Рецензия на «Трёхсложные метры» (Антиквар)
Здравствуйте! Это снова я! Можно на урок? Я, как мне кажется, нашла примеры трехсложного метра у Валерия Брюсова. Первое: ТЕНИ (отрывок) Сладострастные тени на темной постели окружили, легли, притаились, манят, Наклоняются груди, сгибаются спины, веет жгучий, тягучий, глухой аромат. И, без силы подняться, без воли прижаться и вдавить свои пальцы в округлости плеч, Точно труп, наблюдаю бесстыдные тени в раздражающем блеске курящихся свеч; Наблюдаю в мерцаньи колен изваянья, беломраморность бедер, оттенки волос... Схема, на мой взгляд, такая: --+--+--+--+---+--+--+--+ --+--+--+--+-+-+--+--+--+ --+--+--+--+---+--+--+--+ +-+--+--+--+---+--+--+--+ По-моему, это 8-стопный анапест. Где-то есть сверхсхемное ударение. А где-то слабое ударение, я его обозначила как "-". Правильно? И вот еще: В.Брюсов ВЕСНА Белая роза дышала на тонком стебле. Девушка вензель чертила на зимнем стекле. Голуби реяли смутно сквозь призрачный снег. Грезы томили все утро предчувствием нег. Девушка долго и долго ждала у окна. Где-то за морем тогда расцветала весна. Вечер настал, и земное утешилось сном. Девушка плакала ночью в тиши, - ни о ком? Белая роза увяла без слез в эту ночь. Голуби утром мелькнули - и кинулись прочь. Схема такая: +--+--+-++--+ +--+--+-++--+ +--+--+-++--+ +--+-++--+--+ +--+--+--+--+ +--+--+--+--+ +--+--+--+--+ +--+--+--+--+ +--+--+--++-+ +--+--+--+--+ Это дактиль разбавленный двухсложными метрами кое-где. Я права? Я праильно усвоила урок? И еще вопрос уже по моему стиху: http://www.stihi.ru/2006/11/09-1302 Схема первого и второго четверостишия такая: -+-+---+---+ ---+-+-+ +--+---+--+ -+-+-+-+ +--++----+- ++-+---+ -+-+++---+- -+-+-+-+ То есть чередуется 6 стопный ямб с 4 стопным через строку. Но в третьем четверостишии уже по-другому: +--+-+-+- +--+-+-+- -+-+-+-+- -+--+-+-+- Это серьезное нарушение размера стиха? Такое не допускается? Или этот стих можно отнести к вольному стиху? Спасибо за внимание, жду ответа:) С уважением, Юлия. Юлия Турсунова 09.11.2006 Заявить о нарушении
Спасибо, Юлия.
В первом стихотворении Брюсова - верно, восьмистопный анапест с интересной цезурой после 4 стопы, обозначенной лишним безударным слогом. Виторое стихотворение - да, дактиль, но без двусложных стоп. Просто не ставьте ударение на предлог - они читаются безударно. В Вашем стихотворении сначала чередование шестистопного и четырехстопного ямба с мужскими окончаниями, а в третьей строфе один четырехстопный ямб, все окончания женские. Это очень большая метрическая и ритмическая смена. Не то, чтобы она была недопустима, нет, но ей надо уметь пользоваться. В лирическом стихотворении она трудно воспринимается. Другое дело - в драме, или в драматическом диалоге - это может сыграть хорошо. Лучше пока стараться выдерживать стихи в одном размере, при овладении стихосложением можно больше и больше экспериментировать. Антиквар 09.11.2006 19:19 Заявить о нарушении
Спасибо большое! Я буду учиться! Вы не против, если я буду время от времени Вам надоедать?
С теплом, Юлия. Юлия Турсунова 10.11.2006 15:29 Заявить о нарушении
Здравствуйте! Спасибо большое за помощь! Еще два вопроса по-поводу размерности и метра. В первом стихотворении:
http://www.stihi.ru/2006/11/12-693 3-я строфа как бы разделяет стих на две части и отличается по размеру. Такое допустимо? А во втором стих-ии: http://www.stihi.ru/2006/11/12-696 я не могу определить каким метром написано. Вроде бы слышится трехсложный метр, в 1 и 2 строфах даже показалось, что анапест. Но кое-где видится хорей. Я запуталась:( И попутно, если где-то, например, три с половиной стопы - это считается уже как четырехстопный? Спасибо большое! теплом, Юлия. Юлия Турсунова 12.11.2006 11:04 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |