О вечных вопросах

Владимир Мироненко: литературный дневник

Из книги "РОДНИК ДУХОВНЫЙ".- М.: Даниловский благовестник, 2011. - 592 с.
В сборнике - духовные советы святых и подвижников благочестия XVIII-XXI вв.


СМЕРТЬ с.378-395


Архимандрит Кирилл (Павлов):
1."Очень часто мы печалимся о своей собственной смерти, и даже при мысли о смерти
мы начинаем бояться её...Бояться мы её не должны, дорогие.
Прежде всего надо верить, что Бог возьмёт нас из этого мира тогда, когда это для
нас будет полезно и во спасение, так как Бог всё делает ко благу нашему, а не ко
вреду. Св. ап. Павел не печалился о смерти, а радовался, не боялся смерти, а желал её. "...Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно
лучше." (Флп.1:23).Подобным образом должны мыслить и все христиане, потому что
Христос уничтожил жало смерти, и теперь она для нас не зло, а приобретение.
...Чего же нам страшиться и бояться? Правда, есть одно, чего мы должны бояться.
Это грех...Поистине грех - зло, от которого душа омрачается и от которого на место радости и мира поселяется в душе скорбь и теснота".
2.Усопшие наши сродник,...в вере скончавшиеся,...порой...собственными силами не могут освободиться от уз ада.Христос - разрушитель ада - тмеет власть отверзать и закрывать врата ада, поэтому живым членам Церкви осаётся молить Господа о помиловании их. Святые Отцы утверждают, что до всеобщего суда Божия участь умерших может быть изменена.Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Есть возможность облегчить наказание умершего грешника.Если будем творить частые молитвы за него и раздавать милостыню, то, хотя бы он был недостоин сам по себе, Бог услышит нас".


Митрополит Николай (Ярушевич):
1..."Тот, кто прожил в Господе свою жизнь, умирая скажет своим верующим сердцем:
"Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко!...Ты, Господи выводишь душу мою из телесной
темницы, берёшь её к Себе из страны плача, слёз и скорбей туда, где нет ни
воздыхания, ни болезней, ни печалей. Ты призываешь мою душу к Себе...Да будет благая Воля Твоя!" И этой крепкой надеждой...на то, что Господь помилует его..., он усладит и страшный час своей смерти."
2."Смерть - это конец всем земным заботам, тревогам человека, земной суете, конец и многочисленным, нередко тяжким болезням и страданиям, каким мы подвергаемся часто...Мы, живые, ещё плаваем по волнам житейским,а он (мёртвые) уже вошли в тихую пристань вечной жизни. Мы ещё в узах плоти своей, а они уже в свободе духа.
Все земные радости, земные скорби и земные приманки теперь для них - ничто...
Никакие горячие слёзы не согреют (не воскресят) холодное, бездыханное тело.
Смерть - это покой телу человека. Но покой телу...не означает покоя уши покинувшего землю нашего брата. Для усопших есть свои радости и свои скорби в вечной жизни (скорби для не раскаевшегося грешника, не омывшегося благодатью покаяния; и радости для преданных Господу душ, которые готовили себя к жизни будущего века и перешли туда, в страну нескончаемой жизни с верой и доброй христианской жизнью)".


Святитель Феофан Затворник:
"Что отшедшие живы, только другою жизнию живут сознательно, пребывают в общении между собою по тамошним условиям и порядкам и на нас посматривают и к нам приходят, слышат наши молитвы о них и о нас молятся, и делают нам внушения (всё по тамошним законам и порядкам, а не как вздумается) - это должно считать положительно ерным, ХОТЯ (!-ВМ) НИЧЕГО ОПРЕДЕЛЁННОГО ПО ВСЕМ ЭТИМ ПУНКТАМ СКАЗАТЬ НЕЛЬЗЯ."


Академик Иван Павлов:
"Я изучаю высшую нервную деятельность...
Когда тело перестаёт жить, тогда все чувства и мысли человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона, что ничто - ни энергия, ни материя - не исчезают бесследно и составляют ту душу, которую исповедует христианская вера".


Праведный Иоанн Кронштадтский:
"Что же в нас будет жить и по смерти и что должно составлять предмет всех забот
наших при жизни?
...Всё умрёт:всё земля унесёт с собою. То старайтесь усовершить, что в вас любит
или ненавидит, что покойно или беспокойно, что радуется или печалится, -то есть сердце своё или человека внутреннего - душу свою."


Протоиерей Сергей Булгаков:
1."Самым непонятным является утверждение неверия, по которому смерть есть полное
уничтожение жизни. Это уничтожение исповедуется не только как уничтожение видимых форм жизни телесной, но и жизни сознательной - духовной, сердечной, творческой. в
эту "тьму кромешную" неверующая мысль спасается, чтобы не принять проблематику смерти... Но это делает лишний раз очевидным, что смерть можно понять только как часть жизни, а не наоборот, - нельзя жизнь погрузить в небытие смертности. Смерть
в этом смысле, хотя и паразит бытия, однако акт жизни".
2."Важно констатировать как несомненную и самоочевидную истину, что в загробном существовании индивидуальности в их свободе находят также разную судьбу и проходят различный путь жизни, как и в здешнем мире, с тем лишь отличием. что, вместо ложного света и полутеней, в загробном мире всё освещено солнцем правды и своими лучами пронизывающего глубины душ и сердец".


МИтрополит Минский и Слукий Филарет (Вахромеев):
"Господи,даждь ми...память смертную" - это прошение не только о том, чтобы мы помнили час смертный и потому вовеки не согрешали.Понятие "смертная память" приводит нас к неоходимости осознания нашего единства со всеми, кто жил на земле прежде нас и кто придёт после.: единства живого, деятельного, плодотворного. Мы часто, особенно в нынешнее время, говорим о единстве и призываем к единению. Это правильно, однако это стремление призвано распространяться, я бы сказал крестообразно, не только по горизонтали земного бытия, но и по вертикали Жизни Вечной."











Другие статьи в литературном дневнике: