Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВ;ДНИКИ РОССІЙСКІЕ.
(Служба совершается въ ближайшее воскресенье къ 25 январю ст. ст.).



«Благословенъ Богъ! И въ нашъ в;къ произрасли мученики, и мы удостоились вид;ть людей закалываемыхъ за Христа, людей проливающихъ святую кровь, которая орошаетъ всю Церковь» (Бес;да 3-я на 1-ю книгу Паралипоменонъ св. Іоанна Златоуста).


И мы въ наше время вм;ст; съ златоустымъ пропов;дникомъ можемъ сказать то же о Новыхъ Мученикахъ и Испов;дникахъ Россійскихъ, предстоящихъ нын; въ лик; угодниковъ Божіихъ предъ престоломъ Царя Славы и ходатайствующихъ за родъ нашъ.


Сонмъ Новыхъ Мучениковъ Россійскихъ состоитъ изъ представителей вс;хъ сословій и званій Земли Русской — начиная отъ царя-/с. 75/ мученика и до посл;дняго бездомнаго странника, лучшихъ чадъ нашего Отечества, которымъ суждено было своей святой кровью оросить всю Русскую Церковь.


Гоненіе на Церковь Христову въ Россіи началось еще до захвата власти богоборцами. Уже съ 1905 года въ газетахъ стали появляться сообщенія о первыхъ жертвахъ грядущаго гоненія.


Въ Ялт;, въ 1905 г., за безстрашныя обличенія царившихъ тогда въ город; революціонныхъ настроеній, въ своемъ дом;, на глазахъ у жены и трехъ малол;тнихъ сыновей, былъ заколотъ кинжалами священникъ о. Владиміръ Троепольскій. Его посл;днія слова, обращенныя къ убійцамъ, были: «Богъ проститъ!»


Въ сел; Городищи Царицынской обл., 30 ноября 1906 г., также въ своемъ дом;, былъ убитъ священникъ о. Константинъ Хитровъ. Убійцы не пощадили никого изъ его домашнихъ: о. Константинъ, его матушка, пятил;тній сынъ Серг;й и малол;тній Николай, вс; были найдены съ проломленными черепами.


Въ 1910 г. въ Тифлис; былъ убитъ экзархъ Грузіи архіепископъ Никонъ.


Эти первыя жертвы, по сравненію съ т;мъ, что суждено было перенести Русской Церкви поздн;е, являлись какъ бы маленькими царапинками на ея т;л;. Съ приходомъ къ власти большевиковъ она уже вся обагрилась кровью мучениковъ.


Во время Всероссійскаго Собора 1917-1918 г. въ Москву, къ св. патріарху Тихону, со вс;хъ концовъ необъятной Россіи потекли сообщенія о новыхъ мученикахъ и испов;днихъ, претерп;вшихъ муки и смерть за Христа. 31 марта 1918 г. на заупокойной литургіи въ храм; Московской Духовной Семинаріи св. патріархомъ Тихономъ были помянуты 15 священномучениковъ поименно «и иныхъ многихъ священнаго, иноческаго и мірскаго чина, ихъ же имена Ты, Господи в;си».


Первомученикомъ русскаго духовенства сталъ протоіерей Петроградской епархіи о. Іоаннъ Кочуровъ. За безстрашную пропов;дь онъ подвергся избіенію, а зат;мъ его полуживого долго волокли по шпаламъ, пока онъ не предалъ свою душу Богу.


25-го января 1918 г. въ Кіев; былъ замученъ благостный старецъ-святитель митрополитъ Владиміръ.


4-го іюля 1918 г. въ Екатеринбург; былъ злод;йски убитъ Государь Императоръ Николай II со всемъ своимъ Август;йшимъ семействомъ и съ в;рными слугами, ставшими мучениками христіанскаго долга. Палачи не пожал;ли даже ни въ чемъ неповинныхъ д;тей. Не стало на Руси кроткаго и боголюбиваго царя — взятъ былъ отъ народа «удерживающій» и кровь христіанская потокомъ хлынула на Русскую Землю. Четыре дня спустя посл; убіенія царственныхъ страстотерпцевъ, св. патріархъ Тихонъ въ одномъ изъ московскихъ храмовъ по поводу ихъ блаженной кончины говорилъ: «...мы знаемъ, что онъ (Государь), отрекаясь отъ престола, д;лалъ это, им;я въ виду благо Россіи и изъ любви къ ней. Онъ могъ бы, посл; отреченія, найти себ; безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сд;лалъ этого, желая страдать вм;ст; съ Россіей. Онъ ничего не предпринялъ для /с. 76/ улучшенія своего положенія, безропотно покорился судьб;... и вдругъ, онъ приговаривается къ разстр;лу. ...Наша сов;сть примириться съ этимъ не можетъ и мы должны во всеуслышаніе заявить объ этомъ, какъ христіане, какъ сыны Церкви. Пусть за это насъ называютъ контр-революціонерами, пусть заточатъ въ тюрьму, пусть насъ разстр;ливаютъ. Мы готовы все это претерп;ть въ упованіи, что и къ намъ будутъ отнесены слова Спасителя нашего: «Блажени слышашіи слово Божіе и хранящіи е».


