Рецензия на «Лотерея тридцатых» (Алла Губерниева)

Алла, замечательное, правдивое, резкое, точное, образное... Я полностью поддерживаю. А связь с картинкой очень даже важная: "Беломор-канал!"

С огромным уважением и низкий поклон, Вам.
Тамара.

Тамара Мулина   16.10.2010 13:43     Заявить о нарушении
Тамара! Спасибо большое за поддержку и понимание идеи стиха. Очень рада, что Вам понравился стих. Приходите на конкурсы Молнии, там много "школьников" Битева, и он сам не пропускает заданий.
Успехов во всем!
А.Г.

Алла Губерниева   18.10.2010 12:01   Заявить о нарушении
ПРАВДА О БЕЛОМОРКАНАЛЕ
редакции РП:
Одним из ключевых мифов, широко распространяемых холуями рвавшейся к власти в Перестройку буржуазии, были мифы о так называемых «сталинских репрессиях». До сих пор «Рабочий Путь» о «сталинских репрессиях» практически ничего не писал, полагая, что фактов и опровержений подавляющего большинства измышлений, навязываемых буржуазными историками и журналистами – штатными пропагандистами мирового капитала, которые были даны исследователями левого направления или просто не потерявшими совесть представителями буржуазной науки, вполне достаточно, чтобы закрыть этот вопрос раз и навсегда. Однако, несмотря на обилие разоблачающих материалов, ни в одном из них классовая позиция рабочего класса в достаточной мере отражена не была. Понимания существа сталинской эпохи и в первую очередь пресловутых «сталинских репрессий» нет даже у подавляющего большинства левых и коммунистов, от которых нередко можно услышать извинения за «ошибки сталинского времени».
Перечислить всю ту уйму лживых материалов, которые публиковались по этой теме в нашей стране, начиная с конца 80-х гг., невозможно, как невозможно в полной мере передать и тот эмоционально-истерический тон, которым неизменно сопровождалось любое обсуждение данной темы в этот период времени в средствах массовой информации – любые наши эпитеты будут лишь бледным отражением той потрясающей картины группового сумасшествия (иначе и не скажешь!), которую тогда пришлось наблюдать нашим гражданам на телевизионных экранах нашей страны,читать в печати и слушать по радио. Кому и зачем это было надо, теперь вполне понятно. Но тогда думающую часть сначала советского, а позже – российского, общества удивлял один главный вопрос – к чему обсуждать сейчас, в конце 80-х в-начале 90-х гг., да еще так эмоционально то, что происходило, как минимум полвека назад, и что ныне живущих лично не затрагивает никак?
Позже, в других материалах, мы ответим на этот вопрос. Сейчас важно отметить тот факт, что закономерным и вполне предсказуемым результатом этой мощной пропагандистской компании стало то, что подавляющее большинство наших граждан как молодого поколения, выросшего уже при капитализме, так и бывших советских граждан, сегодня практически не знают, что же, собственно, тогда в 20-30 гг. происходило. Если задать им этот вопрос, они ответят одним словом – «репрессии», однако попытка уточнить кого, как, за что и почему введет их в глубокий стопор – этого они просто не знают!
Последнее и заставляет нас обратиться к данной теме, предоставив нашим читателям очень интересный исторический материал, на основе которого каждый наш читатель сможет сделать собственные, лично осмысленные, а не навязанные современной одиозной буржуазной пропагандой выводы. В необходимых случаях редакция РП будет сопровождать его своими разъяснениями или обобщениями.
Сегодня мы публикуем первый материал такого рода – о самой первой стройке ГУЛАГА «Беломорканале».
Источник: Журнал «Большевик», 1933 г., № 20, стр.68-85.
Автор статьи: Семен Фирин, один из руководителей строительства.
В статье сделаны орфографические правки (некоторые слова сейчас пишутся не так, как раньше, например, «эксплуатация» ранее писали как «эксплоатация», «идти» как «итти» и т.п.), даны разъяснения, комментарии и ссылки на дополнительные материалы по теме.
О великой победе (Белморстрой)
Соединение Белого и Балтийского морей путем создания Беломорско-Балтийского канала осуществило новую чрезвычайно смелую мысль т. Сталина.
Смелость идеи т. Сталина в вопросе построения Беломорско-Балтийского канала заключалась не столько в самом факте создания этого гиганта гидро­техники, сооружение которого было мечтой веков, но стало действитель­ностью только при советской власти. Не только в этом заключалась мысль т. Сталина.
Не ново, что большевистские настойчивость и упорство пере­крывают все то, на что была способна инициатива дореволюционной помещичье-капиталистической России. Белморстрой—не первая и не последняя крепость, взятая большевиками.
Новым в этом деле, особой примечательной чертой в нашей стройке является то, что эта работа была выполнена не обычной рабочей силой. Беломорско-Балтийский канал был построен руками заключенных лагерей ОГПУ, нарушителей законов Советской страны, где немало было активных врагов, сосредоточенных в непосредственной бли­зости от границы, за которой притаился классовый враг, сосредоточенных в почти безлюдной стране, насчитывающей на всей своей территории едва 370 тыс. чел.
К этому надо еще прибавить, что вся эта масса правона­рушителей содержалась почти без всякой охраны, так как наша исправи­тельно-трудовая политика предполагает ничтожный процент охраны по отно­шению ко всему аппарату исправительно-трудовых лагерей.
На примере Беломорско-Балтийского лагеря мы видим, что правильно проводимая испра­вительно-трудовая политика советской власти привела к тому, что, несмотря на близость границы, мы не имели ни одного сколько-нибудь серьезного экс­цесса со стороны заключенных, а наоборот — исключительная черта нашей стройки в том, что в интересах рабочего класса использован полезный труд людей, ранее активно выступавших против устоев и принципов советской власти, на Белморстрое давших образцы героизма и массового энтузиазма.
Нужна была поистине сталинская смелость для того, чтобы пойти на это дело. Сейчас, когда мы подводим итоги Беломорского строительства, можно с уверенностью сказать, что Белморстрой продемонстрировал перед всем миром всю глубину и мощь советской исправительно-трудовой политики: за­ключенные лагерей ОГПУ, занятые на этой стройке, сдав стране готовый Беломорско-Балтийский канал, не только внесли ценный вклад в фонд пяти­летки, но вместе с тем они сами переплавились в огне творческого труда и в основной своей массе получили право включиться в ряды рабочего класса, победно строящего социализм.

Казаков Юрий Валентинович   10.03.2016 08:34   Заявить о нарушении
Вопрос о необходимости устройства сплошного искусственного водного пути между Онежским озером и Белым морем резко встал в самом конце XVIII в. Собственно мысль о нем возникла еще у Петра I, который в 1702 г. неожиданно для своего противника протащил по специально про­битой лесной просеке два небольших фрегата от устья реки Нюхги на Бело­морском побережье до Повенца; в Онежском озере эти фрегаты ударили в тыл шведской армии (на остатки этой просеки мы наткнулись во время изысканий по трассе канала).
Только на рубеже XVIII — XIX вв., когда в связи с широким развитием коммерческого и военного флота все острее и острее становился вопрос об эксплуатации драгоценного северного леса и не­обходимости установления коммуникационного пути между Белым и Балтий­ским морями, мысль об искусственном водном пути начала принимать практические очертания. Для эксплуатации карельских лесов поставщики петер­бургского и архангельского адмиралтейств организовали специальные иссле­дования возможных путей этого будущего канала. Исследования были пору­чены строителю Мариинской системы генералу Де-Волан, однако ничего реального из этого не получилось.
С начала девятисотых годов этот вопрос перешел в стадию чисто акаде­мического обсуждения. Ставились доклады профессора Тимонова, происхо­дили дебаты в Русском техническом обществе — словом, вопрос о создании канала стал достоянием всяких теоретических споров. И только в 1915 г., когда царский флот в Кронштадте оказался запертым, как в мышеловке, и интересы войны подсказали необходимость создания водного пути для обес­печения Северо-западного фронта и для связи с союзниками, опять воскрес вопрос о создании канала, соединяющего Балтийское и Белое моря. Но и на сей раз дело ограничилось только разговорами и пустыми проектами, цар­ское правительство отступило перед этой сложной задачей и ограничилось паллиативом — постройкой Мурманской ж. д.
Таким образом здоровая и жизненная идея, имевшая все экономические предпосылки, не была осуществлена на протяжении более чем столетия. Крах всех проектов и предложений о создании Беломорско-Балтийского ка­нала в дореволюционные времена объяснялся главным образом тем, что в условиях капиталистического хозяйствования немыслимо сооружать такие грандиозные предприятия. Неисследованный край, неустойчивый, капризный климат, огромные леса и колоссальные пространства, резко пересеченные болотами, торфяниками, скалой, глинами и плывунами, — все это отпугивало тех, кто вплотную подходил к вопросу о создании этого водного пути. Лишь социалистическая система хозяйства позволяет реализовать самые смелые технические проекты и сооружения.
Только советская власть справилась с этой большой задачей. В 1930 г. по инициативе и настоянию т. Сталина строительство Беломорско-Балтий­ского водного пути было поставлено на реальные рельсы: был организован Белморстрой и создание канала было поручено чекистам во главе с т. Ягода. В апреле 1931 г. в Москве приступили к составлению эскизного проекта с одновременным производством ряда специальных исследований и изысканий. Эскизная проектировка была закончена к 1 июня, а с 1 августа, по оконча­нии предварительной работы по разработке технических условий, норм, ме­тодики расчетов и прочих вопросов, было начато составление технического проекта. Примерно с этого же времени на линии начались интенсивные под­готовительные работы, а с ноября 1931 г. приступили к развертыванию строительства. 20 июня 1933 г., как известно, готовый Беломорско-Балтий­ский канал им. Сталина вступил в эксплуатацию.
Беломорско-Балтийский канал им. Сталина на протяжении 227 километ­ров пересекает от юга к северу территорию Советской Карелии. И при об­следовании трассы нашего канала, до начала стройки и в процессе всего строительства, были обнаружены на всем протяжении трассы драгоценней­шие природные богатства.
Прежде всего Карелия, которую у нас называют Советской Канадой, исключительно богата лесами. Свыше миллиарда фестметров  древесины (Фестметр – 1 м³ сплошной древесной массы в виде бревен, прим. РП) име­ется в Карелии на 13 млн. га земли, сплошь покрытой лесом. Годовой выход одного лишь пиловника при сорокалетней рубке может составить, по рас­четам наших лесовиков, около 5 млн фестметров. От Сороки до Повенца, т. е. вдоль всего канала, 75 проц. лесных массивов достигло срока рубки, причем до сих пор даже годовой прирост леса не реализуется. Эти огромные лесные богатства и по сегодняшний день лежат под спудом, являются мерт­вым капиталом.
Создание Беломорского канала дает возможность поставить в порядок дня вопрос о создании лесообрабатывающей и лесохимической промышленности, которая откроет широчайшие перспективы экономического и культурного расцвета для этой бывшей отсталой царской окраины — ныне свободной Советской Карелии. Лесообрабатывающая промышленность уве­личит в 3—4 раза доходность огромных лесных массивов, а лесохимическая промышленность повысит этот доход в десятки раз (смолокурение, кани­фоль, живица, скипидар, уксус и древесный спирт). Лесные богатства Каре­лии открывают в перспективе возможности для создания бумажной промыш­ленности и даже вискозы, т. е. производства искусственного шелка, что увеличит в сотни раз чистую доходность от древесного сырья.

Казаков Юрий Валентинович   10.03.2016 08:35   Заявить о нарушении
Строительство Беломорско-Балтийского канала им. Сталина открывает собой начало целой серии подобных строек. Наиболее крупная из них — Москаналстрой, также порученная ОГПУ, сейчас уже развернула свои строи­тельные работы.
(Речь идет о Канале имени Москвы, через который в столицу подается основной объем пресной воды. Кстати, особых истерик у наших перестроечных либералов, в отличие от Беломорканала, Москанал что-то не вызывал. О нем вообще практически не вспоминали. Может потому, что результат его работы прямо касался граждан, визжащих об «использовании труда заключенных гадами-большевиками»? – прим. РП).
Проводя работу по соединению Москвы с Волгой, мы уже имеем за собой опыт Белморстроя. Белморстрой же не имел опыта стройки такого размаха. Поэтому и по линии проектировочных работ, которые зача­стую еле поспевали за строительными, и по линии производства мы должны были на ходу изыскивать новые формы и методы наиболее рациональной и качественно высокой работы. Нам приходилось на ходу решать целый ряд сложнейших гидротехнических проблем, важнейшей из которых является проблема замены остродефицитных металла, бетона и цемента местными материалами — деревом и камнем. Эта проблема была полностью разрешена на Белморстрое. Дерево на нашем строительстве сыграло огромную роль — целый ряд важнейших конструкций сделан из дерева.
Перечислим важнейшие деревянные сооружения, которые в прошлом либо вовсе не имели прецедента в гидротехнике, либо применялись очень редко и несмело:
деревянные ромбовидные ворота шлюзов для напора до 10 метров; подкосные ремонтные затворы;
деревянные водосливные плотины из наклонных ряжей;
разборчатая плотина клавишного типа;
деревянные секторные затворы с консолями;
ряжевые стены камер шлюзов до 12 метров высоты;
слоистые торфяно-песчаные экраны для земляных плотин;
аварийные затворы сегментного типа на вертикальной оси и ряд других конструкций.
Особенное внимание надо обратить на ряжевые стены небывалой в прош­лом высоты —12 метров (предельная высота шлюзовых деревянных стен была 6 метров), а также на деревянные водосливные плотины из наклонных ряжей, впервые примененные в таких масштабах на Белморстрое; это отно­сится и к деревянным ригельным воротам, сдерживающим огромный напор боды — до 10 метров. Все эти конструкции, впервые примененные в практике гидротехники, сейчас уже прошли довольно длительный испытательный период и показали полную исправность. Качество всех этих сооружений, по отзыву правительственной пусковой комиссии, вполне хорошее, а в ряде случаев отличное.
Научная мысль на Белморстрое активно участвовала в улучшении каче­ства как самого проекта, так и строительных работ. С первых же дней строительства была создана прекрасно оборудованная гидротехническая ла­боратория, которая занималась не только химическими и механическими ана­лизами грунтов, но проверяла действие и работу самих сооружений на моде­лях, изготовленных из тех же материалов, которые применялись в натуре. Немало указаний удалось дать местам на основе этих лабораторных опытов, которые содействовали повышению качества и прочности сооружений. Как пульс у больного человека, лаборатория проверяла все свойства грунтов Белморстроя, и все выявляемые отрицательные явления немедленно учитывались и устранялись. Вместе с тем лаборатория выпустила из своих стен ряд науч­ных трудов, обогативших нашу гидротехническую мысль.

Казаков Юрий Валентинович   10.03.2016 08:39   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Алла Губерниева
Перейти к списку рецензий, написанных автором Тамара Мулина
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.10.2010