Еврей написал такое!.. цитата

Георгий Юрин: литературный дневник

Александр БОБРОВ, секретарь СП России, профессор кафедры журналистики
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ
«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени
заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК


<<< предыдущее
06.12.2025 г.


ОТМЕНА ЛЮБИМЦА ПАСТЕРНАКА
Научная графомания в НЛО – против Бокова


Название заметок с упоминанием Пастернака – намеренное: у либеральных заумных критиков-литературоведов есть привычка побивать почвенников интеллектуалами, балалаечников стиха фортепьянными виртуозами, а в реальной, живой поэзии - всё не так примитивно: возвышенный Блок очень любил приземлённого Некрасова, кумир антисоветчиков Бродский весьма ценил политрука Слуцкого, а икона дам-филологинь Пастернак восхищался уроженцем подмосковной деревни Язвицы, где при жизни поэта был создан Дом-музей выдающегося земляка. По мнению авторов «Нового литературного обозрения» небожитель совершил просто преступление: Борис Леонидович дал деревенщику Бокову рекомендацию для вступления в Союз писателей, превозносил его, а ещё оставил автограф размашистым почерком классика Серебряного века: «Виктору Бокову, любимцу моему, горячему, живому поэту в непрестанном действии, завидном и счастливом».


Но тем, кто ни бельмеса не смыслит в горячей, живой поэзии, кто завидует чужой энергии и славе, как представители пресловутой «Вышки» - профессор, презирающий русскую литературу, Павел Успенский и его аспирантка (или магистрантка?), всего лишь младший сотрудник Института русского языка РАН (!) Ксения Костомарова, хочется отменить целое явление в поэзии. Носятся с новым термином-понятием «отмена русской культуры» и всё больше по отношении к Западу его применяют. Но в Милане снова оперу Петра Чайковского поставили с триумфом, а вот в самой России та же ВШЭ – продолжает русофобские отмены неугодных писателей: то возмущаются возвращением Алекандра Фадеева в школьную программу, то к автору любимейших в народе песен прицепились. Чего вам неймётся?


В номере № 3 (193) 2025 года журнала «Новое литературное обозрение» в псевдонаучной рубрике «Графомания. Литература и ее границы» на стр. 301-319 был опубликован материал упомянутых авторов К. Костомаровой и П. Успенского «Как феноменология глупости объясняет графоманию? Размышление с иллюстрациями из стихотворений автора Виктора Бокова».


Аж новый жанр для мало образованных поклонников НЛО (и самой главной редакторши Ирины Прохоровой) придумали: «размышление с иллюстрациями». Да нет там никаких размышлений – есть клевета, облыжное обвинение в глупости с выхваченными цитатами, то впрямь не самыми лучшими, то просто неуместными, показывающими полную глухоту авторов к поэтическому слову, к песенной стихии Бокова. Читайте: «Ранние стихи Бокова — это еще не графоманская, но эпигонская поэзия, подражающая Пастернаку. В ней воспроизводилась его ассоциативная размашистость и непредсказуемость. Так, например, «Март» (1953) — вольная вариация пастернаковского стихотворения «Душистою веткою машучи…» (с его темой любви двух капель друг к другу), в которую вплетаются характерные для автора «Сестры моей — жизни» музыкальные ассоциации:


Везде и всюду сказывается
Март, старый капельмейстер.
Две капли с крыши скатываются,
Летят на землю вместе.
И падают на клавиши
Двух водосточных луночек,
От радости заплакавши,
Что снова неразлучны.


Написаны эти стихи, кстати, не в 1953 году, а в 1942-м, когда поэты особо дружили (авторы по своей псевдонаучной буквалистике ставят даты по тому изданию, которое нашли – так теперь цитируют). Но и к Пастернаку можно придраться: что это за простонародный оборот: «веткой машучи»? – хоть пародируй.


