"- А кто вы, собственно, будете?
- да живём мы здесь!.." ( уличный "Разговор со своими")
Торжок и Древнейший монастырь на территории нынешней России
(на фото часть Введенского храма, см.вверх) http://www.christenko.ru/index.php?page=torzok
с его историей связана и судьба иконы Богородицы "ВЫДРОПУССКАЯ ОДИГИТРИЯ"
*
Это старинное село находится в 430км. от СПб. То ли Екатерина приказала здесь "выдрать пуще" неумелого ямщика, то ли выдры водились в изобилии. Было оно в древности форпостом Новгорода, и о нем писали в путевых заметках почти все путешественники, посетившие Россию в XVI-XVIII вв.
И у Радищева в "Путешествии из Петербурга в Москву" есть глава "Выдропуск". А в ней такие замечательные строки: "...На месте мужества водворилася надменность и самолюбие, на месте благородства души и щедроты посеялися раболепие и самонедоверение...
Жительствуя среди столь тесных душ..., многие государи возмнили, что они суть боги и вся, его же коснутся, блаженно сотворят и пресветло".
А погода, не радовавшая с начала поездки, совсем испортилась.
Дорога к храму
Расположен храм в южной части села на берегу р.Тверцы у старинного кладбища, где сохранились надгробья XVII-XIXвв.
Колокольня храма поражает своей величиной. Здесь было 3 придела: Одигитрии Смоленской (главный), Покрова Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи (боковые).Сейчас служба ведется только в правом приделе. В двух других идет ремонт. Кое-где сохранились фрагменты красочной росписи.
Построил этот храм уже вышедший в отставку Савва Иванович со своей строительной артелью по приглашению жителей села. Освещение состоялось в 1784г.
Славилась церковь ранее своей утварью и святынями. В частности, Евангелием 1634г. – даром первого царя династии Романовых, Михаила Федоровича. В 1931г. церковь была закрыта, и как водится, разграблена большевиками.
Открыта вновь была в 1995г., и ее новая жизнь связана с именем настоятеля о.Георгия.
Его биография необычна. О.Георгий – бывший капитан милиции из Твери. Что его привело ко Всевышнему – неизвестно.
Только бросил он карьеру "силовика", да так и несет с матушкой нелегкие настоятельские хлопоты по устройству храмового хозяйства, поиску денег на ремонт и, конечно, службе и вразумлению прихожан.
Наслушался я про него много историй. Приехал о.Георгий в село, а вокруг пьянство, разруха и одичание.
В святом источнике, известном с языческих еще времен, бабы белье стирают. Попытался их увещевать, а в ответ:
"Стирали и стирать будем. Чтобы ты свои поповские телеса тут не полоскал".
Потом собрался батюшка тут детишек крестить.
А местная гопота набила бутылок и набросала стекол в купель. Так и пришлось в ноябре о.Георгию лазать в источник и все осколки руками вытаскивать.
А еще шел он раз мимо храма, глядь – замок как-то не так висит. Присмотрелся – дужка подпилена.
Зашел тихонько и видит: орудуют трое, иконы снимают и в мешки укладывают. – Что вы тут делаете! – а в ответ на него один с топором попер.
Ну, вспомнил он свое милицейское прошлое, отм*дохал всех троих и связал, топор отобрал.
Оказались местные, из соседних деревень.
– Ну, теперь, всё ребята, на нары собирайтесь. А они заныли, как дети:
"Отпустите нас, мы больше не будем...". Отпустил, больше вроде не лазали.
Святыня
Главная местная святыня – икона Выдропужской Божией Матери Одигитрии.
Образ этот до сих пор хранится в храме, день праздника его – 18 июня".
Итак, мы, наконец, сможем подвести итог. Интересное место это российское село Выдропужск и хорошие там живут люди.
Но, увы время и исторические катаклизмы вытравили историческую память о явлении в 1570 г. в еще деревянном храме св. Георгия, самой большой в России иконы -названной впоследствии "Старорусской иконой Божией Матери".
Избранная от всех родов людских ко спасению мира, Пренепорочная Отроковице и Заступница всех к Тебе притекающих, помози нам днесь взыти на путь в горняя селения Сына Твоего и Бога нашего, да во умилении зовем Ти:
Радуйся, Звездо незаходимая, к Солнцу спасения нас путеводящая.
Икос 1
Ангели и архангели воспевают Тя выну: радуйся, Дево, Ты бо еси честнейшая и славнейшая всех бесплотных чинов, яко иногда путесотворила еси Господу внити в мир во спасение людей. Ныне же, яко усердная Молитвенница о роде христиан православных, путесотворяеши всем чтущим Тя, да достигнем любы Христа и Бога нашего, славословяще Тя сице:
Радуйся, Невместимаго вместившая;
радуйся, Свет спасения от Себе явившая.
Радуйся, необуреваемое наше Пристанище;
радуйся, неоценимое наше Сокровище.
Радуйся, из мрака суеверия изводящая многих;
радуйся, неоскудеваемое вспоможение продающая верным.
Радуйся, злобу безпросветную в сердцах изженяющая;
радуйся, людем своим заступление от века являющая.
Радуйся, Звездо незаходимая, к Солнцу спасения нас путеводящая.
Кондак 2
Видя на пепелище, идеже бысть святый храм во имя великомученника Божия Георгия дивную икону Твою Одигитрию, в пламене страшном невредимо спребывшую, и обретя ту с велией радостию, боголюбивые богомольцы Твоя выдропусския, возопиша Богу: Аллилуия.
Икос 2
Разумея икону Твою, яко сокровище драгоценное, сын боярский и верный слуга князя московскаго Иоанна Великаго, взяша ю в полон, увезе в отчину свою, сиречь град Муром, и тамо поставиша ю яко велию святыню во храме святителя Николая, да и муромския людие воспевают Тя словесы сицевыми:
Радуйся, образ Твой из пламене невредимо изведшая;
радуйся, пламень душетленных страстей в нас угашающая.
Радуйся, земли тверстей и новгородстей древнее Сокровище;
радуйся, яко по всей земли славится имя Твое.
Радуйся, скорая Помощнице всем чтущим Тя;
радуйся, велие Заступление Тебя почитающим.
Радуйся, распри меж князей скоро утишающая;
радуйся, скорби простолюдин далече отгоняющая.
Радуйся, Звездо незаходимая, к Солнцу спасения нас путеводящая.
Кондак 3
Сила Вышняго возбудиша вихорь велик и страшен зело, трус силен, и гром велий, егда боярский сын повеле отслужити молебен пред иконою Твоею Одигитрией, именуя Царицу Небесную «Полонянкою». И точию прозвучали суть слова Евангелия «Пребысть же Мариам с нею яко три месяцы и возвратися в дом свой», абие разверзися кровы соборныя, и падоша на лице свое людие вси и священници, и узреша силу неведомую, еже сорва верх храма Божия и вознесе на воздусе икону сию и унесе ю в вихре далече. Мы же дивяшеся чуду сему вопием Христу Богу: Аллилуия.
Икос 3
Имея разсуждение здравое о чуде сем, сын боярский возопи с сокрушением сердечным и рече: «Увы мне безумному! Како посмех аз грешный, пленити Ту, Еюже весь мир свободися греха и работы вражией! Ныне посрамленный дерзостию своею, каюся и молю Тя, Пречистая, даждь ми неосужденно воспевати Тя сице:
Радуйся, мир рождеством Твоим свободившая;
радуйся, чудо всем на уверение в Истине явившая.
Радуйся, яко гордым противляющаяся;
радуйся, словеса Евангельския исполняющая.
Радуйся, яко икона Твоея небесными силами бысть носимая;
радуйся, Надеждо наша неугасимая.
