исполнителем всех времен и народов был Ференц Лист. Сам автор присутствовал на концерте Листа в Москве, и по его признанию, после этого события он наконец понял всю суть Лунной сонаты, все мысли и чувства Бетховена, сочинившего ее. Гениальная музыка требует гениального исполнения.

Маргарита Саленко   11.04.2014 13:31   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Маргарита Саленко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алексей Назаров 9
Перейти к списку рецензий по разделу за 10.04.2014