Въ день двухъ Николъ Всея Руси и

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

Слово в день памяти Святителя и Чудотворца Николая и тезоименитства Его Императорского Величества Государя Императора Николая II Александровича. 1897г.



Память Святителя и Чудотворца Николая издревле особенно почитается на Святой Руси. Всякий человек во всех жизненных скорбях, болезнях и обстояниях чаще всего призывает на помощь себе угодника Божия Николая.



Сколько верных сынов России носят Святое имя его! В каком русском доме нет иконы сего славного Святителя? Сколько храмов и часовен построено и впредь строится на Руси в честь его. В каком храме или часовне, если они построены не в честь Святителя Николая, нет по крайней мере иконы его...



И так всегда почитал православный русский народ угодника Божия Николая. Теперь же он должен быть еще более дорог для России, потому что он является небесным покровителем ея верховного вождя: Государь Император наш Николай Александрович носит его Святое имя. По сему, если и прежде русский люд молился Святителю Николаю о Царе своем, то тем более следует молиться ему теперь о Царе тезоименитому ему.



Прилично это всегда, а тем более сегодня - в праздник Святителя Николая и в высокоторжественный день тезоименитства Государя Императора.



И мы, должные чувством сыновней любви к высокому и дорогому для всей России Имениннику, собрались сегодня во Святом храме нарочито для того, чтобы усердно помолиться Царю царей о здравии, долгоденствии и благоденствии нашего Царя-Батюшки и всей державы Его, - чтобы помолиться и Его небесному покровителю - угоднику Божию Николаю, да сохранит Он тезоименитого ему возлюбленного Царя нашего на всех путях его жизни здравым и невредимым, для блага и счастья Церкви нашей, Царства Русского и народа.



Но не этою только молитвою всякий из нас должен ограничиться. Вместе с молитвою и самым делом все мы должны споспешествовать благоденствию православной России и ея Главы. Нужно это и для собственного блага каждого из нас, потому что только тогда, когда будет благоденствовать наше дорогое Отечество. И всякий из нас может тихое и безмолвное житие пожить во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2, 2).



Отчего же зависит благоденствие Святой Руси, и чем каждый из нас может споспешествовать этому благоденствию ея? Чему учит нас в этом отношении настоящий день? Сегодня мы празднуем день представления Святителя Христова Николая. Этот Святитель отличался многоразличными христианскими добродетелями. Но основною - главною из них по справедливости надо признать Святую веру Христову, содержимую им. Его истинная живая вера подвигнула его на все добрыя дела, которыми угодил Богу и прославился на земле Святой Николай. И потому празднуемый Святитель прежде всего. Как и поет Святая Церковь, является для нас «правилом веры».



Во-вторых, сегодня Церковь наша молитвенно торжествует тезоименитство Государя Императора. Это торжество свидетельствует о тесной связи нашей с Царем, от нашей зависимости от Него, этим празднеством Церковь внушает повиновение и покорность Царю. В общем же настоящий день поучает нас содержать православную веру Христову и во всем повиноваться Помазаннику Божию - Самодержцу Всероссийскому.



О православной вере нашей не сегодня, а 18 веков тому назад сказано, что она есть победа, победившая мир (Иоанн. 5, 4). Победную силу ея сознавали даже злейшие враги Христа. Вспомните ярого богоотступника Юлиана... Какою злобою против Христианства дышал он! Какие усилия употреблял он к тому чтобы возстановить отживающее язычество и потребить Христианство! Вспомним и то, чем закончились его злобные замыслы. Он закончил их сознанием своего полного безсилия. Как известно, в войне с персами, будучи ранен вражескою стрелою и изнемогая в предсмертных муках, Юлиан взял кусок своей запекшейся крови и, бросив ее вверх, воскликнул: «Ты победил меня, Галилеянин!»



Что касается преданности законной власти, то сему учил и словом и примером Своим Господь Спаситель наш. За Ним Святые Апостолы и христиане первых веков повиновались владыкам не только благим и кротким, но и строптивым (1 Петр. 2, 18), суровым, даже язычникам и гонителям, повиновались, веря, что власти установлены от Бога «во благое» подданным (Рим. 13, 1 и 4). Воспомянем по примеру псалмопевца наши дни древние и поучимся (Псал. 142, 5). Все «дни древние» - вся история Святой Руси поучает нас тому, что только горячая преданность Святой вере и беззаветная покорность наших предков Самодержавной власти спасли Россию в ея скорбные годины и возвели ее на степень могущественного государства.



Старинные русские люди, наученные горьким опытом, дороже всего ценили Святую Православную веру и крепкую единодержавную власть. Раз дело касалось интересов православия или единодержавия, для защиты их они не жалели ничего - не щадили и живота своего. И нужно сказать, что только одушевляемая Святою православною верою, только руководимая и направляемая единодержавною властию, Россия могла освободиться от таких страшных врагов, грозивших ей неминуемой гибелью, как несчастные удельные порядки, как более чем двухвековое татарское рабство, как тяжкая година сомозванческих смут или как бедствия достопамятного двенадцатого года при нашествии грозного Наполеона.



Что именно православию и Самодержавию обязана Россия своим могуществом, подтверждение этого у всех нас на глазах. В Бозе почивший достойный блаженной и вечной памяти Царь Миротворец в свое короткое сравнительно Царствование возвел Россию на верх славы и величия. Чем же Он произвел обаяние во всем свете, чем снискал Себе и России уважение почти всего мира? Не тем ли, что Он был первым и лучшим сыном православной Церкви и своей земли, не тем ли, что и на престоле и в Семье своей был искренним и убежденным православным христианином, достойным Самодержцем в лучшем смысле этого слова, хранителем вековых устоев и преданий русской старины?



Благодарение Всевышнему! Венценосный Сын и Преемник Царя-Миротворца, ныне благополучно Царствующий Государь Император с первого дня Своего Царствования является верным вековым устоям Святой Руси - Православию и Самодержавию. Как преданный сын православной Церкви, наш Богохранимый Монарх - всем вам известно - первый день своего Царствования освятил принятием Святых Христовых Таин, этой животворящей «небесной пищи». А в первом Своем Манифесте к верноподданному народу Он взывал: «да не забудет возлюбленный народ Наш, что сила и крепость Святой Руси в единении с Нами и в безпредельной Нам преданности» (См. «Церковный Вестник». 1894. № 46. С. 673).



О Себе же немного спустя Государь наш, пред представителями всех сословий России, убежденно заявил, что Он «посвящая все Свои силы благу народному, будет твердо и неуклонно охранять начало Самодержавия» («Церковный Вестник». 1895. № 3. С. 85). Воспоем же, братие. Господеви, всегда благодеявшему (Псал. 12. 7) и ныне благодеющему нам! Воздай, истинный русский гражданин, воздай хвалу Богу, даровавшему нам Царя по сердцу нашему, Царя, проникнутого глубоким сознанием жизненности и благотворности Православия и Самодержавия, - Царя, убежденного представителя и хранителя этих дорогих начал и устоев.



Молись, верный сын православной России, молись всегда и от всего сердца твоего Царю Небесному, да поможет Он Помазаннику Своему - Благочестивейшему Императору нашему служить горячо любимой родине так, как Он Сам хотел бы и просил. А Он - припомните - в начале Своего Царствования однажды воззвал молитвенно и да поможет Мне Господь служить Нашей горячо любимой Родине так же, как служил ей Мой покойный Отец, и вести ее по указанному Им светлому и лучезарному пути» («Церковный Вестник». 1894. С.697). Да услышит небесный Владыка молитву Помазанника Своего и Его верноподданного народа!



Молясь о Царе своем и державе Его. Взирай, всякий истинно русский человек, взирай чаще на пример Царя твоего, старайся и ты проникнуться и одушевиться той глубокой преданностью Православию и Самодержавию, какою проникнут и одушевлен Он, твой Отец и Глава. Помни всегда, что не в чем-либо другом, а именно в этой преданности заключается залог спокойствия, благоденствия и могущества Святой Руси. Дорожи, храни Святую православную веру и все ея установления, правила, предания и обряды, как зеницу ока. Подчиняйся, как бы самому Христу (Ефес. 6, 5), Самодержавной власти Царя, искренно от души (Ефес. 6, 6) исполняй все Его законы, уставы и распоряжения. Повинуйся и всем поставленным от Царя властям и начальствам. Безропотно, Господа ради, неси каждый все возложенные на тебя обязанности!



Когда всякий из нас со всем усердием будет служить Святой православной Церкви и Самодержавной власти, тогда Русь Святая твердыми и верными шагами пойдет по указанному ей «светлому и лучезарному пути». Тогда не страшны ей будут никакие беды; тогда не грозны ей будут никакие враги! Навстречу всем бедам и всем врагам она смело может сказать тогда вдохновенными словами ветхозаветного евангелиста-пророка: «С нами Бог. Разумейте языцы и покоряйтеся. Яко с нами Бог!» (Ис. 8, 6-10). Аминь.



Священник П.Туманов



Печатается по книге «Христианская беседа. Проповеди и статьи для назидательного чтения при внебогослужебных собеседованиях». Приложение к еженедельному духовному журналу «Пастырский Собеседник», Москва. 1897.




О русском национальном гимне
Александр Рожинцев
 


19 декабря 2003 года исполнилось 170 лет со дня первого исполнения государственного гимна Российской Империи "Боже, Царя храни!", иначе и справедливо называемого гимном Русского народа. О том, как происходило это величественное и радостное событие, популярный духовный журнал "Странник" писал в 1899 г. следующее:
"...Газеты по этому поводу припоминают обстоятельства происхождения этого гимна. Оказывается, наш гимн был написан Львовым в 1833 году, и сочинен им совершенно экспромтом, в какие-нибудь несколько минут, и носит на себе печать чисто внезапного вдохновения. Правда, что Львов обдумывал его и мысленно готовился к этому сочинению, после того как Государь Николай Павлович предложил ему, через графа Бенкендорфа, написать народный гимн, но он долго не решался, и затруднение его было вполне понятно. Львов хорошо понимал всю важность возложенной на него задачи.
"Я чувствовал, - рассказывает Львов, - надобность написать гимн величественный, сильный. Чувствительный, для всякого понятный, годный для войска. Годный для народа - от ученого до невежды. Все эти условия меня пугали. И я ничего написать не мог. Однажды вечером, возвратясь домой поздно, я сел к столу, и в несколько минут гимн был написан".
Автор остался очень доволен своим произведением, явившимся плодом минуты вдохновения, которое, однако, было подготовлено задачей и, так сказать, глубоким прочувствованием связанных с нею требований. Но, кроме музыки нужен был текст. Слова, такие же величественные, сильные. Всем понятные, отражающие всеобщие чувства и помыслы. А.Ф.Львов обратился к В.Жуковскому. Лучшего выбора он, конечно, не мог сделать; вскоре текст гимна был готов. Львов переложил гимн для хора и двух оркестров военной музыки и решил исполнить его в придворной певческой капелле. Государь Император изъявил желание послушать гимн.
Он прибыл с Великим Князем Михаилом Павловичем. Хор и два оркестра исполнили гимн. При первых же звуках Государь, обладавший, как известно, замечательным художественным пониманием, весь обратился в слух и внимание. Прослушав первый раз, Он приказал исполнить гимн еще и еще. Несколько раз. Затем он подошел к Львову. Обнял и поцеловал его. - Это восхитительно! - воскликнул Император. - Ты совершенно понял Меня".
Львов был щедро награжден за свое произведение: между прочим, он получил от Государя роскошную табакерку, осыпанную бриллиантами, но А. Ф. Львов, приписывая свое вдохновение воле Божией, пожертвовал самый крупный бриллиант из Царского подарка для украшения ризы на образе Божией Матери "Всех Скорбящих Радость".
В первый раз при торжественном случае гимн был исполнен в Московском Большом театре, 6 декабря 1833 года, в день тезоименитства Императора Николая Павловича. Публика пришла в неописанный восторг, выслушала его стоя и три раза требовала его повторения. С тех пор и вошло в обычай троекратное исполнение гимна".
К сказанному выше остается добавить лишь следующее - в мае 2004 года исполнится 205 лет со дня рождения Алексея Феодоровича Львова, так промыслительно избранного Господом в авторы самого замечательного гимна Российской Империи за всю ее историю. Если Вам, благодарный читатель, доводилось случать два прежде утвержденных Государями Всероссийскими Екатериной II и Павлом I гимна "Гром победы раздавайся!" или "Коль славен наш Господь в Сионе", то вы не сможете утверждать иное, как только одно, - гимн "Боже, Царя храни!" несравненно возвышеннее и, дерзаю утверждать, божественнее иных гимнов нашего возлюбленного Отечества.
Убеждает в том и то ни с чем не сравнимое надругательство, какое совершили над русским национальным гимном раскольники и богомерзкие строители нового мира после государственного переворота в феврале и октябре 1917 года.
История гимна России после насильственного отречения Святого Государя Мученика Николая II Многострадального - горький урок всем нам, вольным и невольным соучастникам богоотступничества и клятвопреступления от Бога дарованной Династии Романовых. Все последующие безродные и полуграмотные узурпаторы власти в России в буквальном смысле издевались над смыслом и содержанием государственного гимна, жестоко, как сами признавались они "...до основания" разрушая веками удерживаемую связь между Русским народом, верой Православной и Царствующим Домом. Что же предложили новоявленные деспоты своим пленникам, заточенным в одном на всех лагере равенства и братства?
После масонской февральской революции, в память о победе над Монархией, Временное в прямом и переносном смысле правительство принимает гимн "Марсельеза". Но сменившие неблагодарных интелектуалов-гумманистов большевики-изуверы с октября 1917 года навязывают народу новый гимн - "Интернационал", столь любимый всеми еврейскими заговорщиками со времени трагического свержения Монархии во Франции.
Начавший избирательную чистку мирового Коминтерна И.В.Сталин отказался от прежнего гимна и поручает создать новый - "Союз нерушимый", впервые прозвучавший 1 января 1944 года. Однако пройдет всего лишь 10 лет и утвержденный массами новый вождь Н.С.Хрущев изменит слова культового гимна, оставляя без изменения лишь музыку А.Александрова.
Победившая в 1991 году в России "демократия" интеллектуалов, бывших коммунистов, воров и все той же крови борцов за правду приводит к власти бывшего ЦКиста Б.Н.Ельцина, и тот принимает решение дотоле неслыханное - новый гимн без слов на музыку великого Федора Глинки. Все многолетние попытки придумать к музыке текст, не без участия все тех же детей Сиона, завершились неудачей.
С 30 января 2000 года у Российской Федерации, по личной инициативе бывшего ЧКиста и нового президента В.В.Путина, согласно Указу N2010, появился очередной государственный гимн - девятый (!) по счету. И, судя по содержанию, не последний в истории нашего истерзанного реформами Отечества.
Напомню, благодарному читателю, текст этого условно нового, но, решусь сказать, самого ущербного гимна на стихи С.Михалкова и музыку А.Александрова.


Россия - священная наша Держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!


ПРИПЕВ:


Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов Союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!


От южных морей до полярного края,
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!


ПРИПЕВ:


Славься, Отечество наше свободное...


Широкий простор для мечты и для жизни,
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!


ПРИПЕВ:


Славься, Отечество наше свободное...


Продолжать рассказ об истории гимнов в России, невозможно без напоминания вам, благодарный читатель, о том, что самый первый государственный гимн России - марш Преображенского полка, был высочайше утвержден Государем Императором Петром I Алексеевичем. Он звучал более всех последующих гимнов, без малого 70 с лишком лет, пока в 1791 году, по воле Государыни Императрицы Екатерины II Алексеевны, не был высочайше утвержден второй в истории России гимн "Гром победы, раздавайся!" композитора Осипа Козловского и знаменитого поэта Гавриила Державина. До Августейшего утверждения в качестве государственного гимна полонез "Гром победы, раздавайся!" исполнялся для праздника в Таврическом дворце Царствующего в то время града Санкт-Петербурга в честь взятия в 1791 г. русскими полками под командованием генерал-фельдмаршала А.В.Суворова турецкой крепости Измаил.
Овеянный славой Русских побед, гимн звучал как государственный лишь несколько лет, и, с наступлением новой эпохи Павла I Петровича, навсегда ушел в историю. Этот величавый гимн, текст которого сегодня, без сомнения, стал бы предметом уголовного преследования как разжигающий межнациональную и межконфессиональную рознь в нашем, как теперь учат говорить, многонациональном государстве, теперь почти забыт. Но нет, разве возможно забыть эти безсмертные строки великого русского поэта и сановника Гавриила Державина:


Гром победы, раздавайся!
Веселися храбрый Росс!
Звучной славой украшайся
Магомета ты потрес.


Воды быстрые Дуная
Уж в руках теперь у нас;
Храбрость Россов почитая,
Тавр под нами и Кавказ.


Уж не могут орды Крыма
Ныне рушить наш покой;
Гордость низится Селима,
И бледнеет он с луной.


Стон Синая раздается
Днесь в подсолнечной везде;
Зависть и вражда мятется
И терзается в себе.
***
Припев:
Славься сим, Екатерина!
Славься нежная к нам мать!
***
Мы ликуем славы звуки,
Чтоб враги могли узреть,
Что свои готовы руки
В край вселенней мы простреть.


Зри премудрая Царица!
Зри великая жена!
Что твой взгляд, Твоя десница
Наш закон, душа одна.


Зри на блешущи соборы,
Зри на сей прекрасный строй;
Всех сердца Тобой и взоры
Оживляются одной.


Припев:
Славься сим, Екатерина!
Славься нежная к нам мать!



Третий гимн России высочайше утвердил благодарный правнук Петра Великого Государь Император Павел I Петрович. Он назывался "Коль славен наш Господь в Сионе!". Авторами слов и музыки стали выдающийся русский музыкант Дмитрий Бортнянский и поэт, знаменитый писатель - куратор Московского университета Михаил Херасков.
Перед вами, благодарный читатель, слова чрезвычайно возвышенного Русского гимна. То - есть уникальный в мировой истории пример государственного гимна, полностью посвященного Творцу всего сущего!


Коль славен наш Господь в Сионе,
Не может изъяснить язык:
Велик Он в небесах на троне!
В былинках на земле велик!


Припев:
Везде, Господь, везде ты славен!
В нощи, во дни сияньем равен!


Тебя Твой агнец златорунный
Тебя изображает нам!
Псалтирями десятострунны
Тебе приносим фимиам!


Припев:
Прими от нас благодаренье
Как благовонное куренье!


Ты солнцем смертных освещаешь;
Ты любишь, Боже, нас, как чад;
Ты трапезою насыщаешь
И зиждешь нам в Сионе град.


Припев:
Ты смертных, Боже, посещаешь,
И плотию своей питаешь.


О Боже! Во Твое селенье
Да взыдут наши голоса!
И наше взыдет умиленье
К Тебе, как утрення роса!
Припев:
Тебе в сердцах алтарь поставим;
Тебя, Господь, поем и славим!



По завершении Отечественной войны 1812-1813 гг. и разгрома армий Наполеона, с 1816 года в торжественных случаях исполнялся английский имперский гимн "Боже, храни Короля!". И лишь в 1833 году незабвенный Государь Император Николай I Павлович высочайше поручил написать Русский народный гимн "Боже, Царя храни!" композитору Алексею Львову. Автором стихов был знаменитый поэт Василий Жуковский.
Такова краткая летопись создания государственных гимнов России. В ней, позволю себе судить, не начертано последнее слово, да, что слово - целая глава, в которой мы воочию узрим свои новые и воистину национальные символы, чаяния и надежды. А потому единственно народному гимну России еще не раз представится возможность звучать троекратно как прежде:
"Боже, Царя храни!"
Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу нам,
Царствуй на страх врагам,
Царь православный.
Боже, Царя храни!
Боже, Царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли!
Гордых смирителю:
Слабых хранителю,
Всех утешителю -
Все ниспошли!
Перводержавную
Русь Православную
Боже, храни!
Царство ей стройное,
В силе спокойное, -
Все ж недостойное,
Прочь отжени!
О, провидение,
Благословение
Нам ниспошли!
К благу стремление,
В счастье смирение,
В скорби терпение
Дай на земли!


Подробнее:
https://ruskline.ru/analitika/2003/12/26/o_russkom_nacional_nom_gimne



Другие статьи в литературном дневнике: