Эти длинные руки кремлей сатирический валежникВ художественном творчестве сатирические и иронические произведения, с точки зрения Вечности, самый скоропортящийся продукт. Это связано с тем, что жизнь, меняясь, убирает из коллективного бессознательного те островки общественного внимания, которые были ценны и значительным для большинства. И юмор если и сохраняется, то частично или вообще переходит в категорию других эпизодов. Если сегодня показать поколению Путина (тем, кто родился и вырос только при этом персонаже) любую советскую комедию, то больше половины шуток будет сквозить мимо сознания. Самая, наверное, показательная в этом отношении, "Кин-Дза-Дза". Ее и тогда то не очень понимали, а писалась она на лету, как фиксация приступов творчества. А сейчас она, утратив совково-кпссный примитивизм бывшей империи и вовсе держится только на корсете общечеловеческих ценностей, а их там, как три веточки. Рубрикатор на Стихире позволяет из обилия жанров припасть к тому, в котором автор видит свое детище. Время от времени, читая сатирические стихи и пытаясь улыбнуться, все чаще ощущаю чувство глубокой посткоммунистической неудовлетворенности качеством современного юмора авторов. В связи с этим и только с этим, захотелось вспомнить первоисточники и разобраться на конкретном примере, почему так сложно работать в этом жанре. Он возник еще на заре греческих столпов, как разделенность драматических произведений на эпос, трагедию и комедию. Греки считали, что облагораживаться духовно можно, из этих трех источников: После греков развитие жанра комического направления было отвязано от публичных выступлений и кроме сценического, становилось актом индивидуального творчества, рассчитанного на дальнейшее прочтение, хотя театральная сцена и дальше оставалась местом коллективного восприятия смешного. В качестве индивидуальных жанровых ниш, собирающих это направление, развились такие, как "басни", "эпиграммы", "анекдоты". В русской обрядовой поэзии эту роль выполняли частушки и байки. В период развития соцреализма эстрадным проявлением такого направления стали комические куплеты и различные антрепризы. Смех "над" основан над возвышении повествователя над объектом иронии. Главной фишкой в возникновении работающей схемы юмора, является краткосрочное замыкание, которое происходит в сознании читателя, когда он пытается совместить два пласта "коллективного бессознательного" и " мира рассказчика". Очень часто это связано с эффектом неожиданности, когда сказанное по стереотипу восприятия сталкивается с креативным решением, подкрепленным реальными действиями. То есть мастерство рассказчика заключается в том, что он должен увидеть в обыденном смешное и креативное. "Звонок в дверь, открывают, стоит мужик: Здесь общественное бессознательное связано с тем, что при таком вопросе подразумевается, что перед слушателями работники санэпидстанции, которые проверяют свои участки. А частное авторское, это образ мужика, разносящего крыс и мышей. Момент инсайта, и смех вместе с ним, связаны со временем, когда нейроны при восприятии перетекут от санэпидстанции к мужику. Второй уровень уловки в том, что явление грызунов в доме считается вредным, но автор анекдота так не считает. Ловушка, известная одному сознанию, автору анекдота, из-за чувства гордости, что образ человека, открывшего дверь, оказался глупым и инерционным, не способным мыслить индивидуально, стал внутренним поводом для смеха. Сначала одного слушателя анекдота, потом второго, потом анекдот, как аккумулятор стал накапливать эти "мнимые" превосходства слушателей, хотя они и сами, пока не дочитали до конца, думали как эти люди. Тот, кто в этом анекдоте смеялся — носители здорового уровня гордости, те, кто его не понял, могут считаться почти блаженными креативщиками, живущими за очень толстыми стенами своего мира. Люди, которые поняли, но посчитали этот анекдот несмешным, отмечены очень высокой требовательностью к воспринимаемой информации. Именно на этом принципе заразительности толпы зрительного зала глубокомысленно и прочно держалось творчество и выступления М.Задорнова. Если перечитать его вещи сегодняшними глазами, без этих актовых залов проплаченных билетов, без шумихи канальных выступлений по телеящику, собиравшему громадную аудиторию и заражавшую желанием разрядки (в этом отношении смех чем-то напоминает практическую часть любовного контакта). А тихо, в комнате, один на один, с сознанием его последних дней перечитать его миниатюры, юмора в текстах уменьшится процентов на 50. Еще меньше останется сатиры. Классические варианты, "Горе от ума", "Ревизор"...Кто-то еще смеется при чтении этих работ?.. Сегодня. Когда вместо автора интервью может дать нейронная сеть, загруженная его лексиконом, биографией и бывшими выступлениями. Область обличения сатиры — это общественно-нравственные явления, социальные нормы, ее взгляд — негодование, ее настроение и мироощущение — пессимизм. По словам В.Шендеровича, сатира это реакция на то, что раздражает. Основными жанровыми подвидами сатирических произведений являются фельетон, памфлет, пародия и из нынешних, сатирический комментарий. В классическом определении сатиры получаем такую словарную статью " Сатира отличается обозначенной и выраженной негативной оценкой пороков общественного строя и его объектов. Активно высмеивая все отрицательное, сатира позволяет выживать положительному и живому. Сатирический образ часто строится на принципе доведения до абсурда какого-либо явления, поступка, черты характера. Смех сатиры явление, примиряющее с жизнью через массовую фиксацию внутреннего критика, интегрированного посредством словесных коммуникаций в обществе через матрицу сатирика. Обновив и вспомнив теорию, неплохо бы и приступить к практике. Из интернета взято минимум информации, около 10% из написанного выше, если не меньше, остальное извлечено из-под завалов памяти и создано как первичный продукт. Последняя встреча с непонятой сатирой произошла на странице Б.Цветкова "Русский след". До этого были еще встречи, но остановлюсь на последней. Если обобщить и принять к сведению определение сатиры, то основной конфликт и идея стихотворения сводятся к тому, что многие зарубежные издательства слишком субъективны к тому, какое влияние оказывает российская политика на мир. Они во всех проявлениях видят ее негативный след. Стихотворение названо по схожести с одним известным фразеологизмом, который звучит как "Рука Кремля", тема многоликости и почти радиационной проницательности московской политики в этом выражении очень хорошо отражает основной конфликт. Стихотворение написано в виде послания или письма, что позволяет отнести его к такому жанровому подвиду, как памфлет. Стихотворение начинается с приветствия, в котором описывается погодная инверсия весны к зиме. Майский снег становится отправной точкой, которая будет раскручивать тему оговора и виновности РФ на протяжении пяти катренов. Объектом критики в тексте становится обобщенный словом "Запад" образ коллективного оппонента или соперника, а может, даже и антипода. Дальше идут умозаключения о том, что выпавший некстати снег, это проявление негативной реакции на какие-то политические поступки России. Речь лирического героя не имеет конкретики, в центре рассуждений общие выводы, слова, которые можно отнести почти к любому проявлению или событию. Такая тенденциозность в обобщении лишает того критического взгляда, который свойственен настоящей сатире, способной детализировать явления, а не придавать им вид цитат из желтой прессы. Такие фразы как "Россия виновата", "модным обвинять", "мальчики для битья", "не оставят в покое", "не дает житья", кроме того, что являются книжными клише, которые для профессионала как дисквалификационные карточки, так и та тональность, в которой они подают развитие темы, больше похожа на плачь Ярославны или песни плакальщиц по усопшим. Настроение внутренней затаенной обиды, соединенное с чувством собственной значимости (о России столько не пишут, сколько россияне думают, что о ней пишут)определению сатиры, которое предполагает "ярко выраженную негативную оценку" не соответствует. © Copyright: Кшесинская Деметра, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|