Рецензия на «6 июля 2002 г. Суббота Часть 1» (Анатолий Быстрицкий)

АВТОРСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Единственная во всей поэме пейзажная зарисовка, с которой начинается запись от 6-го июля 2003 г., обязана своим появлением тому сочетанию фактов, что, во-первых, везде я хожу пешком, во-вторых, хожу огромными шагами, чему причиной немалый рост.

Правдивое мое восприятие домов в виде абстрактных предметов является отголоском того отстраненного видения мира, которое лежит в основе всего повествования. В этом же проявляется связность всей поэмы, достигаемая путем многократного возвращения к ключевым пунктам под разными углами. Так, первое указание на отчужденность мировосприятия восходит к самым начальным строфам (тем, где речь идет о причинах ведения дневниковых записей), продолжается упоминанием о _невольной тяге за легкостью_ Машиного мироощущения и обретает законченную форму в настоящей записи в восьми ключевых стоках о внутреннем состоянии героя в процессе ожидания. Строки точны и очень верно передают то состояние.

Из этого становится очевидно, как настойчиво вводятся детали внутреннего мира автора на фоне лишь поверхностно указываемых фактических происшествий. В этом и есть главное структурное отличие настоящей записи от двух первых, как я их назвал, программирующих. По существу, происшествия являются не более чем _скелетом_ основной содержательной канвы. Наряду с этим события даются в естественном порядке; мыслительные реакции как бы нанизываются на них и в итоге формируют целостную картину. Этот прием – субъективная и последовательная интерпретация возникающих случайных фактов – будет использован в полную силу во второй части данной записи.

Поскольку данная запись является самой объемной во всей поэме, на нее ложиться задача подготовки "доказательной базы" для кульминационных выводов. И именно с этой целью я мог позволить себе однократное отступление. Легковесное по форме, оно, однако, имеет первостепенное значение во всей записи. Оно вводится в рамках того же приема, что использовался при _обосновании_ отрешенности: помимо того, что имеет самостоятельный смысл, оно находится здесь как основа для упомянутого кульминационного вывода под конец всего произведения…

См. также авторское слово к первой записи и авторский комментарий ко второй записи.

Анатолий Быстрицкий   28.07.2003     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Анатолий Быстрицкий
Перейти к списку рецензий, написанных автором Анатолий Быстрицкий
Перейти к списку рецензий по разделу за 28.07.2003