***

Сергей Неистофф: литературный дневник

Рассмотрим с разных точек зрения Статью 1 Федеральный закон от 29.06.2013 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан":
«Статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации < …..> изложить в следующей редакции:
"Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий
1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, -
< перечисление наказаний >
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, -
< перечисление наказаний >
3. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний -
< перечисление наказаний >
4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:
а) лицом с использованием своего служебного положения;
б) с применением насилия или с угрозой его применения, -
< перечисление наказаний >»
Вопрос: Причём тут нарушение права на свободу совести, анонсированное в названии статьи?
Рассмотрим подробно пункт первый статьи 148 в редакции Федерального закона от 29.06.2013 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 148 …».
По тексту рассматриваемой статьи 148 название должно было бы звучать: «Нарушение права вероисповеданий», так как в ней ни слова нет о наказании за нарушение прав на свободу совести. Напомним, что право на свободу совести закреплено в статье 28 Конституции РФ («Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.») и других её статьях, статье 18 «Всеобщей декларации прав человека» ( ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г) и статьями 1b и 3 «Устава Совета Европы» (ратифицированной 23 февраля 1996 года Федеральным законом N 19-ФЗ), из которых следует, что каждый гражданин имеет право на убеждения противоположные религиозному мировоззрению и вере.
Статья 29 Конституции РФ закрепляет за каждым гражданином свободу высказывания своих убеждений какими они не были:
«1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.»
Из пункта 2 этой статьи Конституции прямо следует, что наказание за действия, описанные в пункте 1 статьи 148 «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» может следовать за разжигание ненависти и вражды, а также пропаганду превосходства (т.е. неравенства) убеждений и мировоззрений, и следовательно приведённый пункт 1 статьи 148 противоречит основному закону РФ его Конституции (по Конституции РФ, упомянутые выше, статьи 28 и 29 могут быть пересмотрены только при проведении всенародного референдума), а также по статье 5.61 КоАП РФ «Оскорбление». В статье 5.61 КоАПРФ оскорбление трактуется как унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме . Понятие честь и достоинство относятся к категории этики, а так как у разных слоёв общества они отличаются (статьи 28, 29 Конституции РФ явно подразумевают и разрешают разделение населения на группы, сообщества и объединения граждан по тем или иным признакам, убеждениям, мировоззрениям, в т.ч.религиозным, эстетическим и прочим, с прямо противоположными убеждениями), то речь может, как мне кажется, идти только о неприличной форме. Эти же рассуждения применимы и к термину неуважение и осквернение (уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств, осквернить - опозорить, подвергнуть поруганию, унижению, запятнать чем-н), т.е. можно рассматривать только форму отношения без применения каких-либо уголовных административных наказаний, если форма отношения не может квалифицироваться как оскорбление.





Другие статьи в литературном дневнике: