Рецензия на «Трёхсложные метры» (Антиквар)

Здравствуйте! Это снова я! Можно на урок? Я, как мне кажется, нашла примеры трехсложного метра у Валерия Брюсова. Первое:
ТЕНИ (отрывок)

Сладострастные тени на темной постели окружили, легли, притаились,
манят,
Наклоняются груди, сгибаются спины, веет жгучий, тягучий, глухой аромат.
И, без силы подняться, без воли прижаться и вдавить свои пальцы в округлости плеч,
Точно труп, наблюдаю бесстыдные тени в раздражающем блеске курящихся свеч;
Наблюдаю в мерцаньи колен изваянья, беломраморность бедер, оттенки волос...

Схема, на мой взгляд, такая:
--+--+--+--+---+--+--+--+
--+--+--+--+-+-+--+--+--+
--+--+--+--+---+--+--+--+
+-+--+--+--+---+--+--+--+

По-моему, это 8-стопный анапест. Где-то есть сверхсхемное ударение. А где-то слабое ударение, я его обозначила как "-". Правильно?

И вот еще: В.Брюсов
ВЕСНА

Белая роза дышала на тонком стебле.
Девушка вензель чертила на зимнем стекле.

Голуби реяли смутно сквозь призрачный снег.
Грезы томили все утро предчувствием нег.

Девушка долго и долго ждала у окна.
Где-то за морем тогда расцветала весна.

Вечер настал, и земное утешилось сном.
Девушка плакала ночью в тиши, - ни о ком?

Белая роза увяла без слез в эту ночь.
Голуби утром мелькнули - и кинулись прочь.


Схема такая:
+--+--+-++--+
+--+--+-++--+

+--+--+-++--+
+--+-++--+--+

+--+--+--+--+
+--+--+--+--+

+--+--+--+--+
+--+--+--+--+

+--+--+--++-+
+--+--+--+--+

Это дактиль разбавленный двухсложными метрами кое-где. Я права? Я праильно усвоила урок?

И еще вопрос уже по моему стиху:
http://www.stihi.ru/2006/11/09-1302

Схема первого и второго четверостишия такая:
-+-+---+---+
---+-+-+
+--+---+--+
-+-+-+-+

+--++----+-
++-+---+
-+-+++---+-
-+-+-+-+

То есть чередуется 6 стопный ямб с 4 стопным через строку. Но в третьем четверостишии уже по-другому:
+--+-+-+-
+--+-+-+-
-+-+-+-+-
-+--+-+-+-
Это серьезное нарушение размера стиха? Такое не допускается? Или этот стих можно отнести к вольному стиху?

Спасибо за внимание, жду ответа:)

С уважением, Юлия.

Юлия Турсунова   09.11.2006     Заявить о нарушении
Спасибо, Юлия.
В первом стихотворении Брюсова - верно, восьмистопный анапест с интересной цезурой после 4 стопы, обозначенной лишним безударным слогом. Виторое стихотворение - да, дактиль, но без двусложных стоп. Просто не ставьте ударение на предлог - они читаются безударно.
В Вашем стихотворении сначала чередование шестистопного и четырехстопного ямба с мужскими окончаниями, а в третьей строфе один четырехстопный ямб, все окончания женские. Это очень большая метрическая и ритмическая смена. Не то, чтобы она была недопустима, нет, но ей надо уметь пользоваться. В лирическом стихотворении она трудно воспринимается. Другое дело - в драме, или в драматическом диалоге - это может сыграть хорошо.
Лучше пока стараться выдерживать стихи в одном размере, при овладении стихосложением можно больше и больше экспериментировать.

Антиквар   09.11.2006 19:19   Заявить о нарушении
Спасибо большое! Я буду учиться! Вы не против, если я буду время от времени Вам надоедать?

С теплом, Юлия.

Юлия Турсунова   10.11.2006 15:29   Заявить о нарушении
Нисколько не против.

Антиквар   11.11.2006 19:34   Заявить о нарушении
Здравствуйте! Спасибо большое за помощь! Еще два вопроса по-поводу размерности и метра. В первом стихотворении:
http://www.stihi.ru/2006/11/12-693
3-я строфа как бы разделяет стих на две части и отличается по размеру. Такое допустимо?
А во втором стих-ии:
http://www.stihi.ru/2006/11/12-696

я не могу определить каким метром написано. Вроде бы слышится трехсложный метр, в 1 и 2 строфах даже показалось, что анапест. Но кое-где видится хорей. Я запуталась:(

И попутно, если где-то, например, три с половиной стопы - это считается уже как четырехстопный?

Спасибо большое!
теплом, Юлия.

Юлия Турсунова   12.11.2006 11:04   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Антиквар
Перейти к списку рецензий, написанных автором Юлия Турсунова
Перейти к списку рецензий по разделу за 09.11.2006