Зам;чательны слова преп. Серафима Саровскаго о будущемъ цар;-мученик;: «Того царя, который меня прославитъ — я прославлю». Это пророчество подтвердилось въ 1903 г. при прославленіи преп. Серафима, когда Государь написалъ: «Немедленно прославить».


На сл;дующій день посл; Екатеринбургскаго злод;янія въ Алапаевск; были убиты великая княгиня Елизавета ;еодоровна, родная сестра царицы-мученицы, тайно постриженная въ иночество, ея сподвижница монахиня Варвара и князья царской крови: Іоаннъ Константиновичъ, Игорь Константиновичъ, Константинъ Константиновичъ, Владиміръ Палей, Михаилъ Серг;евичъ и рабъ Божій ;еодоръ Ремезъ. Ихъ живыми сбросили въ шахту и тамъ забросали гранатами. Великая княгиня до конца помогала умиравшему князю Іоанну Константиновичу, д;лала ему перевязку, п;ла надгробныя или хвалебныя Богу п;сни, пока для нея самой уже не зазвучали райскіе нап;вы. Около т;ла святой были обнаружены дв; неразорвавшіяся гранаты, а на груди ея лежала икона Спасителя.


Св. мощи преподобномученицъ Елизаветы и Варвары были выве/с. 77/зены за границу отступавшей Б;лой арміей, и въ 1981 г., передъ прославленіемъ Новомучениковъ Россійскихъ, ихъ гробницы, хранящіяся въ Іерусалим; въ русскомъ женскомъ монастыр; въ Ге;симанской веси, были открыты для поклоненія.


Годы Гражданской войны 1918-1922 явились для Русской Церкви годами поистин; кровавыми, наибольшее число мучениковъ приходится именно на этотъ періодъ.


Въ Воронеж; въ 1919 г. было одновременно убито 160 іереевъ во глав; съ архіепископомъ Тихономъ (Никаноровымъ). Посл; отступленія Б;лой арміи изъ города, они, сл;дуя прим;ру архипастыря, не захот;ли оставлять свою паству и вс; сподобились мученическаго в;нца. Самого престар;лаго святителя большевики пов;сили на царскихъ вратахъ церкви монастыря св. Митрофана. Вм;ст; съ нимъ въ томъ же монастыр; были замучены 7 инокинь, он; были брошены мучителями въ котелъ съ кипящей смолой.


Съ декабря 1918 г. по іюнь 1919 г. въ Харьков; было убито 70 іереевъ Харьковской епархіи.


Въ Перми въ 1919 г., посл; занятія города Б;лой арміей, были обнаружены т;ла разстр;лянныхъ и замученныхъ 42 священнослужителей. Весной, когда сн;гъ растаялъ, они были найдены закопанными въ семинарскомъ саду, многіе носили на себ; сл;ды пытокъ.


Въ г. Тобольск; въ 1921 г. было убито 100 іереевъ.


Зд;сь приведены лишь н;сколько прим;ровъ бывшихъ въ то время массовыхъ разстр;ловъ духовенства, дошедшіе до насъ благодаря тому, что упомянутые города были на короткое время освобождаемы Б;лой арміей и поэтому св;д;нія объ этихъ мученикахъ были собраны самыя точныя. То же происходило и на всей остальной Земл; Русской; повсюду лилась потокомъ кровь христіанская.


Муки, какія претерп;вали св. страстотерпцы, мало ч;мъ отличались отъ мученій христіанъ первыхъ в;ковъ, и изощренная жестокость современныхъ гонителей также не уступала жестокости ихъ предшественниковъ. — Вотъ прим;ры.


Епископа Соликамскаго ;еофана (Ильменскаго) мучители вывели на земерзшую р;ку Каму, разд;ли его донага, заплели волосы въ косички, связали ихъ между собой, зат;мъ, прод;въ въ нихъ палку, приподняли святителя въ воздухъ и начали медленно опускать его въ прорубь и поднимать, пока онъ еще живой не покрылся коркой льда толщиной въ два пальца и такъ предалъ свою душу въ руки Божіи. Все это зв;рство было совершено на глазахъ у многочисленныхъ свид;телей — пасомыхъ Владыки, которые оплакивали и молились за своего архипастыря — новаго священномученика ;еофана, святого Пермскаго края. Память его 11 декабря.


Въ 1918 г. въ г. Самар;, не мен;е зв;рскимъ способомъ, былъ убитъ епископъ Михайловскій Исидоръ (Колоколовъ): его посадили на колъ!


Въ г. Херсон;, въ томъ же году, три іерея были распяты на крестахъ.


Наущаемые діаволомъ — первопричиной вс;хъ гоненій на Церковь во вс; в;ка, новые мучители подвергали свои жертвы вс;мъ т;мъ видамъ мукъ, кои употребляли іудеи, язычники и мусульмане въ первые /с. 79/ и посл;дующіе в;ка гоненій.


Къ симъ угодникамъ Божіимъ можно отнести слова Апостола о первыхъ мученикахъ Церкви Божіей: ...отъ нихъ же многіе «убіени быша, претрени быша, убійствомъ меча умроша, не пріемше избавленія, да лучшее воскресеніе улучатъ» (Евр. 11, 35-37).


Муки за Христа и саму смерть новые мученики встр;чали безстрашно, радовались тому, что въ страданіяхъ уподобляются своему Искупителю.


Многіе передъ смертью молились за своихъ мучителей, благословляли своихъ убійцъ, призывали ихъ къ покаянію.


Первомученикъ митрополитъ Владиміръ Кіевскій, передъ разстр;ломъ, возд;въ руки вверхъ, такъ молился Богу: «Господи! прости моя согр;шенія — вольная и невольная, и пріими духъ мой съ миромъ». Потомъ онъ благословилъ об;ими руками своихъ убійцъ и сказалъ: «Господь васъ благословляетъ и прощаетъ». И посл; этого, когда митрополитъ не усп;лъ еще опустить рукъ, онъ былъ убитъ тремя выстр;лами.


Іеромонахъ А;анасій монастыря «Спасовъ скитъ», выведеный на казнь, сталъ на кол;ни, помолился, перекрестился, поднявшись съ кол;нъ, благословилъ стоявшаго противъ него съ ружьемъ большевика и поднялъ руки вверхъ. Палачъ хладнокровно застр;лилъ только что благословившаго его пастыря.


Архіепископъ Астраханскій Митрофанъ передъ разстр;ломъ благословилъ своихъ мучителей, за что одинъ изъ нихъ началъ бить его рукояткой револьвера по рукамъ, зат;мъ схвативъ святителя за бороду, съ силой пригнулъ его голову къ земл;, такъ что порвалъ ему ротъ, и посл; подобныхъ изд;вательствъ застр;лилъ мученика въ високъ.


Протоіерей Іоаннъ Восторговъ, изв;стный на всю Россію пропов;дникъ, настоятель собора Василія Блаженнаго въ Москв;, передъ разстр;ломъ благословилъ вс;хъ приговоренныхъ вм;ст; съ нимъ и первымъ подошелъ къ вырытой ям;.


Епископъ Балахнинскій Лаврентій (Князевъ) во время разстр;ла призывалъ солдатъ къ покаянію, пропов;дывалъ имъ, стоя подъ приц;ломъ, о будущемъ спасеніи Россіи. Русскіе солдаты разстр;ливать его отказались, былъ разстр;лянъ китайцами.


Епископъ Никодимъ Б;лгородскій передъ разстр;ломъ, помолившись, благословилъ солдатъ-китайцевъ, и т; отказались стр;лять. Тогда ихъ см;нили новыми и Владыку вывели къ нимъ, переод;таго въ солдатскую шинель.


Съ 1920-хъ годовъ, ввиду того, что свободный міръ все чаще сталъ заявлять протесты противъ безпощаднаго гоненія на Церковь въ Россіи, гоненіе начало пріобр;тать форму видимой законности. Появились суды и судьи. Подобно тому какъ въ древности идолопоклонники требовали отъ христіанъ отреченія отъ Христа и поклоненія твари, такъ и на судахъ безбожниковъ отъ мучениковъ требовали отреченія отъ своего Творца и поклоненія твари — матеріи, об;щая за это свободу и разныя матеріальныя блага.


/с. 80/ Н;которые не выдерживали и отпадали отъ Церкви, находились даже священники, которые отрекались отъ Христа публично. Выявились пастыри-наемники, пытавшіеся вопреки вел;ніямъ своей сов;сти осуществить идею «симфоніи» Церкви съ богоборческой властью.


Въ 1922 году ими былъ учиненъ въ Церкви расколъ; раскольники стали именовать себя «Обновленческой» или «Живой» церковью. Возглавители этого безблагодатнаго сборища не ограничились въ своихъ д;йствіяхъ нарушеніемъ каноновъ и измышленіемъ новыхъ ересей, но, уподобившись Іуд;-предателю, сами стали истинныхъ пастырей предавать на беззаконныя судилища.


Такъ, наприм;ръ, когда чекисты пришли арестовать Петроградскаго митрополита Веніамина, то привелъ ихъ къ нему его же бывшій ученикъ, священникъ Александръ Введенскій, впосл;дствіи обновленческій лжемитрополитъ. Войдя къ митрополиту, Введенскій попытался взять у него благословеніе. «О. Александръ, мы же съ вами не въ Ге;симанскомъ саду» — спокойно сказалъ ему Владыка и съ т;мъ же спокойствіемъ выслушалъ объявленіе объ арест;.


Въ 1923 г. состоялся разбойничій соборъ «Обновленческой церкви». Въ постановленіи этого собора писалось: «Церковнымъ людямъ не сл;дуетъ вид;ть въ сов;тской власти власть антихристову. Наоборотъ, соборъ обращаетъ вниманіе, что сов;тская власть, государственными методами, одна во всемъ мір;, им;етъ ц;ль осуществить идеалы Царствія Божія».


И это писалось тогда, когда этой властью, на глазахъ у всего в;рующаго народа, были замучены и убиты десятки святителей, тысячи священниковъ, монаховъ и мірянъ.


Б;льшая часть в;рующихъ, сразу же опознавъ наемниковъ, вкравшихся въ церковную ограду, перестали пос;щать захваченные ими храмы, согласно словамъ царственнаго П;снописца: «Возненавид;хъ церковь лукавнующихъ, и съ нечестивыми не сяду» (Псал. 25, 5), и ходили только въ т; церкви, гд; за богослуженіемъ возносилось имя св. патріарха Тихона.


Другимъ предлогомъ къ гоненію на православныхъ христіанъ въ Россіи явилось изъятіе большевиками церковныхъ ц;нностей.


Въ стран; наступилъ сильный голодъ; пользуясь имъ, безбожники р;шили усилить гоненіе. Ленинъ по этому поводу писалъ: «Именно теперь и только теперь, когда въ голодныхъ степяхъ ;дятъ людей и на дорогахъ валяются сотни, если не тысячи труповъ, мы можемъ (и поэтому должны) провести изъятіе церковныхъ ц;нностей съ самой б;шенной и безпощадной энергіей, не останавливаясь передъ проявленіемъ какого угодно сопротивленія»... и дал;е: «Ч;мъ большее число представителей реакціонной буржуазіи и реакціоннаго духовенства удастся намъ по этому поводу разстр;лять, т;мъ лучше».


Подъ предлогомъ изъятія церковныхъ ц;нностей въ 1922 г., только по опубликованнымъ даннымъ, было разстр;ляно и замучено 2.691 священномученикъ, 1.962 преподобномученика, 3.447 преподобномученицъ.


Въ Петроград; въ ночь съ 12 на 13 августа 1922 г. былъ разстр;/с. 81/лянъ глубоко почитаемый вс;мъ простымъ трудовымъ людомъ Петроградской епархіи митрополитъ Веніаминъ (Казанскій), вм;ст; съ нимъ были разстр;ляны епископъ Венедиктъ, архимандритъ Сергій (Шеинъ) и еще н;сколько видныхъ церковныхъ д;ятелей.


Когда на суд; митрополиту предложили сказать свое посл;днее слово, то онъ, пользуясь имъ, сталъ доказывать судьямъ всю невиновность осужденныхъ съ нимъ, приводя при этомъ обстоятельныя доказательства въ пользу каждаго. Судья потребовалъ сказать что-нибудь о себ;. «О себ;? Что же я могу вамъ о себ; сказать? Разв; лишь одно... Я не знаю, что вы мн; объявите въ вашемъ приговор; — жизнь или смерть, — но, что бы вы въ немъ не провозгласили, — я съ одинаковымъ благогов;ніемъ обращу очи свои гор;;, возложу на себя крестное знаменіе (при этомъ митрополитъ широко перекрестился) и скажу: Слава Теб;, Господи Боже, за все»!


Подобные судебные процессы велись почти во вс;хъ городахъ Россіи.


13 апр;ля 1922 года, за отказъ выдать безбожникамъ церковные сосуды, освященные Святыми Дарами, были приговорены къ разстр;лу 11 московскихъ священниковъ. Къ этому же процессу былъ привлеченъ свят;йшій патріархъ Тихонъ. За см;лыя выступленія на суд; патріархъ подвергся аресту и заключенію въ Донскомъ монастыр;, безъ права принимать пос;тителей; только одинъ разъ въ день ему разр;шалось выходить на балконъ и издали благословлять народъ.


Черезъ полгода въ Москв; состоялся повторный судебный процессъ въ связи съ д;ломъ по изъятію церковныхъ ц;нностей, къ суду было привлечено 118 обвиняемыхъ.


Обновленцы объясняли массовые разстр;лы в;рующихъ непримиримымъ отношеніемъ патріарха и всей «тихоновской» Церкви къ сов;тской власти. На одномъ изъ своихъ «соборовъ» они постановили лишить свят;йшаго патріарха сана и даже монашества. Обновленческій лжемитрополитъ Петръ въ большевистской газет; «Изв;стія» требовалъ, чтобы патріархъ Тихонъ и его соратники понесли «должную кару». Мучители уже готовили свою расправу надъ свят;йшимъ, но, видно, отъ Господа ему былъ уготованъ иной в;нецъ. Самъ патріархъ искренно желалъ мученической смерти, того скораго перехода въ селенія Отца Небеснаго, коего сподобились священномученики Владиміръ Кіевскій, Веніаминъ Петроградскій и прочіе святители, пастыри и міряне. Для него это было вождел;ннымъ концомъ его страдальческой жизни. Но Господь судилъ иначе, крестомъ свят;йшаго явилось управленіе Русской Церковью въ самый кровавый періодъ ея существованія. По силамъ былъ сей крестъ лишь сильному въ смиреніи патріарху Тихону. Кротко и безропотно несъ онъ послушаніе, данное ему Церковью — патріаршество, изнемогая порой подъ этой непосильной ношей, но не сдаваясь. Не разъ большевики требовали отъ него р;шеній, противныхъ его сов;сти, грозя при этомъ разстр;ломъ в;рныхъ ему собратьевъ архипастырей и пастырей. На его глазахъ былъ убитъ самый близкій ему челов;къ — многол;тній келейникъ свят;йшаго Іаковъ, котораго знала и пришла провожать вся Москва. На самого /с. 83/ патріарха было устроено покушеніе, и онъ на сл;дующій день посл; него, съ ножевой раной въ спин;, служилъ и пропов;дывалъ въ Троицкомъ подворь;.


Сколько пришлось пережить его любвеобильному сердцу, в;даетъ одинъ лишь Богъ. 25 марта 1925 года, въ самый день праздника Благов;щенія, почилъ отъ земныхъ д;лъ великій печальникъ Земли Русской свят;йшій Тихонъ, патріархъ Московскій и всея Руси. Передъ смертью онъ, подобно св. Іоанну Златоусту, трижды воздалъ хвалу Творцу своему и, занеся третій разъ руку для крестнаго знаменія, тихо отошелъ ко Господу. Взятъ былъ отъ Церкви земной свят;йшій патріархъ Тихонъ и возсіялъ въ Церкви Небесной новый священномученикъ Тихонъ, святитель Московскій.


Посл; кончины патріарха во глав; Русской Церкви всталъ митрополитъ Крутицкій Петръ. По имени было и житіе его. Онъ оказался т;мъ камнемъ, о который разбивались вс; тщетныя попытки большевиковъ подчинить себ; Церковь. На многократныя предложенія властей пойти на взаимныя уступки онъ неизм;нно отв;чалъ отказомъ, а посылаемыхъ къ нему агентовъ съ этими предложеніями выпроваживалъ за дверь со словами: «Вы все лжете, ничего не дадите, а только об;щаете». 10 декабря 1925 года онъ былъ арестованъ. Съ т;хъ поръ митрополитъ Петръ къ прямому управленію Церковью уже не вернулся, и до самой своей кончины, которая посл;довала въ 1936 году, находился въ различныхъ тюрьмахъ и ссылкахъ, претерп;вая голодъ, холодъ и поношенія отъ своихъ мучителей.


Вм;ст; съ митрополитомъ Петромъ была арестована группа единомышленныхъ съ нимъ іерарховъ, проживавшихъ въ Москв;. Въ этотъ періодъ гоненія на Церковь, въ 1926 г., въ различныхъ ссылкахъ находилось 117 епископовъ. Русская Церковь осталась безъ своихъ архипастырей. Старшимъ изъ вс;хъ остававшихся на свобод; былъ викарій Ярославской епархіи архіепископъ Угличскій Серафимъ (Самойловичъ), онъ и всталъ во глав; Церкви. Большевики къ нему начали предъявлять т; же требованія, какія предъявляли митрополиту Петру, для этого его вызвали въ ГПУ и продержали тамъ три дня. Не добившись отъ него согласія на ихъ предложенія, чекисты пробовали запугать Владыку. — А если мы васъ отсюда не выпустимъ, кто возглавитъ Церковь? — «Самъ Господь Іисусъ Христосъ» — посл;довалъ достойный отв;тъ святителя. Впосл;дствіи архіепископъ Серафимъ былъ сосланъ на Соловки, прошелъ и черезъ другіе страшные лагеря и скончался въ ссылк;, въ Коми, на крайнемъ с;вер;.


Русская Церковь шла неуклоннымъ крестнымъ путемъ, т;мъ путемъ, какимъ ув;нчалось воплощеніе Господа Іисуса Христа на земл;, единственнымъ путемъ, ведущимъ людей ко спасенію, — путемъ скорбнымъ. Прямые продолжатели д;ла Христова, архипастыри и пастыри, подавали своимъ пасомымъ высокій прим;ръ для подражанія, избирая именно сей путь, отвращаясь отъ путей широкихъ и легкихъ.


И какъ разъ тогда, когда Церковь уже готова была торжествовать поб;ду, когда вс; попытки гонителей поработитъ Ее себ; оказались тщетными, изъ тюрьмы былъ выпущенъ на свободу митрополитъ Сергій /с. 84/ (Страгородскій). Самъ фактъ его освобожденія въ тотъ моментъ, когда повсюду шли аресты, возбудилъ среди в;рующихъ тревогу, которая усилилась, когда онъ созвалъ новый Синодъ, состоявшій изъ бывшихъ обновленцевъ, и получилъ право жить въ Москв;, каковымъ онъ не пользовался даже до своего ареста. Вставъ во глав; Церкви, онъ сразу же началъ исполнять т; требованія безбожниковъ, за неисполненіе которыхъ прежніе іерархи поплатились своей свободой.


Въ 1927 г. имъ было написано посланіе (декларація), въ которомъ митрополитъ Сергій выражалъ сов;тскому правительству благодарность за вниманіе къ духовнымъ нуждамъ православнаго населенія, и называлъ радости сов;тской власти радостями Церкви. Большинство приходовъ, получивъ «декларацію», отсылали ее обратно митрополиту Сергію; на Урал;, за р;дкими исключеніями, вс; приходы вернули декларацію.


Въ Церкви произошелъ новый расколъ, а для большевиковъ появился новый поводъ къ усиленію гоненія — непризнаніе митрополита Сергія и его, продиктованной ими, деклараціи.


Какъ въ свое время поминовеніе имени св. патріарха Тихона за богослуженіемъ служило для мучителей поводомъ къ осужденію своихъ жертвъ въ ссылку или на казнь, такъ теперь, наоборотъ, за непоминовеніе митрополита Сергія многіе сподоблялись мученическихъ в;нцовъ.


Такъ, епископъ Никольскій Іеро;ей (Афоникъ) былъ арестованъ за отказъ повиноваться митрополиту Сергію. В;рующій народъ, живой ст;ной окруживъ своего любимаго Владыку, не давалъ чекистамъ увести его, тогда они на глазахъ у вс;хъ убили святителя выстр;ломъ въ голову.


«...Какъ много появилось новыхъ страдальцевъ, писалъ митр. Сергію архіеп. Серафимъ (Самойловичъ), которыхъ страданія еще бол;е усугубляются сознаніемъ того, что эти страданія явились сл;дствіемъ вашей новой политики». На подобныя письма митр. Сергій либо не отв;чалъ вовсе или отв;чалъ лишеніемъ архіерея его ка;едры или запрещеніемъ въ священнослуженіи.


Вс; новыя назначенія и перем;щенія епископовъ шли теперь черезъ ГПУ, Церковь почти полностью подпала подъ власть безбожниковъ, и то, чего они не смогли добиться черезъ обновленцевъ, добились благодаря митр. Сергію.


Въ другомъ своемъ письм; митр. Сергію архіеп. Серафимъ обвиняетъ его въ тяжкомъ гр;х; «увлеченія малодушныхъ и немощныхъ братій нашихъ въ новообновленчество». И д;йствительно, д;йствія митр. Сергія мало ч;мъ отличались отъ д;йствій обновленцевъ. Онъ также, подобно имъ, не гнушался и предательства своихъ собратьевъ. Такъ, епископъ Остальскій Аркадій, жизнь котораго — одни сплошныя страданія за Христа (его приговорили къ разстр;лу, который зат;мъ зам;нили 10 годами с;верныхъ лагерей, ссылали на Соловки, требовали отреченія отъ священнослуженія, об;щая за это прекращеніе пресл;дованія), — однажды, возвращаясь изъ ссылки и будучи тайно въ Москв;, р;шилъ обратиться къ митрополиту Сергію за сов;томъ, /с. 85/ какъ ему дальше быть и что д;лать. Митрополитъ Сергій, прежде бес;ды, потребовалъ отъ епископа Аркадія немедленной явки въ ГПУ.


ГПУ само по себ; не могло сломить многихъ испов;дниковъ; укр;пляемые благодатью Божіею, они мужественно претерп;вали вс; мученія, а требованія мучителей повиноваться ихъ вел;ніямъ вм;няли ни во что; но теперь, когда самъ законный глава Церкви, не повинный ни въ ереси, ни въ прямомъ нарушеніи каноновъ, началъ призывать къ этому повиновенію, многіе, не р;шаясь идти противъ «мудр;йшаго» Сергія, каковымъ онъ почитался среди духовенства, и боясь т;мъ самымъ впасть въ преслушаніе Церкви, пошли за нимъ и вс; годы своего заключенія въ тюрьмахъ и ссылкахъ, годы честной борьбы, зачеркнули.


Лучшая же часть епископата, духовенства и мірянъ, сразу почувствовавъ новый соблазнъ, вкравшійся въ Церковь, не пожелали сл;довать ему и порвали всякое общеніе съ митрополитомъ Сергіемъ. Однимъ изъ первыхъ отошелъ отъ него епископъ Викторъ (Островидовъ) и съ нимъ Воткинская и частично Вятская епархіи. Всл;дъ за т;мъ отошли епископъ Димитрій Гдовскій, епископъ Сергій Нарвскій, епископъ Алексій Воронежскій и епископъ Алексій Серпуховскій.


Въ начал; 1928 года ушли также: митрополитъ Ага;ангелъ Ярославскій, второй по зав;щанію патріарха м;стоблюститель посл; митрополита Кирилла, архіепископъ Серафимъ Угличскій, митрополитъ Іосифъ Петроградскій и многіе другіе. Въ письм; епископу Димитрію митрополитъ Іосифъ писалъ, что въ начал; 1928 года отъ митрополита Сергія отд;лилось 26 епископовъ.


Этотъ періодъ въ исторіи Русской Церкви, періодъ великаго предательства, совершившагося въ самыхъ н;драхъ ея, далъ также ц;лый сонмъ новыхъ мучениковъ. Вс; не признававшіе митрополита Сергія и не желавшіе налагать на себя добровольную узду послушанія безбожникамъ, рано или поздно подвергались арестамъ.


Въ 1929 году были арестованы 15 отд;лившихся отъ митрополита Сергія епископовъ. Арестъ святителей происходилъ сл;дующимъ образомъ: агентъ ГПУ являлся къ епископу и задавалъ вопросъ: «Какъ вы относитесь къ деклараціи митрополита Сергія?» Если онъ отв;чалъ, что не признаетъ ее, агентъ заключалъ: «Значитъ вы контрреволюціонеръ». И епископъ арестовывался.


Одновременно подъ т;мъ же предлогомъ начались массовые аресты духовенства.


Протоіерея Владиміра Захарьевича, настоятеля церкви въ сел; Боровиха Кіевской губ., арестовали, посадили въ одиночную камеру, на допросахъ все время требовали признанія митрополита Сергія; когда же онъ категорически отказался, ему перебили руки и ноги и бросили въ тюремную камеру, гд; онъ и скончался.


Настоятеля церкви въ сел; Дацк; Кіевской губ. протоіерея о. Николая Джозовскаго за непризнаніе митрополита Сергія арестовали, и по дорог;, въ л;су, зв;рски замучили: ему отр;зали пальцы, выдергивали волосы изъ головы, кололи и р;зали и потомъ разстр;ляли.


Мучители и ласками и угрозами пытались добиться отъ своихъ /с. 86/ жертвъ признаніе пагубной деклараціи и ея автора. Передъ полуживымъ отцомъ ;еодоромъ Андреевымъ, изв;стнымъ Петроградскимъ пропов;дникомъ, сл;дователь, на допрос;, пытался красочно изобразить вс; «прелести» процв;танія Церкви, признанной коммунистической властью и пользующейся свободными правами.


— «Не надо намъ вашихъ сов;тскихъ правъ, оставьте намъ святое наше безправіе» — отв;тилъ отецъ ;еодоръ.


Съ начала 1930-хъ годовъ ссыльные святители начинаютъ призывать народъ къ уходу въ катакомбы, по прим;ру древнихъ христіанъ. Церковь Христова, сія непорочная Нев;ста, не им;ющая никакой части съ веліаромъ, по слову св. Тайнозрителя, взявши орлиныя крылья, скрывалась въ пустын; и тамъ питалась (Откр. 12, 14).


Возглавилъ этотъ уходъ въ «пустыню» видн;йшій іерархъ того времени, митрополитъ Казанскій Кириллъ (Смирновъ). Святитель-молитвенникъ, стойкій и безкомпромиссный ревнитель чистоты в;ры, твердостью своего духа онъ воскресилъ передъ нами образы великихъ отцовъ Церкви — хранителей Православія, такихъ какъ св. Игнатій, св. Поликарпъ, св. А;анасій Великій и многихъ другихъ испов;дниковъ и священномучениковъ, украсившихъ лучшія времена христіанства.


/с. 87/ Еще въ начал; своего архипастырскаго служенія онъ былъ отм;ченъ св. прав. Іоанномъ Кронштадтскимъ, который зав;щалъ отп;вать себя молодому тогда Гдовскому епископу Кириллу; на Всероссійскомъ Собор; 1917-1918 г.г. на первомъ голосованіи, при выборахъ кандидатовъ въ патріархи, онъ получилъ по количеству поданныхъ за него голосовъ, второе м;сто посл; митрополита Антонія (Храповицкаго); св. патріархъ Тихонъ въ своемъ зав;щаніи указалъ на него, какъ на перваго своего достойнаго преемника-м;стоблюстителя патріаршаго престола. Иными словами, это былъ святитель особо отм;ченный Богомъ и черезъ то глубоко почитаемый среди в;рующаго народа, къ его голосу внимательно прислушивались вс;, кому дорога была Истина.


Съ 1919 г. по 1941 г., т. е. вплоть до своей кончины, онъ на свобод; уже почти не былъ. Безпрестанныя ссылки, тюрьмы, допросы, на которыхъ и ласками и угрозами его вынуждали встать на путь предательства интересовъ Церкви, вс; эти испытанія онъ претерп;лъ доблестно, ни въ чемъ не преступивъ вел;ній своей чуткой сов;сти.


Когда возникшій въ Церкви соблазнъ началъ грозить совращеніемъ даже самыхъ преданныхъ Церкви чадъ, изъ далекаго Туруханскаго края раздался голосъ сего св;тильника, призывающій в;рующихъ держаться пути, избраннаго Церковью, а не ходить стезями челов;ческими. Съ митрополитомъ Сергіемъ онъ порвалъ всякое церковное общеніе и всего себя отдалъ на д;ло созиданія катакомбной Церкви.


Онъ не искалъ подобно митрополиту Сергію челов;ческаго заступничества для «сохраненія Церкви», а молился чтобы самому сохраниться въ лон; Ея. «Духъ Святый, писалъ онъ въ одномъ изъ своихъ посланій, всегда въ Церкви пребывающій, да ведетъ насъ сквозь горнило нын;шнихъ тяжкихъ искушеній къ вящшему выявленію Своей Правды, да никакоже умалимся ниже малою частію нашего упованія, ниже помысломъ растворимся въ окружающемъ насъ лукавств; міра сего».


Послушныя его голосу истинныя чада своей Матери-Церкви и по сей день претерп;ваютъ отъ мучителей жестокія гоненія, до сихъ поръ низлагаемыя не погибаютъ, во всемъ являя себя, какъ служители Божіи въ великомъ терп;ніи, б;дствіяхъ, нуждахъ, т;сныхъ обстоятельствахъ, подъ ударами, въ темницахъ (2 Кор. 4, 8-9; 6, 4-5).


Ихъ доблесть озаряетъ новою славою Русскую Церковь, явивъ міру безчисленный сонмъ в;нценосныхъ страстотерпцевъ. А вм;ст; съ ней и вся Вселенская Церковь пожинаетъ плоды ихъ поб;ды. Новые мученики соединили небо съ землею въ общей радости, ибо вм;ст; съ воинствующей Церковью, о нихъ нын; веселится и Церковь торжествующая.


Торжество прославленія Святыхъ Новомучениковъ и Испов;дниковъ Россійскихъ состоялось зарубежомъ 1 ноября / 19 октября 1981 года.


Источникъ: Житія русскихъ святыхъ: 1000 л;тъ русской святости. / Собрала мон. Таисія . Томъ первый: Январь–Іюнь. — 2-ое изданіе, исправленное и дополненное. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1983. — С. 73-87.



Другие статьи в литературном дневнике: