Рецензия на «Дуновение сентября» (Владимир Спасибенко)

Володя, ты разве не знаешь, что "осень-просень" - запрещённая рифма?

Сергей Катыхин   16.02.2012 14:59     Заявить о нарушении
Серёж!
Есть рифмы разные. Если просто говорить - есть плохие, хорошие, отличные и банальнейшие. Их определения витают в стихире в статьях и эссе о поэтике. Да и в теории стихосложения много всякого о рифмах. Только сегодня отправил одной моей хорошей знакомой разбор стихов некоего "великого" (известного у нас в Приморском крае) поэта. "Мастера" эти "Великие" - они ещё те! Почитай и убедишься.
И потом, у меня не "осень и просень", а "Осень и просИнь". А это, как-ты понимаешь не "ботинок-полуботинок". К тому же, ну, кто тебе сказал, что эта рифма запрещена? Кем запрещена? Кто сказал, что запрещена? Поэтической полицией? (есть, к сожалению, и такая!)Некорректно, конечно, но возьми томик Пушкина - и ты сходу наёдёшь в нём "кучу" банальнейших рифм. А "Осень и просинь" - рифма, конечно, довольно часто употребляемая (ввиду малого количества рифм на слово "осень", так же, как на слово, скажем "жизнь")Но нет ничего нового под Луной!
Так откуда же мнение, что это запрещённая рифма? И кем запрещена? Ответь?
Спасибо, что читал.
С уважением, Владимир

Владимир Спасибенко   16.02.2012 15:11   Заявить о нарушении
Да, не бери близко к сердцу. Ну, согласись - затасканная рифма. Просто немного огорчился, когда в хорошем стихотворении встретилась банальная рифма.

Сергей Катыхин   16.02.2012 15:36   Заявить о нарушении
Серёжа!
Часто встречающаяся рифма - не всегда с ярлыком "затасканная"...ну, в данном случае,возможно, затасканная.Но затасканная рифма затасканной - рознь в смысловом плане стихотворения. В общепринятом смысле её конечно можно назвать банальной. Но вообще-то, если рассматривать рифмотехнику такую рифму банальной не называют. Банальняя - это когда, например, прилагательные рифмуются, или глаголы, или деепричастия. Или уж совсем никудышне рифмуются существительные. Ну, скажем,"любовь-кровь".Но и без таких рифм, порою просто не обойтись! И вообще-то, бояться этого слишком - не стоит. Как и злоупотреблять этим: не один большой поэт из давно уже признанных (включая Пушкина, хоть и некорректно на него ссылаться в этом плане) не обходился и не обходится без этих самых банальных рифм. Другое дело, что все пишушие стихи должны избегать или, по крайней мере, минимизировать количество таких рифм в стихах. Кроме того, когда требует смысл стихотворения, то их применение (единично, конечно!) вполне оправдано. Бывает и "кровь-любовь" годятся. Да, затаскано! Но беда в том,что кто-то, когда-то сказал, что это банально - и теперь все повторяют (от учебников по стихосложению, до самого последнего стихирца). Всё очень относительно. И если смыловая основа стихотворение требует применения именно такого, а не другого сочетания слов, то его можно применять. Можно - не значит свободно, в большом количестве, как делают это очень многие в стихире. Но в том-то и мастерство, чтобы все такие рифмы минимизировать в стихотворении, а применив одну, две - направить их только на обострение высказываемой в стихотворении мысли.
Не подумай, Серёж, то я обиделся или рьяно защищаю честь мундира. Просто, разговаривая с тобой на эту интересную тему, выражаю моё мнение. Авторское и не только.У меня есть сторонники в этом.Но не те, что применяют банальные рифмы направо и налево!
Каждый автор знает, что существует много слов, к которым весьма сложно подобрать незатасканную рифму. К ним относятся: осень, жизнь, любовь - это как минимум. Но это слова, без которых немыслима поэзия. И читатель не станет реагировать на банальные рифмы к таким словам. Честно говоря, в общепринятом в стихире смысле я и не считаю такие рифмы банальностью. А вот тебе рифма из стихотворения очень известного поэта (по известным причинам не стану называть его имени):"вечер-заметил". А? Как тебе? Вот это, уж действительно банально! И не только банально, но ещё и недостойно мастера.
Так, что Серёжа, всё относительно и подчинено смыслу стихотворения.Согласись, что запутанная эмоциями бессмыслица - это не поэзия!И Если мне, предпочитающему рифмы с глубоким фонетическим рядом, предстоит выбрать: либо глубокая рифма (или банальная, или созвучная, или нетрадиционная, но красивая...) или соблюдение смыслового ряда стихотворения, то я безусловно выберу второе - смысл! Вот моя позиция. Надеюсь, достаточно аргументированная.
А обижаться - да, ну, брось! Мы же не маленькие дети, чтобы обижаться на такие деловые вещи, как замечания друг друга.
Кстати, в этом плане, в стихире у меня в друзьях есть два человека, с которыми у меня сложились замечательные отношения. Очень разные по своему мастерству, но прекрасно понимающие, что взаимные деловые, доброжелательные и корректные замечания о поэтическом творчестве только обогащают друг друга: это Юра Плотт и Александра Позднякова.Присоединяйся! Это полезно для творчества!
Вот как длинно тебе ответил на короткое замечание. Надо бы электронным письмом. Но подумал, и решил: стихира для тех, кто пришёл в неё не на тусовку - хорошая школа. Значит, тот, кто прочитает эту переписку тоже чему-либо научится. Кто-то посчитает, что есть чему, кто-то скажет, что нечему тут учиться. А я так скажу:бери рациональное зерно от всех и от вся!
Всегда рад и тебе, и твоим добрым критическим замечаниям.
С уважением, Владимир

Владимир Спасибенко   17.02.2012 02:56   Заявить о нарушении
Володя, спасибо за такой обстоятельный ответ. Конечно же я полностью с этим согласен.
Хотел затронуть ещё такой аспект поэзии, как чистота восприятия первого прочтения стиха. Сам автор к сожалению этого инструмента лишён. В процессе работы над стихом он и устаёт немного, и глаз что называется замыливается. Происходит простая рутинная работа над точностью слов и размера. Что называется шлифовка. Находятся простые объяснения самому себе по поводу тех или иных слов, форм. И вот когда стих уже готов, то оказывается что сам автор уже не имеет уникальной, единственной возможности прочесть его впервые. И тогда остаётся только суд читателя. А читатель, ещё не зная что это за стих, читая его в первый раз, стараясь составить образ, обращает внимание на каждое слово, запятую, не упуская ни одной детали. Ну так устроено восприятие человека. Именно так он может найти суть, целостный образ, ось, душу стиха. И когда этот образ составлен, тогда и происходит связанное с ним открытие и наслаждение от полученной разгадки или понимания смысла. А если этот смысл подтверждает и собственные подспудные, неоформленные мысли, то эффект от стиха вдвойне. И наоборот - одно неверное слово или неточность в мелодии стиха могут омрачить общее впечатление и не оправдать ожиданий.
Прости за грубое замечание на счёт запрещённых рифм. Конечно только сам поэт может себе что-то позволить или запретить.
С добрыми чувствами,
Сергей

Сергей Катыхин   17.02.2012 09:30   Заявить о нарушении
Серёжа!
Вовсе ты не был груб. Всё нормально. А насчёт рифм - я сторонник рифм с глубоким фонетическим рядом. Но, к сожаления, смысл стихотворения не всегда позволяет это сделать, даже именитым поэтам. Что уж там мне говорить. Я много слышу и читаю о банальных рифмах. Но иногда это переходит все границы и так зацикливает несведующую стихиру, что хоть караул кричи от мнений "знатоков" стихосложения.
Серёж! На все твои вопросы я обязательно отвечу - поделюсь моими рассуждениями и знаниями на этот счёт. Не хочешь ли переписку по этим вопросам перенести в электронную почту? Если да, то по авторской почте что у каждого из нас есть на странице в стихире ("Отправить письмо автору") сообщи мне свою электронную почту и я обстоятельно тебе отвечу: многое хочется сказать.Но в блоге "Замечания" много не напишешь...Итак, шли почту, а я пока подумаю и подберу материал для тебя по теме, которую ты затронул. Во истину, тема огромна...
С уважением, Владимир

Владимир Спасибенко   17.02.2012 12:05   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Владимир Спасибенко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сергей Катыхин
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.02.2012