Янис Гриммс. Послания КариатидеЖИЗНЬ НА ОСЕЛКЕ СЛОВ Слова… В них жизнь, как сон, вы правы.
Пришла смертельная усталость,
(Фрагмент монолога в образе раскаявшегося атланта) - О боже, Вы опять не поскупились, Такое впечатление, однако, Я тот атлант, который обречён Теперь, балконодержец, возвращаюсь Попробую, уже без глупых шуток, Я думал вот что, с каменным лицом: Ты в этом жанре сам, конечно, грешен! Экстазы не к лицу балконодержцу. А вот сейчас могу сказать о главном, Бо-же-ствен-ней-ша-я Кариатида! И я, бывало, слабость проявлял, Наверное, хотя я и атлант, Я должен быть наказан, как преступник, Давно всё это было, но ведь было, Ввиду моих проблем, я собираюсь Устал уже, убогий, выступать Ну что ещё сказать Вам напоследок? (Перевод с латгальского) ОТВЕТ АТЛАНТУ - КАРИАТИДА - Уже ль , атлант, я больше не услышу Простите, каменное изваянье, Давайте будем всё же говорить! И разве сможете тогда вы упрекнуть Да мы уже стихами говорим! Благодарю, что здесь я и сейчас
Военный пенсионер. Гвардии прапорщик в отставке. Орденоносец. Сильный старик. Сильная натура. И воображение сильное. Сильное, но суженное. «Явление на фоне аффективно-суженного сознания», как сказал бы психолог. «Функциональное расстройство нервных узлов правого и левого полушарий головного мозга с фиксацией мышления на доминирующих образах», как уточнил бы психопатолог. В правом полушарии доминировала женщина. В левом полушарии доминировало море. Женщина и море. Две мины. Заминированный церебрум? Женщину звали Марина, а море было безымянным. Эту Марину старик никогда не видел воочию. Только рисовал образ. Рисовал мысленно, и что характерно – никогда не воображал Марину в обнажённом виде. Рисовал её всегда опрятно одетой, в разных платьях. Все платья, чуть выше колен, отличались фасоном и цветом. Только туфельки были одной модели. Чёрные, лаковые, узконосые, на высокой шпильке, по моде 1970-х – тех лет, когда его отправили воевать в Афганистан. А главное – ножки. Ох уж эти ножки с приятной кривизной! Любуясь ими, он порой доводил себя до экстаза. Это не слабость – это была естественная мужская потребность. Хрустальная железа, второе сердце мужчины, работала как часы. Когда его, безногого инвалида, трижды в неделю навещала симпатичная особа из собеса, чтобы убраться в квартире и пополнить запас продуктов в холодильнике, мужская потребность проявлялась порой с бешеной силой. Но ганглий правого полушария, хотя и «расстроенный функционально», был сильнее позывов той плоти, которая ниже пояса, в паху. Изменить Марине даже с готовой на всё аппетитной попечительницей – это было невозможно. Это было выше его сил. Всё равно что изменить морю. Он никогда не видел настоящего моря. Зато все стены его убогой комнатушки были оклеены репродукциями с морскими пейзажами. Он разглядывал их в темноте, светя на ту или иную картинку старым трофейным фонариком. Смотрел, фантазируя о небывалых морских приключениях с его решающим участием в должности капитана авианесущего крейсера «Варяг» или круизного лайнера «Большая Принцесса». Если крейсер захватывали морские пираты, то он приказывал открыть кингстоны и первым запевал: «Наверх вы, товарищи, все по местам! Последний парад наступает!» Если бедствие случалось с пассажирским судном, то капитан никогда не покидал тонущий корабль последним, как положено по уставу, даже когда мог спастись с остальной командой в спасательных шлюпках. Он оставался на капитанском мостике, в капитанской фуражке, застегнутый на все пуговицы белого кителя, и исчезал в морской пучине вместе с погибшим кораблём. Точкой в этом слезоточивом апофеозе была мысль об оставшейся на берегу Марине. Мысленно к ней обращаясь, он говорил последнее «прости». А когда подоспел юбилей и городской военкомат подарил юбиляру компьютер с подключением к интернету, он открыл для себя, уже старого сухопутного мечтателя, удивительно созвучное не только левому, но и правому полушарию его воспалённого воображения стихотворение Поля Фора «Морская любовь» в переводе Гаспарова, которое перечитывал так часто, что выучил наизусть. А потом, на сайте stihi.ru, он познакомился со стихами автора под загадочным псевдонимом КАРИАТИДЫ СНЫ. Сразу влюбился в поэзию этой Кариатиды, романтичной грёзовидицы. Когда прочитал подборку c вариациями на тему морской любви, где Поль Фор фигурировал в заголовках всех семнадцати стихотворений, подумал о том, чтобы ответить загадочной сочинительнице в формате популярной рубрики «Ваши рецензии», но не решился. Он более или менее овладел навыками компьютерного набора, с трудом работая двумя пальцами, но был совершенно беспомощен в том жанре, который называется эпистолярным. Дневник вёл, а вот писем писать не научился. Просто некому писать. Родителей не помнил, а друзей и подруг как не было, так и нет. Сразу после детдома – армия, воздушый десант, война, тяжёлое ранение, госпиталь. Мог бы после дембеля жить в каком-нибудь пансионате для военных инвалидов, но не захотел. По праву бывшего детдомовца, получил комнату в коммунальной квартире. Военком, сам из ВДВ, помог не только с жильём, но и с минимумом удобств – в комнате установили газовую плиту с баллонным газом, а также ванну и унитаз с автономным сливом, благо что за стенкой был общий туалет. С тяжёлой жизнью «по попущению бога» – бога, в которого верил сердцем, но ненавидел всеми останними клетками головного мозга, его обоих полушарий, – почти смирился, скрашивая реальный быт затейливыми, прихотливыми, неудержимыми фантазиями из области бытия ирреального. Пенсия хорошая, на горячую пищу, огненную воду и крепчайшие папиросы «Беломорканал» хватало. Только с протезами проблема – без них со второго этажа на трёх колёсах инвалидной коляски не спустишься. Все попытки сделать для него нормальные протезы были неудачными. Невромы и остеофиты замучили окончательно, поэтому после третьей реампутации его, по выражению хирургов, «патологически конических культей», он навсегда распрощался с мечтой о ножных протезах. Мука телесная, мука душевная, муки многолетние – вот о них и пытался писать, страждущий, осторожно стуча грубыми перстами по чувствительной, как нежная женская психея, клаве подаренного компа. Сначала писал, создав файл под именем ДНЕВНИК ИНВАЛИДА. Потом появились файлы МАРИНА и ГЛОССАРИЙ. «Глоссарий» являл собой коллекцию медицинских и юридических терминов типа «cerebrum» («головной мозг»), «ganglion» («ганглий»), aqueductus cerebri («водопровод головного мозга»), «ctrebellum callosus» («мозолистый мозжечок»), «anima vilis» (малоценная жизнь»), «corpus vile» (малоценный организм»), «corpus humanum non respit aestimationem» (человеческое тело не поддаётся оценке») итд. А уже после нулевых годов третьего миллениума, в самом начале второго десятка двадцать первого века, его осенило, и он завел не просто файл, а целую директорию КАРИАТИДА ВО СНЕ И НАЯВУ. Эта папка день ото дня становилась всё весомее за счёт новых документов под самыми разными, зачастую фантазийными названиями, типа РОЖДЕНИЕ ПОЭЗИИ ИЗ ДУХА ФИЛОСОФИИ или МОРСКАЯ ЛЮБОВЬ НЕ РЖАВЕЕТ. Короче, он решил стать писателем. Желание было настолько сильным, всесильным, неукротимым, что он начал забывать о Марине. Марину в его сознании и подсознании, корке и подкорке, затмила Кариатида. О том, какие у неё были ножки и туфельки, какие она предпочитала платья, простые или фасонистые, до или выше коленок, он даже не думал. Главное, что он ценил в романтичной Кариатиде, называлось умом и душой. Раньше он ревностно считал килобайты в файле МАРИНА, но с некоторых пор интерес к ним пропал начисто. Знаков в этом файле, с пробелами, было немного, около пятнадцати тысяч, даже на две полосы газетного формата А3 не хватило б. Зато при наведении курсора на папку КАРИАТИДА ВО СНЕ И НА ЯВУ, однажды появилось дробное число, внушительное по определению. А это уже толстый том, если в бумажном эквиваленте. Настал день, когда самодеятельный автор отправил свой гигантский, в мегабайтах, труд в известное издательство. Спасибо военкому – он всё устроил и даже приложил к сопроводительному письму блестящую характеристику за подписью одного отставного гвардии полковника, бывшего командира нашего десантника, такого же гвардейца, во времена его службы в ВДВ. Вскоре он получил проект издательского договора на книгу под оригинальным заголовком «Кариатида во сне и наяву». В договоре был пункт о гонораре и авансе, но без указания сроков их выплаты. (Жуликоватые издатели сплошь и рядом прибегают к этому немудрящему приёму, чтобы навсегда наказать очередного, как говорят матёрые воры, лохА в лице автора). В договоре был пункт о подготовке книги к печати, но без указания срока её выхода в свет. Аванса не заплатили, книга не вышла. Было уведомление от издателя о задержке «сигнального экземпляра по техническим причинам». А потом пришло письмо о том, что «ввиду проблем, связанных с изменениями на книжном рынке», такое-то юридическое лицо вынуждено прервать такой-то договор с таким-то физическим лицом на издание такой-то книги, предложив её «выпустить в свет за счёт автора». Это было событие, сравнимое с очередной неудачной реампутацией. Ветеран впервые почувствовал себя не только беспомощным, но униженным, оскорблённым, опозоренным стариком. Сначала он хотел разбить комп вместе со всем его содержимым, и уже занял для этой цели подходящий кузнечный молоток у соседа, но потом передумал и уступил своё единственное сокровище тому же соседу за десять бутылок водки. Он выпил пять литров огненной воды за считанные дни. Потом продал телевизор и кое-что по мелочи, из числа подаренного военкомом по случаю разных праздников. В последнее похмельное утро он надел свежую тельняшку, а сверху парадный мундир прапорщика ВДВ (две звездочки на погонах с голубой окантовкой), тремя медалями (на левой стороне кителя) и двумя орденами Красной Звезды, гвардейским знаком и нагрудными значками «Инструктор-парашютист» и «Парашютист-отличник» (на правой стороне), содрал со стен все картинки, до которых смог дотянутся кухонным ножом, после чего наполнил ванну до половины, зная что после его погружения уровень воды станет вровень со сливным отверстием вверху. Мелочь, однако. Но, как все инвалиды с суровой армейской жилкой, он был аккуратен даже в мелочах. Из коляски в ванну, как обычно, переместился работая сильными руками. Безногому инвалиду без сильных рук не то что «принять ванну», но даже на унитаз не сесть. Уже в ванне, в сидячем положении, связал себе руки за спиной (заранее припас бечёвку, из которой сделал лассо для обеих кистей по знакомой ещё со времён учебки методике selfbondage), после чего лёг навзничь и, зажмурившись, погрузился с головой в ледяную воду. Однако тут же вынырнул, оттолкнувшись одной культёй, той, которая длиннее, от противоположной ванной стенки, и сразу, не давая уже своему обезумевшему ганглию опомниться, перевернулся ничком. В агонии, захлёбываясь, ему ещё раз удалось, сильному, опять же с помощью толчковой культи, поднять голову над водой, но лишь для того, чтобы крикнуть в последний раз: - Прости! ПРИЛОЖЕНИЕ Поль ФОР. Морская любовь (Перевод с французского Михаила Гаспарова) Маленькая жизнь А в море буря, Маленькая жизнь Мне плыть Буря и тишь, А ты меня любишь
© Copyright: Кариатиды Сны, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|