Радуйся, видети славу Божию нас сподобляющая;
радуйся, к покаянию сердечному нас обращающая.
Радуйся, Звездо незаходимая, к Солнцу спасения нас путеводящая».
Кондак 4
Бурю внезапную узре выдропусский селянин Флор, егда труждася в поле близ дома своего. В буре же той незримо пребываше образ Пречистой Девы Одигитрии, летящий, яко на крилу ветреню, в дом Свой, во храм святаго Георгия, иже по нашествии московском разорен бываше. Добронравный же пономарь Феодор, по благому обычаю своему, кадяще заутра святыя иконы, обрете утрату сию драгоценную на Святем Престоле лежащую. И абие изшед вон, радостно вопияше, созывая криком велиим боголюбивых селян: «Приидите христиане православныя! Пойдем купно со мною и узрим преславное чудо Богоматере от иконы ея Одигитрии, яже бысть исхищена и обретеся. Днесь Заступница наша Небесная незримыми шагами преиде к нам. Радуйтеся и веселитеся, прославляя милость Божию: Аллилуия.
Икос 4
Слыша о Твоем чудеснем возвращении, сын боярский облечеся в ветхия ризы и вретище, и абие постяся и моляся изшед из дому своего в весь выдропусскую, во еже прияв зрак нищаго, взыти вновь в храм Твой святый, поклонитися пресвятому образу Одигитрии, и моляще о прощении своей дерзости, славословити Ти сицевая:
Радуйся, кающихся от Себе не отреевающая;
радуйся, путников богомольных заступающая.
Радуйся, прелагающая слезы в веселие;
радуйся, подающая велие радование.
Радуйся, надежная Заступнице на Тя уповающим;
радуйся, скорая Помощнице к Тебе претекающим.
Радуйся, яко от Тебе чудеса многия исходят;
радуйся, яко о Тебе всякая тварь радуется.
Радуйся, Звездо незаходимая, к Солнцу спасения нас путеводящая.
Кондак 5
Боготечней звезде уподобилася еси Пречистая Дево, и яко та привела еси волхвов к вертепу Божию, такожде и Ты управляеши верных ко спасению во Христе заботою о роде человечестем, молитвою непристанною и помощию от чудотворных икон Твоих, да поют Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видеша чудеса мнозии от иконы Твоея Выдропусской, благочестивые жители града Торжка восхотеша принимати ю, кресным ходом приносимую, дондеже не написаша себе другую таковую Одигитрию, во еже пети и славословити Тя сице:
Радуйся, любящих Тя упование;
радуйся, путетворящая людем спасение.
Радуйся, Троическия тайны в Зачатии девственнем являющая;
радуйся, от юдоли плачевней к духовной бодрости возводящая.
Радуйся, боголюбие в душах наших укрепляющая;
радуйся, поползновения злу нас отвращающая.
Радуйся, неискусомужная Мати, Агнца спасительного нам рождшая;
радуйся, благодатные сокровища от иконы Твоея нам показующая.
Радуйся, Звездо незаходимая, к Солнцу спасения нас путеводящая.
Кондак 6
Яко проповедь спасения на древе напечатленную, видим чудную икону твою Одигитрию, яже в храме выдропусском обретающуюся и благословляющую всякаго изшедшего в путь земнаго странствия вперити очеса своя в Отечество наше Небесное, зане бо вси людие суть токмо пришельци в мире сем, и отселе надлежит нам пети непристанно Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия на брегах тверецких благодать от иконы Твоея, Богородице, Одигитрии. Сей образ освящает и благословляет путь между стольными градами государства Российскаго, градом Москвою и градом во имя святаго Петра, и подает покой и благое поспешение боголюбивым путником, управляя их дух к горним вершинам Царствия Владыки всех Бога. Темже и оне же славословят Ти сицевая:
Радуйся, в пути шествующим благая Водительнице;
радуйся, гонимых укромное убежище.
