Рецензия на «Поэзия Барокко. Луис де Гонгора-и-Арготе» (Зера Черкесова 2)

Зера, какая Вы умница! Кто помнит сейчас это имя? Кто читает?
Исключительно - любители и "узкие специалисты"! :-)
А Вы своими "литературоведческими маячками" словно бы продолжаете
традиции французских энциклопедистов, задаёте направленность поиска
тем, кто небезразличен к ретроспективе и основным историческим вехам
"совокупности духовных ценностей" и культурному наследию времени.
Остаётся только поблагодарить Вас и в очередной раз восхититься
широтой диапазона Ваших "познавательных импульсов"!) Respect!

Татьяна Казовская   05.11.2013 19:52     Заявить о нарушении
Литературоведческие маячки? Любопытное название "жанра", в котором я также подвизаюсь наряду с музыковедением, не будучи ни музыко-ни литературоведом. Но у меня есть вдохновляющие образцы.Например, в музыковедении-Иван Соллертинский. Ромен Роллан.
В литературоведении -Ираклий Андроников.
О Соллертинском. Он не был по образованию музыковедом. Но его имя вошло блестящей страницей в отечественное музыкознание. Это имя должно быть Вам знакомо, универсально образованный, в том числе в всех разделах классической музыкальной культуры, он отдавал особое предпочтение балету, теоретик балетного искусства. Сверхъественно эрудированный благодаря феноменальной памяти-в точном смысле этого слова:он запоминал буквально все, что прочел, включая переносы слов в ПСС писателей. А успел прочесть за недолгую жизнь очень много, а написать, кажется, не много успел, хочу побольше его почитать, какие статьи и лекции по музыковедению, смыкающиеся со всей мировой историей и культурой. Ираклий Андроников писал о нем восторженно, как он обрушивал на аудитории, будучи лектором Ленинградской филармонии и предваряя концерты вступительными словами-свою невероятную эрудицию, с каким блеском и темпераментом, и, конечно, без всяких бумаг(феноменальная память!).
Во время Великой Отечественной войны они находились в эвакуации в Новосибирске. То есть деятели культуры и т.д. Так вот одна из тех, кто знала его по этому последнему периоду его жизни, написала о нем статью уже в эмиграции. Воспоминания о Соллертинском.

И в них забавный и поучительный эпизод.

В Новосибирск приехал известный музыковед проф.консерватории М.Друскин(я его читала и читаю, он хорошо писал особенно справочного характера книги и и стаьи, поэтому у меня под рукой его "100 опер").
Надо было читать лекции перед новосибирской аудиторией. Именитый столичный профессор пренебрежительно отозвался в кругу других столичных коллег об этой обязанности. Мол, провинциальная публика, чего старается Соллертинский ночами не спит, пишет и переписывает, тщательно готовясь, к всего лишь популярным лекциям перед провинциальной аудиторией.
Лично он не собирается готовится, чего ради утруждать себя.
Одного не учел проф.М.Друскин: И.И.Соллертинский уже избаловал новосибирскую публику(среди которой были и учителя, и врачи, и инженеры, и школьники, и студенты, и рабочие, постоянно ходившие на лекции общества Знание).Они уже были вскормлены роскошью, блеском стиля, эрудицией, богатством мыслей-на лекциях Соллертинского! Поэтому когда в зал вошел М.Друскин, и стал по бумажке формально читать казенные строки о каком-то композиторе, публика неожиданно освистала лектора и разными способами выразила неудовольствие.Бледный, он вынужден был покинуть зал, и более лекций в этом городе не читал, получив крепкий урок.

Зера Черкесова 2   06.11.2013 18:06   Заявить о нарушении
Уточнила. Соллертинский был по образованию филолог-романист, изучал испанскую классическую литературы и историю театра.А вот кроме скромных уроков дирижирования, музыкального образования не получил-осваивая муз. искусство самостоятельно. Но перед войной он получил звание профессора консерватории ."Прочел огромное количество открытых лекций". Будучи специалистом по балету, написал большое кол-во работ по классическому балету. Я посмотрела список его трудов, статьи о балете -в вики статье Соллертинский в списке трудов есть гиперссылка на "Статьи о балете". Также работы посвящены симфониям-одним из первых в нашей стране исследовал новые направления:творчество Малера и Шенберга, классические оперы, короче, хочу все прочесть.
А образец стиля Соллертинского меня впечатлил в статье "Мейербер", и я написала заметку "Как очертить исторический контекст"-на др. странице.


