Рецензия на «Еще раз о Шопене» (Половинкин Виктор)

Нашла и прослушала по Вашей ссылке музыку Януша Олейничака: действительно, именно "мягкость" - первая характеристика манеры исполнения, которая приходит на ум. И ещё, то, что вы писали: дымка. Именно - вуаль, непредсказуемость. Никакой превыспренности, торопливости, всё, как в непосредственных движениях ребёнка (мне пришло в голову, что музыка - это возврат к первозданному, умение глазами ребёнка видеть Бога). Так играют ДУШОЙ, забывая о том, что есть фортепиано, клавиши, нотный стан...

До сих пор звучит в ушах... Такая чуткость! Настоящая эстафета, переданная соотечественнику. Даже некоторое сходство во внешности проступает у этих польских музыкантов. Получила удовольствие! Ознакомилась немного с биографией Олейничака, прочла одно из его интервью (там он, кстати, оправдывает "замоскворецкую удаль" исполнения Шопена Рахманиновым, как однажды критиковал последнего педагог Януша, Виктор Мержанов), собираюсь посмотреть фильм "Голубая нота", "Пианист".

P.S. А что Вы скажете о музе Шопена, Авроре Дюваль/ Жорж Санд? Как считаете, была ли она в жизни мастера подобна той, кем являлась для супруга Клара Шуман?

Лана Вильд   22.01.2012 22:15     Заявить о нарушении
Светлана!

Попал я в самое яблочко, упомянув о Вашей любознательности.
Жорж Санд, не продемонстрировала особой стойкости в отношениях с Шопеном
и умирающий от чахотки маэстро на предсмертном одре сокрушался,
что обещавшей встретить смерть его в своих объятьях нет среди близких друзей.
Скорее эту стойкость являла дочь писательницы, но увы Шопен не слышал стук ее сердца.
В фильме «голубая нота» есть эпизод особенно популярный в просторах Интернета.
Даю ссылку:

http://mlook.ru/BymKrBnwVE4/janusz_olejniczak_chopin_ballade_no_1_in_g_minor_op_23_la_note_bleue.html#axzz1kIAQRfpR

В киноверсии же фильма мне почему-то не посчастливилось встретить этот эпизод. Более того сам фильм выдержан в форме мистерии, эротической клоунады, что лично мне не составило
особого интереса (Среди персонажей этой мистерии была не только Жорж Санд но и Полина Виардо к которой стойкость в любви демонстрировал когда-то наш соотечественник Иван Тургенев.)

Клара Шуман (по мужу) была ученицей Шумана и их законный союз оказался прочнее (общее дело, общие интересы).

В фильме «пианист» снятом на основе дневниковых записей самого Владислава Шпильмана (Известный, замечательный польский исполнитель и композитор. Может быть Вам слышать привелось его песню со словами «… На память у меня остался от тебя портрет твой, портрет работы Пабло Пикассо…» ) Шопен
представлен лебединой песней спасающей от смерти и этот фильм я предлагаю Вам посмотреть.

Фрагмент из фильма
http://www.youtube.com/watch?v=R8lU8viRGYo
За кадром исполнитель Janusz Olejniczak

Половинкин Виктор   23.01.2012 19:34   Заявить о нарушении
Да... Вы правы, Санд действительно была ему скорее матерью на время, а Соланж от Шопена нужна была не музыка. Об отношениях Шопена с Виардо не слышала (её и поминают-то, в основном, всвязи с именем Тургенева). Спасибо Вам за ссылки - последняя, из "Пианиста", потрясает. Актёр сыграл великолепно: весь его облик (уверена - не случайно) напоминает Христа после пыток; руки судорожно вгрызаются в клавиши, и... он уже вовлечён, музыка неотделима от дыхания... последний аккорд - мучительный выдох. Просмотрю этот фильм в ближайшие дни, внимательно и серьёзно.
P.S. Шопен, король вальсов, для меня со второго класса школы был и остаётся любимым композитором. Разница в том, что теперь, пережива новый опыт, открываю его музыку заново. Не могу удержаться от очередного сравнения музыканта с литератором (часто приходят на ум такие аналогии), но музыку Шопена я бы уподобила произведениям Достоевского. Не буду даже пытаться проанализировать и выявить общие признаки, тем паче, помятуя Ваше рассуждение "что мешает сердцам сговориться" (см. комментарий).
С багодарностью С.В.

Лана Вильд   23.01.2012 21:43   Заявить о нарушении
Света!

То что Вы переживаете заново, пережил однажды и что некогда представлялось в Шопене в изысканной радужной палитре, обрело вдруг по человечьи трагические, искренние и глубокие очертания. Борьба двух миров, вечно враждующих и вечно сосуществующих друг с другом. Тонкого, хрупкого, многоликого и единственного, стального и неразрушимого. (И действительно музыка Шопена - "Пушки укрытые цветами" ( Р. Шуман))

Одна беда - после пережитого пали многие кумиры исполнители. Олейничак как исполнитель не совсем безупречен в артикуляции, четкости, выговоре, но он лучший из избранных.

С теплом, улыбкой и вниманием

Половинкин Виктор   25.01.2012 22:23   Заявить о нарушении
Смотрите продолжение разговора в коментариях к "Что мешает сердцам сговориться"

Половинкин Виктор   25.01.2012 22:27   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Половинкин Виктор
Перейти к списку рецензий, написанных автором Лана Вильд
Перейти к списку рецензий по разделу за 22.01.2012