Вообще, авторы совершенно не представляют, не чувствуют многоцветную картину великой русской поэзии, в которой можно обозвать графоманией по непониманию или полной глухоте заумь Велемира Хлебникова, детский наив Ксении Некрасовой, славицы или плачи Николая Тряпкина. Мало ли кому что «не ндравится», а многие – восторгаются! Что же делать? – очень просто: обозвать их недоразвитыми дураками. Но куда девать такого интеллектуального, самого городского, самого прагматичного мастера стиха, как Александр Межиров, который трепетно написал:


По Москве соскучился, по Бокову,
По его измученному лбу
И по взгляду – ясному, глубокому,
Пред которым никогда не лгу.
Семечки на полустанке лузгаю,
Голову клоню, как во хмелю,
И в слезах целую землю русскую,
Потому что Бокова люблю.


Еврей написал такое! Это признание можно было на обложку избранного вынести, но в «Художественной литературе» поправили: «…потому что Родину люблю». Вот пример не цензуры, а наплевательского отношения к русской поэзии и глухоту в стиле ВШЭ.


Вот авторы НЛО пытаются уличить русского Леля в графомании, копаются в стихах и выдают: «Взглянем на еще одно стихотворение, которое, как и большинство текстов Бокова (Во как! Выделено мной – А.Б.), располагается — используя слова В. Ходасевича о плохих стихах (бр-р – стиль! – А.Б.) — «ниже нуля»:


Ливни и грозы. Лето в разгаре.
Каждый торопится в гости к нему.
Гром даже дня не сидит на вокзале,
Едет то в Тулу, то в Кострому.


Ну и чего здесь «ниже нуля»? Обыгрывание названий, олицетворение природы – расхожий приём русской поэзии, кто понимает её. Как раз Боков – тот поэт, у которого не тексты, а стихи! Например, выдающаяся поэтесса, знаменитый прозаик – Лариса Васильева, которая по сравнению с бакалавром Ксенией Костомаровой – Василиса Премудрая, писала: «На исходе каждого столетия, словно в назидание будущим поколениям, высятся литературные фигуры, если не ровесники века, то несомненные его участники. Они часто принадлежат к разным жанрам литературы, у них разные характеры и дарования. Объединяет их мощная сила самовыражения, страстность и долголетие. В XVIII веке — это Гавриил Державин, в XIX веке — Лев Толстой, в XX веке — Виктор Боков. Неприятие иными читателями такого сочетания имён легко объясняется тем, что «большое видится на расстоянье» и «лицом к лицу лица не увидать». Однако есть у меня счастливая возможность, став лицом к лицу с поэзией Виктора Бокова, увидеть её всю!». Вот как высоко, но авторы НЛО такого окидывающего взгляда с высоты - напрочь лишены.


Умный прозаик и тонкий редактор Лидия Сычева писала: «Поэт Виктор Боков - очаровывает с порога. И не светскими расшаркиваниями, а стихами. Горячими - только что с машинки. Для восьмидесятичетырехлетнего человека уж больно авангардными. Про шоубизнес, бальзакоживопись и неокантианство. Я - в шоке. Ожидаешь балалайки с ложками, а получаешь компьютерную симфонию».


Боков ей рассказывает, откуда корни его поэзии – от деревенской мамы- чудесницы образной речи, от чтения классиков запоем, от учёбы у волшебника прозы Михаила Пришвина и общения с Борисом Пастернака, чей стих прихотлив и сверкающ, как весенняя Сетунь в Переделкине. Но больше всего – от фольклора, от русской песни, которые пели ему воронежские бабы:


«Чудо, как они пели, как плясали, я же ночи напролет с ними просиживал! Приехал из Воронежа, по тридцать песен один исполнял, концерты давал бездарным профессорам... А я с бабами связался, я нашел в них великий, величайший талант, так они пели эти песни! Да не один профессор с ними не сравнится! Приехал в Москву Андрей Платонов, он же ваш, воронежский, я ему пел, он плакал. Мне преподали бабы воронежские за один вечер больше, чем весь Литинститут»...