Зера Черкесова 2   06.11.2013 18:18   Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2013/06/04/2220
Как очертить исторический контекст
В папке Статьи об искусстве и поэзии
на той странице.
В заметке я привожу отрывок из начала статьи Соллертинского
"Мейербер". Начав рассказ о немецком композиторе, Соллертинский начинает с исторического контекста, так мы рекомендуется сочинения по литературе-и вот вам образчик!

Зера Черкесова 2   06.11.2013 18:22   Заявить о нарушении
Ну и чтобы извиниться за пространность позвольте, Татьяна, угостить Вас чаем. С мармеладками. С пирожными. Но,увы, в виртуале этой опции еще нет, хотя обещают скоро:))
А пока позвольте еще одну сссылку. Я была очень удивлена и написала об этом, о фантастической пользе зеленого чая, которого к сожалению, не очень жалую.
http://www.stihi.ru/2013/11/02/4430

Япония справится с последствиями Фукусимы-о чае
фуцзяньские красные чаи-где бы их достать?

Зера Черкесова 2   06.11.2013 18:26   Заявить о нарушении
Начав рассказ о немецком композиторе, Соллертинский начинает с исторического контекста, рекомендуется начинать школьные сочинения по литературе-и вот вам образчик!

Исправила опечатку, может быть неясен смысл.

Зера Черкесова 2   06.11.2013 18:32   Заявить о нарушении
Вот эта статья.
http://www.vestnik.com/issues/2003/0611/win/orlova.htm
Александра ОРЛОВА (Нью-Джерси)
«ОН МЕЖДУ НАМИ ЖИЛ»
Вспоминая И.И.Соллертинского

Что тронуло:"Иван Иванович был предельно огорчён провалом своего друга. Он ведь мечтал оставить его в Новосибирске, устроить на работу в Филармонию, может быть, также в Театральный институт — об этом теперь не могло быть и речи"

То есть провалом М.Друскина.

И еще в статье-как раз о чудовищной подлости интеллигентных людей(делает ли интеллигентность более человечным-для меня теперь больой вопрос):о подлости дирижера Мравинского по отношению к прямолинейному Соллертинскому, сравнившего его не в его пользу с Куртом Зандерлингом.

Зера Черкесова 2   06.11.2013 19:36   Заявить о нарушении
опечатка:больой вопрос. Большой? А,может быть, и больной вопрос.
НЕт, интеллигентнось и образованность не есть сама по себе гарантия человечности. Слишком много накопилось , чтобы сделать этот грустный выввод. Какой человек-это зависит...наверное, врожденные качества.

Зера Черкесова 2   06.11.2013 19:39   Заявить о нарушении
Разошлась, моя дорогая!.. :-) Даже не знаю, на что отвечать...))
Всегда очень радует "тождество понятийных полей"! Отдушина просто.
Спасибо, Зера! Всё это мне знакомо, конечно. Более, чем...)
Здесь и добавлять-то особо нечего. А об "интеллигентности" столько
всего говорилось и говорится... Ни образованность, ни род занятий,
в сущности, не играют ведущей роли. Это термин ЭТИЧЕСКИЙ. Только.
И дворник, метущий столичные улицы, и тот, кто учит детей рисовать,
например, в кишлаке, могут быть в равной степени вероятности -
и интеллигентами, и жлобами... Речь только о КАЧЕСТВЕ ЛИЧНОСТИ.
По И.Канту - "нравственный закон внутри меня..." Чётко и ясно.
Именно этот закон НЕ позволяет мириться с мерзостью и низостью.
И ещё. Важны не столько ЗНАНИЯ, сколько ПОСТУПКИ.
Свидетельствующие об отношении к миру, к другому человеку,
способности понять чужую БОЛЬ...
Вот, собственно... :-) И довольно для этих страниц!)

Татьяна Казовская   07.11.2013 07:46   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Зера Черкесова 2
Перейти к списку рецензий, написанных автором Татьяна Казовская
Перейти к списку рецензий по разделу эссе и статьи за 05.11.2013