Рецензия на «Уходя, колебался, но все-таки уходил...» (Игорь Панин)

Любовная лирика – штука тонкая. Столько уже всего было писано-переписано, что велик риск наступить на грабли высокопарной банальности и украсить лоб очередной шишкой жалости к самому себе. Я бы посоветовала не торопиться влюблённым молодым людям говорить в рифму, дабы сама тема их чувств не подвергалась чрезмерной инфляции. Тот вариант, когда лучше – меньше. Количество не переходит в качество. На мой взгляд, чтобы писать по настоящему хорошо о любви, необходимо не просто побывать в ситуации, а прожить её, переболеть, протащить сквозь своё нутро, словно нитку сквозь угольное ушко.
Здесь нет избыточных интимных подробностей, которые давят на психику и заставляют читателя чувствовать себя вуайеристом. Сюжетные отношения равноправны между всеми персонажами любовного треугольника и пронизаны авторским сочувствием, что делает стихотворение добрым и нетривиальным.

Это, я доложу вам, классический сериал,
тут бы впору сценарий писать многотомный.
Только те, кто участие в нем принимал,
выгорая, мертвели, как старые домны.

Метафоры мужские, то есть, полные подлинной силы, а не изящества.

В зеркалах - непутевый, растерянный крокодил
слезы лил,
человечьи, вроде.

Здесь крайне значима самоирония. Не было бы её, текст казался бы плоским и воспринимался бы как авторская неудача.

А по городу рыскал шакалом безумный снег, -
ну такой, что ни в сказке, ни в небылице.
Мне хотелось кричать им обеим: "Навек, навек!",
только все же следовало определиться.

Присутствует дневниковость. Стихотворение написано на истлевающем пепелище, когда сам автор подводит для себя итоги душевных метаний. Но это не подростковая неопределённость, не рефлексия интеллигента, когда со всеми, потому что тяжело отказать. Это где-то посередине. На острие ножа, между первым и вторым. Умелая балансировка.

Чаще рвется не там, где тоньше, а где больней;
прикорнуть бы, забыть все - на день, на час ли...
И одна говорила: "Ты будешь несчастлив с ней",
а другая: "Со мною ты будешь счастлив".

Автор не заставляет нас терзаться вместе с ним, принимать за него решение и, тем более, переживать его чувство вины. Он спокоен, потому что уже всё сам решил и мы (читатели) всего лишь объект его внимания, как лица, которых ставят в известность. Стихотворение о попытке простить самого себя. Смириться со своей жизнью и своими чувствами. Автору удаётся убедить нас, что никто не виноват, не стараясь всеми силами доказать это.

Текст легко запоминающийся. Внятный. Гармоничный. Без излишнего акробатизма, что позволяет следить за мыслями героя, не отвлекаясь на языковые трюки.

Марина Немарская   21.11.2012 20:30     Заявить о нарушении
Спасибо, Марина.
Я помню эту рецензию по БЛК.

Игорь Панин   22.11.2012 21:41   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Игорь Панин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Марина Немарская
Перейти к списку рецензий по разделу за 21.11.2012