Преувеличение, конечно. Но в духе Бокова, который авторам НЛО – просто не доступен, они кощунственно гонят его от себя и оскорбляют самородка, обвиняя его в недоразвитости, подло приплетая перенесенную трагедию после отбывания срока в СИБЛаге и другие измышления, оскорбляющие честь и достоинство поэта.


«Внутри читательского филологического сообщества, к которому мы принадлежим, мысль о том, что графомания вообще и графомания Бокова в частности сконструированы социально, как бы автоматически обесценивает читательскую интуицию. Конечно, можно считать, что наши читательские оценки — следствие элитистской ангажированности, которая работает на поддержание канона. однако вне зависимости от того, правда это или нет, сама оценка — рефлекторна и в момент своего появления не поддается ни контролю, ни интеллектуальному остранению».


Что это за бред? Неужели он будет вынесен на защиту перед учёным советом? Бедная филология!


Пошли возмущённые отклики поклонников поэта, работников культуры, писателей. Фонд творческого наследия Виктора Бокова намерен подавать в суд иск о защите чести и достоинства поэта и направил требование главному редактору издательства «Новое литературное обозрение» Ирине Прохоровой - незамедлительно удалить данный материал из электронной версии журнала и предупредить авторов о недопустимости таких нелитературных материалов с прямым оскорблением личности человека, знаменитого деятеля культуры России. Удалить, «если она разделяет наше возмущение вопиющим фактом публичного оскорбления автора произведений - «Оренбургский пуховый платок», «Снег седины», «На Мамаевом Кургане», «Учись людей любить», «Откуда начинается Россия», «Материнское сердце» и еще десятков всенародно любимых произведений, несущих патриотизм, гуманизм, гражданственность, любовь».


А если не разделяет?


Александр БОБРОВ – председатель комиссии по творческому наследию Виктора Бокова, председатель Совета по пенсне Союза писателей России, кандидат филологических наук, профессор МосГУ


................


Я уже писал где-то о "поэзии" на основе великолепного знания стоматологических справочников и философских научных трудов типа "писем Энгельса Каутскому.)))
Впрочем, говорят, есть уже и учебник то ли химии, то ли физики в стихах.
Очень хорошо. Но - Поэзия ли это в высшем смысле слова?
К чему стремятся в РУССКОЙ поэзии?
К написанию стихов в одном иероглифе с кучей смыслов как в Китае?
Или, наоборот, множеством строк без смысла, но - только - чувствительной волной, ударяющей по мозгам ритмом и звучанием? Но это , скорее - в Африку, к барабанам и односложию.
Не дам определения Русской поэзии - ибо нет у меня ни образования литературного, ни опыта сложения стихов более-менее хорошего качества.
Но - знаю по себе - русская поэзия - это та, на которую отзывается душа и сердце русского человека. Когда есть искренний отзыв, эхо на неё - не "ботовских" и проплаченных рецензий и откликов, а настоящего всенародного признания, когда их читают и слушают на улице, в микроавтобусе, дома.
А вот это - «Внутри читательского филологического сообщества, к которому мы принадлежим, мысль о том, что графомания вообще и графомания Бокова в частности сконструированы социально, как бы автоматически обесценивает читательскую интуицию. Конечно, можно считать, что наши читательские оценки — следствие элитистской ангажированности, которая работает на поддержание канона. однако вне зависимости от того, правда это или нет, сама оценка — рефлекторна и в момент своего появления не поддается ни контролю, ни интеллектуальному остранению». ? -
Очень похоже на заумное "щедровитянство".. Решение задачи различными способами, с восприятием её с разных сторон. Всё дело тут в том, что какая-то из "сторон" при решении - проигрывает, исчезает, уничтожается...
Может быть - ваша, господа хорошие?.)
Не желаете ли - такое решение?


...............


Благодарю, Александр Александрович!


С уважением,





Другие статьи в литературном дневнике: