Рецензия на «7. 1. Некоторые интересные мысли о ритмике ямба» (Семинар Юрия Петровича)

Умеете же Вы написать самую суть и лаконично и занятно)

мне кажется, в приведенных примерах скрыта легкая "подстава"

с одной стороны я согласен с правками примеров. И даже считаю, что второй пример немного выиграл от правки, как вымытое стекло перед немытым). Тут, как раз, тот интересный случай пограничья между правилом и вольностью. Причем в первом примере (на мой взгляд) можно остаться на стороне вольности, а во втором случае на стороне правила.

Почему так? Если бы я правил его, я бы вообще сломал ритмику на последней строчке:

Дождь хлещет вновь стальные лужи,
Швыряет [ветер] жухлую листву,
А мне один твой взгляд и нужен,
Тобой одним живу...

слово "ветер" да, как то стремно растягивает строчку, причем, не то что бы портит, а как то она звучит ученически. Мне вообще тут не нравится первая строка, хотя она строго соблюдает правила, но не нравится каким то нарушением образного ряда или своим выразительным приемом. В ней,в ее правке заключен ключ к этой строфе - но это конечно, если говорить об авторской правке - Ваша Ю.П. правка деликатно следит только за строгостью форм.

Со вторым примером похожее место во второй строке:

"Твоя [чудная неземная] красота" и "Твоя [чудная злая] красота" - обе на мой взгляд неудачны, ибо сочетания какие-то режущие слух (ритм да поправлен, но тут как раз не об ритм спотыкаешься). Похоже автор хотел сказать "чудесная", "чУдная", но из-за ударения вышло "чуднАя" - странная.
Мне вот сложно тут даже подобрать что то, я как то остановился на таком варианте (стараясь сохранить построение и смысловую подачу):

Моя Кончита! Ты прелестна, право...
Твоя средь равных неземная красота
Мне послужила ветреной забавой,
И опьянила нежностью уста.

при этом я не считаю, что строка "И опьянила вязкой нежностью уста" совсем уж не может быть неуместна - на усмотрение автора и в связи с контекстом возможны оба варианта (помня о пограничье правила и авторской вольности).

Подъитоживая, скажу так, что правило необходимо - часто только сверкой с правилом можно вытащить неудобный кусочек, причем правило может вытянуть за собой смысловую четкость и подскажет более верное слово\фразу, но и наоборот - ведя строку на интуитивном чувственном импульсе автор вернее всего напишет "верно про правилу". Как это наверно банально). Не отвергнем же ни того, ни другого приема - стоит дополнять оба


Александр Сургуцкий   27.04.2010 14:49     Заявить о нарушении
Александр!
Спасибо за детальный разбор полётов, но я ни в коем случае не пытался говорить об образности и поэтике этих примеров.
Мне лично, если говорить об этом, очень понравилась правка строчки "Твоя, средь равных, неземная красота", однако два слога "не-зе" это всё же в песне можно произнести в два раза быстрее и - порядок, а вот если это стих эта стопа именно всё равно противоречит правилу.
Теперь перейдём от образности к сути моей "аксиомы". Я прав?. Не будем смотреть за поэтикой. У нас учебник "стихосложения". То есть стройного сложения стиха. Учить поэтике, образности, стилю - дело замечательное, но не на этом уровне. Я совершенно не стремился сделать свои правки поэтическими перлами. Как правило мои правки вызывают на поверхность такие открытия самих авторов, если они начинают над собой работать, что только и остаётся сказать "Браво!". Так что если что-то ещё есть сказать по сути аксиомы, её правоты, её предпосылок. Милости прошу. Жду с нетерпением.
С теплом и светом,
Ю.П.

Кстати я не услышал мнения по поводу нового Венка Сонетов моего Альтер-эго. Видел читали, хотя в 7-ой не вернулись (Виолетта ещё ссылку не поставила).

Семинар Юрия Петровича   27.04.2010 18:27   Заявить о нарушении
да да, конечно Вы правы насчет основ, я всегда увлекаюсь эстетической стороной вопроса, занесло) Я просто хотел сказать, что форма и содержание завязаны в стихах очень жеско, бывает хочешь написать что-нибудь типа "прекрасная береза", а некий высший баланс (не знаю как иначе это назвать) требует в этом месте совсем другой эпитет - и узкие рамки формы заставляют согласится, отбросить свой "личный, авторский" вариант, ради гармонии целого. Но Вы правы, для каждого уровня должны существовать границы, для ясности понимания.

По поводу сонетов, о-О, поверьте я был впечатлен этой работой, тем более для меня это сложнодостижимый труд, да и честно говоря, не являюсь знатоком классических форм. Возможно я напишу Вам, исключительно что-нибудь хвалебное, когда разберу все поподробнее, сейчас просто боюсь, ибо вижу свою некомпетентность)
Но Вы и ваши соавторы просто молодцы! Завидую канешно и приятно, что на стихире смело берутся и реализуют такие проекты и так достойно!

с большим уважением ;)

Александр Сургуцкий   27.04.2010 19:09   Заявить о нарушении
так я не дочитал, ибо тут отвлекают, страница до сих пор открыта)

Александр Сургуцкий   27.04.2010 19:11   Заявить о нарушении
Саша! Сто лет ВАс не видел, не слышал. Почитайте новое эссе (7.2.) Мне удалось наконец додуматься до одной простой вещи и обобщить правило на все ритмы и метры. Что Вы об этом думаете?

Семинар Юрия Петровича   25.01.2011 11:28   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Семинар Юрия Петровича
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александр Сургуцкий
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.04.2010