Радуйся, страннопреимным людием небесную награду посылающая ;
радуйся, усталость странников потребляющая.
Радуйся, великие грады Российстие незримым покровом соединяющая;
радуйся, страну нашу и весь язык русьский усердно заступающая.
Радуйся, Тебе по Бозе служат ангели;
радуйся, Тебя песнословят праведницы.
Радуйся, Звездо незаходимая, к Солнцу спасения нас путеводящая.
Кондак 7
Хотящу явити миру сугубую благодать Свою, ниспосла Пречитая Дево богомольцем Твоим выдропусским, два исходище чудес и благодати; овое убо есть чудотворныя и цельбоносныя источницы водныя, иное же икону Твою Одигитрию. Теже, яко саму Царицу Небесную сию икону чтуще, добре восхваляют творимыя от нея чудеса, поя Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Новая показася пагуба злому племени бесовскому; всякое бо искушение от врага нашего спасения творимое, пред иконою Твоею Выдропусскою обращается на главу сотворшаго е; зане молитва, яже к Тебе, Пречистая, пред тою иконою возносимая, непреложно услышана бывает, темже и получаем заступление многосильное и благодаряще поем Ти сице:
Радуйся, Молние светозарная, злые духи поражающая ;
радуйся, Заре неугасимая, к бдению молитвенному нас пробуждающая.
Радуйся, лютых бедствий от рода православнаго отгнание подающая;
радуйся, Пламене чистый, теплоту сердец наших разогревающий.
Радуйся, печальных утешение;
радуйся, верующих в Тя и Сына Твоего спасение.
Радуйся, отчаянных воззвание;
радуйся, наше непосрамимое присное упование.
Радуйся, Звездо незаходимая, к Солнцу спасения нас путеводящая.
Кондак 8
Странное и всехвальное заступление и поруку имея себе, жители окрестных весей притекаша к чудней иконе Твоей Выдропусской, прося благословения Божией Матере на всякое свое начинание, наипаче же на труды польския. Во исполнение сего священници Твоя при велицем стечение богомольцев и трудников, взем пречистый и чудотворный образ Твой, изходят в поля и тамо благословляют сеятелей и бразды, во еже быти добрым плодом от земли русьской, и да восхвалят Бога, лишенные глада и иних бедствий христиане: Аллилуиа.
Икос 8
Вся еси в вышних, Ты и о нас не забываеши. Аще же видеши в нашем естестве удобь поползновения к греху, обаче чаяши, спасения нам, богомольцем Твоим, поелику пред Христом непристанно о нас в молитве сладкогласней Заступницей предстоиши, и подаеши нам ослабу искушений диавольских, да бо мы радостно воспели Ти благодарения сицевыя:
Радуйся, благорастворение воздухов нам низпосылающая;
радуйся, житницы усердных делателей наполняющая.
Радуйся, чистым сердцем сокровища на небесех собирать помогающая;
радуйся, Лозо благолиственная, гроздие исполненныя вина Живота Вечнаго произрастившая.
Радуйся, вси прилози врагов видимых и невидимых надежно отвращающая;
радуйся, яже младенцем к Тебе приносимым, доброе воспитание подавающая.
Радуйся, яко недуги многия исцеляющая;
радуйся, от одра болезни зравых душею и телом подымающая.
Радуйся, Звездо незаходимая, к Солнцу спасения нас путеводящая.
Кондак 9
Всякое естество недоумевает, слышаша яко помощь Твоя многомощная подается от иконы Твоей пречестной. Зряще образ и не видяще Первообраза Пречистыя Девы; зряще краски, и не стяжав благодати, сии не обретаху в суемудрии своем истины, и не можаху уразумети тако чудесе Богоматере, яже нам во утешение, а Богу во прославление явлени бывают. Мы же воспеваем в чудесех сих Премудрость Господню: Аллилуиа.
Икос 9
Ветия велеречивыя онемеша, зря дивный и без числа чудеса творящий образ Девы, яже в пречистых руцех держащей легце Исполняющаго мир. Се велие чудо зрим, обаче узрим и иное: яко аггелы злобныя, чающие восхитити души наша посрамлени будут, понеже имамы себе надежную к Богу Путеводительницу, Тя Матерь Божию. Твоим бо заступлением чрез воздушныя поприща, бесовом лютим принадлежащия, непреткновенно пройдем к месту покоя присноблаженнаго, идеже гласом непристанным вернии воспевают Ти словесы сицевыя:
Радуйся, Царице небесная, молитвами Твоими во Царствие Сына Твоего нас направляющая;
радуйся, яко к подвизанию на ниве Божией нас сподвигающая .
Радуйся, чадом малым в возрастании и учении вспомогающая;
радуйся, родителям благоговейным укрепление подающая.
Радуйся, вдовам слезы изсушающая;
радуйся, сиротам благая Заступнице.
Радуйся, воином христолюбивым незримая Оборонительнице;
радуйся, врагов Православныя веры могучая Устрашительнице.
Радуйся, Звездо незаходимая, к Солнцу спасения нас путеводящая.
Кондак 10
Спасти хотяй от поругания и огненнаго попаления икону Твою Одигитрию, благочестивый селянин Стефан, видяще яко безумнии отметницы веры отеческия, восхотеша ввергнути в огнь святые образа храма выдропусскаго, откупи ю у безбожных разбойников за един воз дров, и благоговейно внесе ю в дом свой, благодаряще Бога: Аллилуиа
Икос 10
Стена крепкая явилась еси земле русьской икона Твоя, Мати Божия, яко Ты и во изгнании из храма своего не оставише милосердие о роде человечестем, и благоволила еси спребывати в дому благочестиваго Стефана и чад его. Богомольци же Твои, тайне от лютих врагов Церкве Христовой, приходили в дом сей, и припадше к своей надежной пред Богом Заступнице, слезно со умилением славили суть Тя сице:
Радуйся, богоборцев безумие обличающая;
радуйся, исповедников веры венцем Небесныя славы венчающая.
Радуйся, яко в гонениях сущих без утешения не оставляющая;
радуйся, благодатных Твоих посещений их сподобляющая.
Радуйся, смирение и терпение в нас удобряющая;
радуйся, любовь нелицемерную в душах наших пестующая.
Радуйся, не единожды яве волю Свою от иконы выдропусской людем являвшая;
радуйся, от татей нощных и человек лукавых образ сей благоприятно спасавшая.
Радуйся, Звездо незаходимая, к Солнцу спасения нас путеводящая.
Кондак 11
Пение вознося доброгласное, и духом предстоя Богоматере, богомольцы Твои вернии, многократы вносиша образ Твой Одигитрии, в домы свои, чая получити от Тебе цельбы и радость велию, и снискав просимое, ликовствуя возносили суть Богу хвалу: Аллилуиа
Икос 11
Светоприемную свещу, яко молнию освещающую богоугодное жительство видим Тя, Богородице, егда пребывая во граде Твери, явила еси благое поспешение сестрам обители святой Екатерины, яже молитвенно принимали святую икону Твою, ангельски поя Ти похвалы сицевыя:
Радуйся, иноческаго образа небесная Покровительнице;
радуйся, обителей земных, яже являют в себе образ обителей небесных, добрая Устроительница.
Радуйся, иереям честным помогающая;
радуйся, архиереом благочестивым опору подающая.
Радуйся, всех христиан во благих наставляющая;
радуйся, радость роду человеческому приносящая.
Радуйся, неоскудное Вместилище милости;
радуйся, неизсякаемый Источниче благодати.
Радуйся, Звездо незаходимая, к Солнцу спасения нас путеводящая.
Кондак 12
Благодать Твоя сердца наша утешающая, выну с нами пребывает, Ты бо, Пречистая, не избрала еси достославней иконе Твоей места инаго, но паки водворила еси ю в дом свой выдропужский днесь, аможе и древле. Ныне аще и прославляемая молитвами и славословием во устех благочестивых, обаче хулимая от богоборцев скудоумных, наипаче же стужаемая татями, чающими исхитити многоценный образ Твой, в храме древлем с нами спребываеши, во исполнение воли Господней, да поем Ему доброгласно: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще славу светозарному лику Твоему, Богородице, мним Тя, яко и отцы наша, незримо с нами Спасу предстоящую, и от многих неведомых напастей нас укрывающую честным покровом Твоим. Ныне да устрашатся все врази Божии, понеже вемы, яко вси богоборци нечестивыя сходят во ад. Вернии же, образ Твой Выдропусский яко заступление неодолеваемое имуще, к Царствию Небесному на брачный пир Христов восходят, воспевая Ходатаицу свою, Богородицу, сице:
Радуйся, радование наше паче всякой радости;
радуйся, утешение в бедах изнемогающим.
Радуйся, мучеников и исповедников Славо;
радуйся, святителей и страстотерпцев украшение.
Радуйся, грядущему веку Наставнице;
радуйся, в разум Божественного Света многих вводящая.
Радуйся, сретение славного пришествия Сына Твоего Предвозвестительнице;
радуйся, роду христианскому нежная Мати.
Радуйся, Звездо незаходимая, к Солнцу спасения нас путеводящая.
Кондак 13
О, всепетая Мати Одигитрие, рождшая всех святых святейшее Слово, нынешнее молебное приемше приношение, и на нужды наша призирающе, подаждь нам силу Твоея благодати, управи нас по пути спасения и умоли ниспослати нам милости щедрыя Сына Твоего, Емуже хвалу велию во умилении возносим: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.
Сей кондак глаголется Трижды. И абие икос 1 и кондак 1.
Молитва ко пресвятой Богородице, пред иконой Ея Одигитрией-Выдропусской:
О, Всечестная Мати Богородице Одигитрие! Яко ведаеши путие видимыя и невидимыя, яко зриши в душах наших ведомая и неведомая, волю свою отложив под Твое, Пречистая, попечение прибегаем и Тебе усердно молимся: упаси, управи и в беде не остави всех погибающих; водвори отпадших во врата церковныя и возстави, во унынии углебающих, паки на брань духовную; окорми алчущих и напои жаждущих; вдов утеши, сирот защити, младенцев воспитуй; гнев укроти на ны движимый; боляшим ослабу и исцеление подаждь; от бесов люте стужаемым свобождение ниспошли, Церкве Православней необоримою защитою и покровом буди. Ты бо еси наша Надежда несумненная, от Себе не отвержи нас многогрешных. Веруем, яко молитва Твоя многомощная не престает, и всяк просящий Тя, полезная себе получает. Твоя бо есть милость нас присно заступающая, Твоя бо есть сила с нами выну спребывающая, и вемы яко много может моление Пречистой Девы к Сыну Ея Божественному, Емуже славу и поклонение возсылаем ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
** http://www.pravenc.ru/text/161063.html) (празд. 28 июля), чудотворная. Обстоятельства прославления иконы изложены в «Повести душеполезной о чудотворном образе Пресвятыя Богородицы, иже в новгородской области в веси нарицаемой Выдропуске...», известной по списку из Сборника XVII в. (РГБ. Отд. I. Q. № 239; Толст. II 277). Время создания «Повести», автором к-рой назван «князь Егорий Звенигородский, иже именуется Токматон» (Юрий Иванович Токмаков, кн. Звенигородский, воевода в царствование Иоанна Грозного), можно отнести ко 2-й пол. XVI в. (возможно, 70-е гг. XVI в.). Источником повествования, как указал автор, стал рассказ Феодора корчемника, в монашестве Феодосия («в добродетели навык от соловецкого игумена Филиппа, именованием Колычева»), жившего в с. Выдропуск (ныне Выдропужск Спировского р-на Тверской обл.) близ храма вмч. Георгия, где находилась В. и. Повесть относит время прославления В. и. к событиям, связанным с покорением Новгорода вел. кн. Иоанном III (1478). Некий воин родом из «области града Мурома», из дружины вел. князя, проходя со своим отрядом мимо Выдропужска, на правах победителя забрал из ц. вмч. Георгия В. и., стоявшую у царских врат, и поставил икону в своем селе, в ц. свт. Николая. Перед Неделей св. жен-мироносиц, после утрени и чтения Акафиста Пресв. Богородице, воин велел иерею отслужить молебен и перед В. и., назвав икону «полонянкой». По прочтении Евангелия «внезапу трус бысть», церковь поколебалась, сорвало крышу, вихрем подняло икону и унесло прочь. Пораженные страхом люди упали на землю без чувств. Чудесный вихрь явился и около Выдропужска, вблизи ц. вмч. Георгия. Его свидетелем стал местный крестьянин Флор. Пономарь же храма Феодор, имевший обыкновение каждый день совершать каждение в опустевшем храме («после воинства того иерею не сущу ту у церкви»), обнаружил В. и. лежащей в алтаре на престоле. Пономарь известил жителей села о совершившемся чуде перенесения иконы и напомнил предание о том, как эта икона уцелела после пожара, полностью уничтожившего храм во имя вмч. Георгия. Образ был найден под слоем пепла на месте алтаря лежащим ликом вниз, следы огня остались на незначительной части тыльной стороны иконы. Кликните для увеличения картинки Выдропрусская икона Божией Матери (ц. Смоленской иконы Божией Матери в с. Выдропужск Тверской обл.) Похититель иконы после ее чудесного исчезновения осознал дерзость своего поступка и принял решение, сложив с себя воинский чин, совершить пешее паломничество в Выдропужск. Там он, увидев «полонянку» на прежнем месте, всенародно покаялся. В канву повести включено сообщение об иконе Божией Матери «Умиление», «мерою яко локтя единаго», к-рая также была перенесена вихрем вместе с В. и. из муромских пределов в выдропужскую ц. вмч. Георгия. На новом месте икона «Умиление» пребывала недолго, сопроводив «полонянку», она вернулась в свой храм свт. Николая. Священник тотчас сообщил об обретении на прежнем месте иконы воину, к-рый, не ведая, где она пребывала, вопрошал: «Где бы и како ем семо возратися?» Это сообщение опосредованно отражает связь с находившейся в XIX в. в Сретенской ц. (1767) г. Торжка иконы Божией Матери «Умиление», почитавшейся чудотворной, день памяти к-рой в 1-е воскресенье после праздника апостолам Петру и Павлу. Этот образ имеет прямое отношение к Выдропужску, о чем гласит надпись на полях: «Принесен из Двинской земли в Черную гору в царствование Феодора Иоанновича (1584-1598.- Ред.), а в Торжок принесен из Выдропуска» (Ист.-стат. описание г. Торжка. С. 129-130). Вероятно, эта икона была списком с Владимирской иконы Божией Матери, местночтимой в Богородицком мон-ре на Чёрной (Красной) горе Пинежского у. Архангельской губ. В 1565 г. В. и. стараниями Феодора корчемника была поновлена и богато украшена («обложил серебром и златом»). Время установления крестного хода с В. и. из Выдропужска в соборную ц. Преображения в Торжке неизвестно. В описании г. Торжка, составленном в 1860 г., сказано, что «большой крестный ход 18 числа июня (так! - Авт.) установлен с незапамятных времен» и чудотворный образ «в XVI столетии, 18 числа июня, каждый год носим был в город Торжок с крестным ходом и обратно через несколько дней был относим». В этом тексте чтимая икона названа «Выдропусской, или Муромской» (Там же. С. 103-104). Жители Торжка хотели оставить икону в городе как можно дольше, возле нее непрестанно совершалась служба, ее носили по домам горожан, и даже возник спор о ее постоянном местопребывании. В 1630 г. в Москве с нее выполнили список и отправили в Выдропужск. Чудотворная икона была перенесена в Торжок, в ц. Преображения. Был установлен новый крестный ход, совершавшийся 18 июля - в день прибытия В. и. из Москвы. Приходы всех церквей Торжка собирались в Борисоглебском мон-ре и крестным ходом двигались к Преображенскому собору, где по окончании литургии служили молебен перед В. и. Судьба иконы после 1917 г. неизвестна. Список с В. и. находился в Георгиевской ц. Выдропужска до сер. XVIII в., затем был перенесен в новопостроенную ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери (1784). Храм закрыли в 1931 г. В конце Великой Отечественной войны в нем разместили нем. военнопленных. Стояли суровые морозы, и командование приказало отапливать храм иконами. Среди расквартированных в Выдропужске солдат, охранявших немцев, был юноша, Кронид Поспелов (буд. архимандрит Псково-Печерского мон-ря Нафанаил, сын замученного большевиками муромского священника), к-рому удалось спасти В. и. с помощью хозяина снимаемой им квартиры Степана Юрзова, выменявшего у командира конвоя образ Божией Матери на дрова. Ок. 50 лет икона пребывала в семье Юрзовых и после возвращения в лоно РПЦ ц. Смоленской иконы Божией Матери (1991, богослужения с 1995) была передана в храм, где ныне и находится в приделе свт. Николая Мирликийского. Иконографический тип Богоматери - Смоленская «Одигитрия». Размер В. и., находящейся в наст. время в Выдропужске,- 66,2; 90 см. Изображение выполнено на розовом фоне. По нижнему полю справа идет надпись: . В 2000 г. икона была реставрирована. Об особых чинопоследованиях В. и. не известно. В 2000 г. были составлены тропарь 4-го гласа, кондак 6-го гласа и акафист В. и. (в наст. время на рассмотрении Богословской комиссии). В тропаре воспроизведена версия об обретении В. и. иноками Валдайского мон-ря. Тексты кондака и тропаря были отредактированы архим. Нафанаилом. В наст. время в день празднования В. и. ежегодно по окончании литургии совершается крестный ход от ц. Смоленской иконы Божией Матери к 2 источникам - Георгиевскому (на месте прежней ц. во имя вмч. Георгия) и Покрова Пресв. Богородицы (часовня над источником). 14-22 февр. 2003 г. В. и. пребывала в московском Сретенском мон-ре, весной 2004 г.- во Всехсвятском кафедральном соборе Тулы. Лит.: Илиодор, иером. Ист.-стат. описание г. Торжка. Тверь, 1860. С. 103-104; Лавровский Н. Л. Повесть о чудотворном образе Богородицы, находившемся в Выдропуске // Летописи рус. лит-ры и древности. М., 1862. Ч. 3. С. 19-28; Повесть душеполезна о чудотворном образе Пречистой Богородицы честного и славного ея Одигитрия, яже в Новгородской обл. в нарицаемой веси в Выдропуске в храме св. страстотерпца Георгия / Описана блгв. кн. Георгием Звенигородским, еже именуется Токмо... СПб., 1880; Поселянин. Богоматерь. С. 479-483; Bentchev I. Handbuch der Muttergottesikonen Russlands. Bonn, 1985. S. 95; Ebbinghaus А. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. Wiesbaden, 1990. S. 168-173; Чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия Выдропусская» // Тверской собор. 2003. № 2 (7), март. С. 8; http://www.spas.tvcom.ru/v_akaf.html (акафист В. и.).
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.