День памяти Казанской иконы Божьей Матери

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

В 1552 году Казанское ханство было присоединено к Руси царем Иоанном Грозным. 60 000 русских людей было освобождено из плена; началось обращение мусульман и язычников в христианство. В 1579 г. страшный пожар опустошил Казань. Начался он в доме купца Онучина.

После пожара Матроне, девятилетней дочери купца, явилась во сне Богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ, зарытый в земле тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве. Божия Матерь точно указала место, где можно было найти икону. Родители поначалу не обратили внимания на рассказ девочки, но чудесное явление Небесной Царицы повторилось трижды, причем в третий раз оно было грозным.

Мать отвела Матрону к митрополиту Казанскому Иову, та рассказала ему о чудесном явлении. Все духовенство города, в сопровождении огромной толпы народа, направилось к дому Онучиных. Сейчас же начались раскопки, но найти икону не удалось. Тогда копать стала сама Матрона и тут же обрела святой образ. Он был необыкновенной красоты и сиял совершенно свежими красками, как будто только что был написан.

Митрополит передал икону о. Ермолаю, наиболее почитаемому в городе священнику, и тот, высоко подняв ее над головой, сопровождаемый крестным ходом, отнес чудесный образ на городскую площадь, где и осенил им на четыре стороны весь собравшийся народ. Отец Ермолай написал тропарь новоявленной иконе «Заступнице Усердная», который знала вся Святая Русь.


Через десять лет на месте обретения чудотворной иконы митрополит Ермоген (отец Ермолай принял постриг с именем Ермоген в Московском Чудовом монастыре и вскоре был назначен на Казанскую кафедру) основал женский монастырь в честь иконы Божией Матери Казанской, причем юная Матрона Онучина приняла в нем постриг и стала потом настоятельницей. Совершивший первый молебен перед святым образом, митрополит Ермоген составил сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.


Во время Смуты, когда Москва была занята поляками, а Патриарх Ермоген томился в темнице, список с чудотворного образа был передан князю Димитрию Пожарскому, и Пресвятая Богородица взяла русское ополчение под свое покровительство. Трехдневный пост и усердная молитва перед Казанской иконой Божией Матери преклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился тогда архиепископ Элассонский (из Греции) Арсений.

Ночью к нему в келью явился сияющий Божественным светом преподобный Сергий Радонежский и возвестил, что «заутра Москва будет в руках осаждающих (ополчение Пожарского) и Россия спасена». Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ исцелился от болезни. Св. Арсений оповестил русских воинов о видении и пророчестве великого святого Русской земли, и на следующий день ополчение выбило поляков из Китайгорода, а через два дня был освобожден Кремль. В воскресенье (25 октября) русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках. На лобном месте встретились они с архиепископом Арсением, несшим чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, которую он сохранил, несмотря на все тяготы плена и болезни.

Народ был потрясен встречей двух чудотворных икон и слезно молился Небесной Заступнице Русской земли. В память освобождения Москвы от поляков установлено празднование Казанской Божией Матери 22 октября, а в память чудесного обретения иконы – 8 июля. Перед Полтавской битвой в 1709 г. русский царь Петр I с войском молился перед Казанской Божией Матерью, а в 1721 г. перенес один из списков иконы из Москвы в построенный им Петербург.

В 1811 г. образ был поставлен в только что построенном и освященном Казанском соборе, где вскоре полководец Кутузов молился перед чудотворной иконой о победе над французами. Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков в 1812 г., и первая крупная победа была одержана в день праздника иконы 22 октября, когда выпал снег и ударили сильные морозы, сама Заступница пришла на помощь воинам.


По вере Русской Православной Церкви иконы Пречистой Богородицы благодатным осенением расположились по лицу нашей Отчизны, образуя ее защиту и Небесный покров. Образ Владимирской Божией Матери хранит и благословляет наши северные пределы. Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли, простирает влияние чудотворный Казанский образ Пречистой Богородицы.

Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо ecи Божественный покров рабом Твоим». (Тропарь, глас 4-й).

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской
глас 4
Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/ и сокрушенным сердцем/ пред пречистым Твоим образом со слезами/ и невозвратно надежду имущих на Тя,/ избавления всех зол,/ всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.


Величание
Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим образ Твой святый,/ от него же истекает благодатная помощь// всем с верою притекающим к нему.

ПРЕСВЯТАЯ ЗАСТУПНИЦА, ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ, СПАСИ НАС!





С. В. Булгаковъ.
М;сяцесловъ Православной Церкви.
М;сяцъ Октябрь. День двадцать второй.
Празднованіе Пресвят;й Богородиц; чудотворныя ради Ея иконы, нарицаемыя Казанскія.



Праздникъ этотъ установленъ въ память избавленія Москвы заступленіемъ Владычицы отъ нашествія поляковъ въ 1612 г. Въ то время наше отечество находилось въ крайней опасности. На престол; Россіи прекратился родъ царей Рюрикова дома; наступило междуцарствіе, а вм;ст; съ т;мъ безначаліе, безпорядокъ и разстройство во всемъ государств;; везд; безнаказанно происходили грабежи и убійства. Поляки, овлад;въ многими городами русскими, заняли и Москву, а шведы взяли Новгородъ. Т; и другіе хот;ли дать Россіи своего царя, и уже половина Россіи признала своимъ царемъ польскаго королевича Владислава. Но истинные и в;рные сыны отечества не могли допустить на царскій престолъ Руси чужеземца и инов;рца. «Станемъ за Святую Русь, за домъ Пресвятыя Богородицы, за чудотворцевъ Алексія, Фотія и Филиппа; продадимъ женъ и д;тей, но освободимъ отечество!» — возвалъ къ своимъ соотечественникамъ одинъ изъ истинныхъ сыновъ отечества, Новгородскій гражданинъ Мининъ. По призыву Минина, а также инока Палицына и болярина Пожарскаго, русскій народъ дружно возсталъ на защиту и освобожденіе своей родной земли. Къ Москв; стали собираться русскія ополченія; пришло ополченіе и изъ Казани и принесло съ собою св. Казанскую икону. Съ в;рою приняли ратники св. икону, отъ которой стали являться многія чудеса. При помощи Богоматери, русскіе отбили у поляковъ Новод;вичій монастырь и взяли многихъ пл;нныхъ. Но еще не присп;ло время окончательнаго избавленія земли Русской. Между начальниками отрядовъ начались вражда и раздоръ; буйство и своеволіе казаковъ и другихъ ратниковъ не им;ли границъ. Зимою 1611 г. св. икона была отпущена обратно въ Казань. Въ то время, когда св. икона на пути въ Казань прибыла въ Ярославль, сюда же прибыло ополченіе изъ Нижняго-Новгорода, собранное Мининомъ, подъ начальствомъ князя Пожарскаго. Узнавъ о чудесахъ, бывшихъ отъ св. иконы подъ Москвою, ратники ввяли св. икону съ собою, постоянно приб;гали къ ней съ теплыми молитвами о помощи, «и многія чудеса отъ того образа быша». Непреодолимыя для челов;ческихъ силъ препятствія встр;тило подъ Москвою прибывшее съ княземъ Пожарскимъ ополченіе. Нужно было взять городъ, укр;пленный и упорно защищаемый, отбить уже подошедшее къ Москв; св;жее и многочисленное польское войско, усмирять своеволіе и буйство русскихъ же отрядовъ, стоявшихъ подъ Москвою раньше и, вм;сто помощи и дружбы, выказавшихъ вражду и изм;ну къ прибывшему ополченію. Кром; того, не им;лось средствъ къ продовольствію войска, не доставало и оружія. При такихъ трудностяхъ сталъ упадать въ войск; духъ мужества; а между т;мъ наступила осень съ ея непогодами и еще бол;е увеличила б;дствія осаждающихъ. Р;шившись, однако, сд;дать попытку къ одол;нію враговъ и возложивъ, при этомъ, всю надежду не на свои собственныя силы, а единственно на помощь Божію и заступленіе Богоматери, три дня благочестивые предки наши, предъ началомъ предстоящей борьбы, провели въ пост; и усердной молитв; предъ Казанской иконой Божіей Матери. Господь услышалъ молитвенный вопль бол;знующихъ объ отечеств; и Церкви. Среди осажденной столицы, между врагами, въ тяжкомъ пл;ну и еще тягчайшемъ недуг; отъ скорби и голода, томился одинъ изъ маститыхъ первосвятителей, прибывшій въ Москву изъ Греціи, архіепископъ Арсеній. Близкій къ небу по своему сану, онъ еще ближе былъ къ нему по своимъ доброд;телямъ; посему и удостоился быть посредникомъ между небомъ и землею. Среди полночной тишины, вдругъ келья его наполняется св;томъ необыкновеннымъ, и онъ зритъ предъ собою св. Сергія Радонежскаго. «Арсеній, — рекъ преподобный болящему, — ваши и наши молитвы услышаны; предстательствомъ Богоматери судъ Божій объ отечеств; преложенъ на милость; заутра Москва будетъ въ рукахъ осаждающихъ, и Россія спасена». Какъ бы въ подтвержденіе пророчества, болящему старцу вдругъ возвращается здравіе и кр;пость силъ. Радостная в;сть о семъ, переходя изъ устъ въ уста, немедленно проникла за ст;ны града — къ воинству православному и воспламенила его непреодолимымъ мужествомъ. Дерзая о имени взбранной Воеводы, христолюбивое воинство не видало бол;е предъ собою никакихъ непреодолимыхъ преградъ; враги, несмотря на свое ожесточеніе, не въ силахъ были бол;е стоять на твердыняхъ, и Кремль былъ взятъ россіянами. Благогов;я предъ небесною помощію, благодарное воинство въ сл;дующій день воскресный совершило торжественное молебное вшествіе въ возвращенную столицу. Чтобы память о столь чудесномъ явленіи покрова Пресвятыя Д;вы надъ отечествомъ не ослаб;ла отъ времени, и было положено творить ежегодно въ настоящій день торжественное воспоминаніе о спасеніи отъ враговъ Москвы заступленіемъ Божіей Матери, «ради Казанской иконы Ея». Сначала празднованіе 22 октября совершалось только въ Москв;, но въ 1649 г., по случаю рожденія на праздникъ «чудотворныя иконы Казанскія, во время всенощнаго п;нія», Насл;дника престола, царевича Димитрія, царемъ Алексіемъ Михаиловичемъ повел;но было праздновать 22 октября Казанской икон; «во вс;хъ городахъ по вся годы». Святая икона, бывшая въ войскахъ князя Пожарскаго и поставленная имъ въ Московской церкви Введенія на Ср;тенк; (куда ежегодно совершался крестный ходъ изъ Кремля), въ 1636 г., по устроеніи иждивеніемъ того же князя въ Москв; (на Красной площади) Казанскаго собора, была поставлена въ этомъ собор;, куда съ того времени и донын; совершается 22 октября крестный ходъ изъ Кремля Лейт.


Прим;чаніе:
Лейт Мн;нія о происхожденіи и м;стонахожденіи св. Казанской иконы, бывшей въ войскахъ князя Пожарскаго, различны (см. М;сяц. Вост. Зам., 437; Праздн. въ честь чудотв. ик., изд. Моск. Сvн. Тип.; С.-Петерб. Дух. В;ст. 1895, 16-25; Ц. В;д. 1903, 3, 1904, 7-8; Прав. Собес. 1904, 7-8; Моск. Цер. В;д. 1904, 51-52, 1905, 4-5), всл;дствіе чего и вопросъ о м;ст; пребыванія подлинной св. чудотворной Казанской иконы является спорнымъ. По однимъ, эта св. икона до посл;дняго времени находилась (см. Богородицкій мон. Казан. еп.) въ Казани, по другимъ, она хранится въ Москв;, по третьимъ, — въ С.-Петербург;. Казанскимъ ополченіемъ было принесено изъ Казани въ Москву, какъ думаютъ н;которые, «подобіе», т. е. списокъ съ явленной Казанской иконы, но, по мн;нію другихъ (им;ющему за собого бол;е в;скія основанія), — подлинная явленная икона (съ которой для Богородицкаго Казанскаго мон. была снята копія). Не одинаково р;шается и вопросъ относительно м;стонахожденія этой, бывшей въ войскахъ князя Пожарскаго, св. иконы. По одному (бол;е распространенному) мн;нію, эта св. икона по повел;нію имп. Петра I была перенесена изъ Москвы въ Петербургъ и нын; находится тамъ въ Казанскомъ собор;. По другому мн;нію (выставившему въ посл;днее время въ свою пользу архивныя данныя), оная св. икона и нын; пребываетъ въ Московскомъ Казанскомъ собор;. Эта св. икона написана на липовой доск;, вышиною 6,13 верш. и шириною 5,5 верш. Богомладенецъ на этой св. икон; изображенъ съ л;вой стороны Богоматери, не во весь ростъ, въ прямомъ положеніи (какъ бы стоящимъ на Ея кол;нахъ), съ благословляющей правой рукою; ликъ Богоматери н;сколько наклоненъ вл;во къ лику Богомладенца. Что же касается чудотворной Казанской иконы Богоматери, составляющей въ настоящее время главную святыню Петербургскаго Казанскаго собора, то относительно ея защитниками вышеприведеннаго посл;дняго мн;нія признается, что эта св. икона была пожертвована царицей Параскевою ;еодоровной (вдовой царя Іоанна Алекс;евича, брата имп. Петра I, скончавшейся 13 октября 1723 г.); при чемъ предполагается, что или оная св. икона была сооружена и украшена царицею Параскевою, или же эта св. икона — одна изъ т;хъ, которыя были Царской Семьей перевезены въ Петербургъ изъ Московскихъ царскихъ палатъ (и в;роятно, — та копія съ явленной Казанской иконы, которая была прислана въ 1579 г. царю Іоанну Грозному изъ Казани въ Москву), усердіемъ царицы Параскевы вновь поновлена и украшена. Съ 1710 г. св. икона находилась въ Казанской часовн; на Петербургской сторон; (гд; стоялъ дворецъ царицы Параскевы), потомъ въ церкви Рождества Богородицы (близъ той же часовни), впосл;дствіи (въ 1737 г.) св. икона была перенесена въ новоустроенную (имп. Анной Іоанновной, дочерью царицы Параскевы) церковь Рождества Богородицы на Невскомъ Проспект;. Въ 1811 г., въ день освященія Петербургскаго Казанскаго собора, св. икона была перенесена сюда, сд;лалась общею святынею столицы и служитъ предметомъ особаго почитанія и благогов;нія Императорскаго Дома и народа. Она участвуетъ теперь во вс;хъ крестныхъ ходахъ Петербурга. Эта св. икона написана на кипарисной доск;, въ 13,3 верш. вышины и 12 верш. ширины. Ц;нность ризы на сей св. икон;, вм;ст; съ украшеніями, простирается до 58,5 тысячъ руб.


Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ св;д;ній, касающихся преимущественно практической д;ятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Успенской Лавры, 1913. — С. 419-421.




ТВОРОЕНІЯ СВЯТ;ЙШАГО ГЕРМОГЕНА, ПАТРІАРХА МОСКОВСКАГО И ВСЕЯ РОССІИ.
(Изданіе Церк. Комиссіи по честв. юбил. событій 1612, 1613 и 1812 г.г. М., 1912). М;сяца Июля въ 8 день.
Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже въ Казани.
Списано смиреннымъ Ермогеномъ, митрополитомъ Казаньскимъ.


Благослови, отче.



Аще убо и предивно чюдо сод;яся в роде нашемъ милостивнымъ пос;томъ Творца благому всему, Господа нашего и Бога Іисуса Христа, и рождьшей Его Пресвятыя и Преблагословеныя Владычицы нашея Богородицы и Приснод;выя Мария пречюдною и чюдотворною иконою въ преславномъ град; Казани: но како возмогу, недостоинъ сый и недостойне устн; им;я, пров;щати таковая?


Но обаче, над;яся на неизреченныя щедроты Сына Божия и Того Рождьшия молитвы, вселенныя учителя глаголъ восприиму: «благословенъ Богъ и Отецъ Господа нашего Іисуса Христа, Отецъ щедротамъ и Богъ всякия ут;хи, ут;шаяи насъ о всякой скорби нашей и благословивый насъ благословеніемъ духовнымъ». Преже убо праведный гн;въ Свой, безакония ради нашего, вмале испусти на насъ, оцыщая многия гр;хи наша: и въ мало дней оскорбихомся. Потомъ же, благодати ради Божия, скорбная забыхомъ неизреченнаго ради челов;колюбия Божия на насъ, и радости несказанней сподобихомся, явления ради иконы Божия Матери и Тоя Прев;чнаго Младенца Господа нашего Іисуса Христа. Повсюду убо протекоша, яко громъ, во вся конца россиския земля Божие к намъ милостивное пос;щение — Богородицины иконы явление и неизреченные чюдеса, ихъже подаетъ неоскудн; с в;рою приходящимъ. Мн; же, недостойному, самовидцу бывшу, како или коими чюдесными благотворении яви Богъ и Богородица от земныхъ н;дръ чюдотворный Свой образъ (яко же преди простретися слово хощетъ), писанию ж предати замедлившу или отъ недостатка разума, или отъ нерад;ния и душегубителные л;ности, ово же и страха ради недостоинства: пленицами бо моихъ гр;ховъ стягнутъ есмь и таковымъ преславнымъ вещемъ нел;по ми б; коснутися, /с. 2/ но разв; точию безаконня моя знати и просити отпущения безчисленымъ моимъ согр;шениемъ. Но понеже желание привлачитъ мя и страхъ глаголати нудит мя, гр;си же мои, «яко бремя тяжко, отягот;ша на мн;»: и что убо сотворю? дерзну ли к начинанию? что убо? реку ли или запрещу себ; окаянства ради моего? или паки внимаю восходящая на сердце мое блаженьствомъ о Всеп;тей, и Богоприятней Богородицы и Приснод;в;й Марии? Но Ты Сама сод;йствуй ми, о Преблагословеная, Заступнице Усердная, Мати Бога Вышняго, яко да воля иже ис Тебе рождьшагося Христа Бога нашего будетъ: да ми, недостойному, помрачивыйся умъ мой тобою, о Всенепорочная, просв;тится (ты бо за вс;хъ молиши сына своего, Христа Бога нашего) и пишущу ми сод;йствуй: вс;мъ бо твориши спастися, в державный Ти покровъ приб;гающимъ. Множицею бо воспомянухъ, н;когда же и слезы испустихъ, в;дый мое недостоинство. Но обаче и се ми во умъ прииде, яко неправедно есть Божиихъ таинъ и неизреченныхъ к намъ и многомилостивныхъ дорованиихъ в забвения глубине погружати, имже многимъ источникомъ целебнымъ и самовидецъ быхъ: и, елико вид;хъ и слышахъ о пречюдней Ти иконе, подай ми, о Всеп;тая, глаголати и писати, и вс;хъ насъ заступи, Госпожа Царице. Аще по достоянию и н;смь достоинъ похвалы Теб; принести, малы н;кия отъ великихъ; но обаче сподоби мя, о Владычице, о Твоихъ неизреченныхъ на насъ благод;янихъ хвалу Теб; принести; и яко же сподобила мя еси, о Всеблаженая, недостойнаго и гр;шнаго, скверными моими руками преже вс;хъ священныхъ прикоснутися пречистому Твоему образу и чюдотворнай иконе и Сына Твоего Христа Бога нашего. Аще бо и вси достойни, но аз недостоинъ сый: но обаче влекомъ жадая, да поне прикоснуся пречистому Твоему и чудотворному образу, Владычице, и Прев;чнаго Ти младенца Спаса Христа.


Нын; же паки что реку или что возглаголю великоименитей Д;в;й, паче же рещи многоименитей, пророки прореченн;й? Пять убо к десятимъ л;томъ преидоша явлению чудотворныя Богородицыны иконы, чюдесная же исцеления безпрестани неоскудно бываютъ, и вся страсти душевныя и недуги телесныя немедленно от челов;къ отгоними бываютъ. Сие паки призываетъ мя к торжеству и глаголати понуждаетъ: и яко подобаетъ ми и писанию сия предати, да не буду осуженъ, якоже и скрывый талантъ господина своего. Понеже убо челов;ческий родъ обыче и святыхъ памяти духовные с похвалами празновати, а иже Пресвят;й и Преславней Царице царски праз/с. 3/ники празновати, Пречистыя Богородицы и Приснод;вы Мария, — сию попремногу паче он;хъ любовию почитати должны есмы (Та бо есть божественый покровъ рабомъ своимъ), и притецати к тихому сему и доброму Пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому Спасению, Покрову Д;выя; и яко Вышшей і паче вс;хъ тварей вышшую похвалу принести, яко Царице и Владычице царя и Владыку вс;хъ рождьшую: Тоя бо ради праматерняя клятва потребися и Адамъ отъ в;чныхъ уз свободися, и Богъ к намъ примирися. Тогда бо Иаковля л;ствица утвердися. Богу хотящу по ней снити и челов;комъ путь сотворити къ небеснымъ и челов;цы со ангелы во едино быша: не ктому, яко же тогда, со Ияковомъ древле борется, ибо Творецъ Иаковль на землю сниде, погибшую драхму взыскати хотя и Отцу принести. Т;мже пророцы тогда возрадовашася, своему пророчеству збытіе зряще. Тогда убо Давидъ, вид;въ отъ с;мени его правнуку родившуся, бряцая в гусли, играя духомъ, глаголя: «слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое». Т;мже тогда не токмо пророцы, но и превышняя и земная тварь съпразноваше. Нын; же паки присп; новый празникъ честный Владычицы нашея Богородицы честнаго Ея образа иконы Одигитрия, кр;пкия помощница: да познаютъ вси, яко не токмо, егда въ мир; бяше, ходатайственое къ своему Творцу и Сыну показоваше, но и паче, и по преславномъ своемъ преставлении отъ земныхъ въ небесная, непрестанно милостивно насъ прис;щая. Т;мже, оставльше начало словеси, на совершеніе ведемся шествующе. Да коснемся иже о сихъ бес;де, елико подастъ Святый Духъ, преже похваливше ваше усердие теплое. Толико бо к церкви ваше тщание, паче-же к чюдотворней Богородицынай иконе в;ра и моление, елико чадомъ к матери, елико жаждущему ко источнику, елико кораблю къ пристанищу. Толико и насъ веселитъ пресп;яние ваше, яко нын; явити намъ о семъ. Гр;хъ ради нашихъ Богъ наказуя насъ и наводя на насъ милостивн; праведный гн;въ свой, овогда гладомъ, овогда нашествиемъ иноплеменныхъ, иногда моромъ и межусобными бранми, овогда пожаромъ и прочими напастьми жития, и беды и тесноты и недуги люты наводя на насъ, — понужаетъ же паче ленивыя и жестокия на благая и подобная и спасеныя пути. Се убо реченное пророкомъ Давидомъ къ Господу: «броздами и уздою челюсти ихъ востягнеши, не приближающимся к Теб; многи раны». І во иномъ псалм; глаголетъ: «аще оставятъ законъ Мой и в судбахъ Моихъ не пойдутъ, аще оправдания Моя осквернятъ и запов;ди Моя не сохранятъ, пос;щу жезломъ беззакония ихъ и ранами неправды ихъ, милость же /с. 4/ Мою не разорю отъ нихъ». Апостолъ: «его-же любитъ Господь, того и наказуетъ, бьетъ бо всякаго сына, его же приемлетъ; аще безъ наказания, преблудод;йчища есте, а не сынове». Понеже зловодими есме челов;цы и неудобно шествие имамы к доброд;тели, и мало о спасении душь нашихъ печемся, попущаетъ Владыка нашъ Господь напастми и б;дами, и скорбми и недуги лютыми. Даже къ Нему обращаемся и о нашемъ спасении всеобразно печемся. Сия намъ сод;яшася праведнымъ судомъ Божиимъ.


Бысть же сице. В л;то 7087 при держав; благочестиваго и христолюбиваго, благов;рнаго Государя Царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Руси Самодержца, и при его благородныхъ царевичехъ — князе Иване Ивановиче и князе ;еодоре Ивановиче (нын; же Божиею благодатию Государь, Царь и Самодержецъ всея Руси), и при свят;йшемъ митрополите Антонии Московскомъ и всея Руси, и при архиепископе Казанскомъ Иерем;е, м;сяца Июня 28 день, на память святыя мученицы Агрип;ны, бысть пожаръ в новопросв;щенномъ граде Казани, по взятьи града в двадесят шестое л;то, яко достов;рнейши сами вид;хомъ. Загор;ся в полуденное время близь церкви святаго Николы, иже зовется Тульский, во двор; н;коего воина царева Данила Онучина. И мала н;кая часть посаду остася, и половина града к соборней церкви и дворъ архиепископль остася. Болшая же часть посада: и торги вс;, и во граде обитель богол;пнаго Преображения Спасова, и дворъ великого князя — увы! вся огнь всеядец пояде и пожже и без в;сти сотвори. Людие же христолюбивии в;рою не отпадше, но познаша своя согр;шения, на покаяние обратишася и начаша созидати церкви Божия и своя домы: и Божиею милостию м;сто убо иноязычно и новопросв;щено просв;щашеся святыми церквами и Божественными учении. Языцы же нев;рнии мнози бяху во граде и в;ры многи. И бысть имъ в притчю и в поругание истинная православная в;ра, источника же целебнаго не б; тогда во граде. Иноязычнии же, нев;риемъ одержими въ сердцыхъ своихъ, уничижаху насъ, не в;дяще Божия милости и силы: вид;ша бо окаяннии Божие милоседрие къ намъ, еже с милостию наказание; еже милуяй насъ наказуя, яко отецъ чадолюбивъ, за наша согр;шения, оцыщая гр;хи наша. Челов;колюбецъ же Богъ, видя терп;ние людей своихъ и в;ру ихъ, и поругание, и поношение окрестъ живущихъ инов;рныхъ, и не терпя поношения и похуления на святыя иконы и да не рекутъ языцы: гд; есть Богъ ихъ, в него же в;руютъ? Да заградятся уста, иже глаголютъ неправду и дабы убо исчезло и не помянулось жидовское и безсерменское суров/с. 5/ство и тщегласное хуление ихъ, и дабы искоренилось злоплевельное еретическое учение, и утвердилась бы и просв;тилась православная в;ра истинная христианская, греческаго закона, правымъ учениемъ Господа нашего Іисуса Христа и святыхъ его ученикъ и апостолъ и богоносныхъ отецъ и вс;хъ святыхъ, утвердившихъ православную в;ру Христову и научившихъ в;ровати «во Отца и Сына и Святаго Духа», неразд;лимую Троицу. Предстательствомъ убо и молениемъ Заступницы нашея Царицы Владычицы Богородицы и Приснод;вы Мария, еже къ Сыну Своему и Богу нашему приснымъ предстояниемъ, нын; же ради благодати Божия в сие в посл;днее время показа намъ праведное и всесв;тлое солнце, и отверзе породу Едема затвореннаго, и яви отъ земли пресв;тлую икону, источникъ неизчерпаемый, Своимъ челов;колюбнымъ смотрениемъ в земли сокрыему чюдотворную икону Матери Своея, а нашея Царицы, Владычицы Богородици и Приснод;вы Мария честнаго ея Одегитрия, и Свой челов;колюбный образъ. Отнюду же убо праведный гн;въ Свой за наше согр;шение испусти, оттуду близъ м;ста того, яко камени вержениемъ, и благодатию св;тящую лучю и исцеления источникъ показа. Яви убо себе Богородицына икона сицевымъ образомъ. Не яви убо образа своего Владычица ни святителю града, ни начальнику властелинску, ниже вельможи или богату, ниже мудру старцу: но яви свое честное сокровище, источникъ неизсчерпаемый приходящимъ с в;рою, чудный свой образъ, н;коего мужа от простыхъ, имуща мудрость на войн; стрелебную, сего дщи юнна, десяти л;тъ суща, именемъ Матрона. Сей бо д;вицы явися чюдная она и пресв;тлая икона Богородицына. И после убо пожара в томъ же л;те и месяце, сице нача являтися д;вицы оной, ей же имя преди рекохомъ, икона пресв;тлая Божия Матери. И веляше ей поити во градъ и пов;дати про икону Богородицыну, ея же вид;, архиепископу и воеводамъ, дабы шед выняли образъ Пречистые Богородицы от земленыхъ н;дръ: и м;сто пов;да ей, ид;же последи обр;тоша драгаго бисера честное сокровище, чюдную икону Богородицыну. Д;вица же убо, юна и немыслена, боящеся пов;дати: и абие едва пов;да матери своей, мати же глаголы ея ни во что же вм;нивъ. И посл;ди же убо въ вид;нии не единою являшеся ей пресв;тлая и чюдная она икона и веляше ей безъ сумн;ния сие вид;ние пов;дати. Девица же не единою, но и многажды, сказоваше матери своей явление чюдные тоя божественыя иконы: веляше ей безъ сумн;ния пов;дати сие вид;ние. Во единъ же убо день случися д;вицы оной, ей же имя выше надписахомъ, /с. 6/ спати в полудне: и внезапу д;вица обр;теся посреди двора своего, в немъ же живяше, и абие явися ей чюдная и пресв;тлая Богородицына икона страшнымъ огненнымъ образомъ, лучи испущая огнены, пресв;тлы и страшны з;ло, яко мн;тися ей от пресв;тлыхъ т;хъ лучъ, сияющихъ от иконы, сожжене быти. И гласъ бысть отъ образа страшенъ, къ д;вице глаголющъ: «аще убо не пов;си глаголъ Моихъ и не пойдеши от земленыхъ н;дръ выняти образа Моего, Азъ же убо имамъ во иной улицы явитися и во иномъ граде, ты же имаши бол;знена быти, дондеже и живота зл; гонзнеши». Д;вица же, от страшнаго сего вид;ния з;ло ужасшеся, паде на землю и бысть яко мертва, и лежаше на земли на многъ часъ. И абие возопи велиимъ гласомъ к матери своей, дабы шедъ пов;дала архиепископу и правителемъ града того о чюдней и пресв;тлей иконе Преблагословеныя Владычицы нашея Богородицы и Приснод;в;й Марии; и пов;да ей вся глаголы реченныя, яже слыша отъ пресв;тлыя иконы, и м;сто указуя. Мати же ея скоро иде во градъ к воеводамъ, и д;вицу предъ ними представи; повеле ей, да сама глаголетъ, яже о ней сод;янная. Д;вица же пов;да имъ вся глаголы реченныя, яже слыша от причюдныя и великол;пныя Богородицины иконы, и м;сто указуя. Они же убо, нев;риемъ одержими о пречестней Пречистыя иконе, о ней же девица пов;да, и ни во что же вм;ниша. Мати же прослезився, вземь дщерь, иде къ архиепископу, т; же предиреченныя пов;да глаголы и м;сто указанное ей сказуя: дабы повел;лъ выняти святую Богородицыну икону. Архиепископъ же не внятъ р;чемъ ея и отосла ю безд;лну: б; же приходъ ихъ въ седмый часъ дне, обр;тоша же чюдный онъ пресв;тлый образъ Богородицынъ въ часъ вторый на десять, по пожаре на томъ же л;те, м;сяца Июля въ 8 день, на память святаго великомученика Прокопия. Бысть же сице. Пойде убо жена та к дому своему, пов;дая вс;мъ людямъ о чюдней иконе: како вид;ние вид; дщи ея. Людие же, дивящеся о глаголехъ ея и отхождаху не внимающе речемъ ихъ. Она же, вземъ заступъ и пришедъ к показанному м;сту, нача копати много время, и не обр;те искомаго. Помале же убо начаша инии копати: и все уже м;сто воскопаше, ничто же обр;тше. Предиреченная же она д;вица нача копати на м;ст;, ид; же пещь б;; таже и прочии съ нею. И яко выкопаша мало боле двою лактей — оле чюдо! явися чюдотворная икона Владычицы нашия Богородицы и Приснод;вы Мария, честнаго ея Одигитрия, купно с прев;чнымъ младенцемъ, Господемъ и Богомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ. На чюднай же той иконе б; рукавъ однорядки /с. 7/ сукна вишнева ветхъ; самый же чюдотворный образъ св;тлостию чюдне сияя, якоже внове вапы начертанъ. Земному же праху никако же коснувшуся чюдному тому образу, яко-же сами вид;хомъ. Девица же, вземъ Пречистые образъ со страхомъ и трепетомъ и радостию, и поставиша на томъ же м;сте. Людие же ту сущии возопиша, пропов;дающе немолчными гласы явление божественныя тоя иконы. И вскор; стекошася безчисленое множество благочестивыхъ народа, вопиюще со слезами: «Владычице, спаси ны!» И послаша в;сть ко архиепископу и к первымъ града, яко обр;тоша Богородицынъ святый образъ. Архиепископъ же повел; скоро в колоколъ звонити. И пойде со кресты на м;сто то со вс;мъ освященнымъ соборомъ, ид;же обр;тоша чюдную Пречистые икону, с воеводы и со множествомъ народа. І вид; Пречистые образъ: яко-же новъ даръ пречюдне св;тяшеся, и дивися убо зело, яко такова переводомъ образа не вид;ша нигд; же, и недоум;вашеся. Страхомъ убо и радостию одержими, нев;рия ради своего, с плачемъ моляся и милости прося, и прощения о согр;шении. Сице же и воеводы с плачемъ просяще милости, еже согр;шиша к чюдотворному Пречистые образу, нерад;ниемъ и нев;риемъ. И весь народъ града стекашеся, на дивное то божественное чюдо веселящеся, со слезами и радостною душею хвалу Богу и Богородицы, о обр;тении многобогатаго и безц;ннаго сокровища возсылаху. Мн; же тогда в чину поповсте святаго Николы, иже зовется Гостинъ, каменосердеченъ же сый: но обаче прослезихся и припадохъ к Богородицыну образу, и к чюдотворней икон; и к прев;чному младенцу Спасу Христу, и потомъ поклонихся архиепископу, и благословение испросихъ о еже бы повел;лъ взяти ми пречюдную Богородицыну икону; архиепископъ же благослови мя и повел; взяти ми. Азъ же, аще и недостоинъ сый, но обаче со страхомъ и радостию прикоснухся чюдотворному тому образу: и взяхъ з древца, иже б; поткнено на томъ м;сте, ид;же въ земли б; святая та и чюдная икона. И по повел;нию архиепископа, с прочими святыми иконами и честными кресты, идохъ со иконою въ близъ сущую ту церковь святаго Николы, иже зовется Тулский: и тамо, молебному п;нию совершившуся, и паки архиепископъ со вс;мъ освященнымъ соборомъ, и первии града, и все множество православныхъ народа, со женами вкуп; и детми, всл;дъ святыхъ иконъ во градъ идущи. К новоявленней же чудотворней иконе безчисленое множество народа р;яхуся, и другъ друга попирающе, инии же по главамъ ин;хъ ходяще, к чюдотворному образу т;мены прикасахуся. Мн; же, по повел;нию архиепископа, /с. 8/ народа ради съ чюдотворною иконою медленно идущю, но обаче толикое множество народа не соврати мя ни на десно, ни на шуе: несох бо носящаго всю тварь, и того рождешей пречюдную и чудотворную икону. И въ той часъ Пречистые Богородицы образъ показа чюдо.


Чюдо 1-е. Челов;ка просителя, именемъ Иоси;а, не вид;вша очима ни мало, яко самъ пов;да, три л;та, — прозр;ти того Владычица сподоби. Враг же, не навидяй спасения челов;комъ, забыти тому сотвори вскоре богатаго Врача, подавшего исцеления, Пречистую Богородицу. Еже бы воздати молитву и благодарения, вм;сто того на прошение сребра паки устремися, ему же извыче: и в;рою отпаде и л;ностию отягченъ, не получи до конца спасения. и нев;д;ния ради своего малу стезю зряше. Народи же, вид;вши чюдо, и болшую в;ру ко образу Пречистыя приложиша. И тако Пречистыя образъ, чюдотворную икону, внесоша въ соборную церковь Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго ея Благов;щения. И ту в соборной церкви Владычица показа чюдо второе. Челов;ка н;коего, именемъ Никиту, не вид;вша очима ни мало св;та, прозр;ти того Богородица сподоби. Онъ же убо теплою в;рою припаде къ чюдотворному Ея образу и получи здравие, хваля и славя Бога и Пречистую Богородицу. И тако, п;вше молебная п;ния, абие отидоша въ домы своя со страхомъ и трепетомъ и радостию многою. На утрие же архиепископъ служивъ божественную литоргию; народи же вси, приходяще въ соборную церковь к чюдотворному образу и дароношение приносяще: инь злато, инь же сребро, и кто что можаше, кииждо по сил;. Пречистая же Богородица нача являти чюдеса своя. Преже реченную же д;вицу Матрену с материею ея почтоша архиепископъ же и воеводы и весь народъ. Чюдную же икону списавше и преславное явление чюдотворныя тоя иконы, и чюдеса, бываемыя отъ нея, написаша и послаша въ царствующий градъ на Москву к самодержавному царю Государю и великому Князю Ивану Васильевичю, всея Русии Самодержцу, и к сынома его — царевичю князю Ивану Ивановичю и царевичю князю ;еодору Ивановичю, нын; же Божиею благодатию Государь Царь и Великий Князь, Самодержецъ всея Русии. И вид;ша убо христолюбивии царие чюдную икону Владычицы нашея Богородицы и Приснод;в;й Марии и честнаго ея Одегитрия и дивишася зело: яко такова образа переводомъ нигд; же не вид;ша. Благов;рный же Царь Государь и Великий Князь и сынове его повел;ша на томъ м;сте церковь поставити, ид;же обретеся чюдотворная икона, и монастырь д;въ повел; устроити, и /с. 9/ к;лии поставити и ограду монастырю оградити, и милостыню доволну повел; дати изъ своей царские казны: священному собору и игуменье, и 40 сестрамъ урокъ л;тний, еже и быстъ. И церковь поставиша во имя святыя Богородицы честнаго ея Одегитрия деревяну, и ограду монастырю сотвориша. Честную же ону и чюдотворную икону Пресвятыя Богородицы отнесоша в монастырь съ молебнымъ п;ниемъ со кресты: архиепискупъ и боляре со вс;мъ народомъ проводиша честно. Предиреченную же д;вицу Матрену постригоша въ томъ же монастыри: и наречено бысть имя ей Мавра во инокихъ, не по мнозе же времени пострижеся и мати тоя д;вицы. Поставиша же и другую церковь теплую с трапезою во имя Рождества Пречистыя Богородица. И абие нача являти Богородица чюдеса Своя.


Чюдо 3-е. Челов;къ н;кто из Вияжскаго града лют; бол;знию одержимъ б; и приведенъ бысть к пречистому и чюдотворному образу женою своею, и моляшеся с теплою в;рою Богородицы и не отпаде прошения своего: получи здравие и отыде въ домъ свой радуяся.


Чюдо 4-е. Н;когда убо отроча материею своею принесено въ церковь, сл;по очима; мати же его стояше предъ образомъ Богородицы, с плачемъ моляшеся о прозр;нии отрачате. Отроча же внезапу нача руками осязати по лицу матерь свою. Народи же убо вси молишеся Пречистыя образу; архиепископъ же стояше на м;сте своемъ, зряше на отроча и вид; сие, яко отроча матерь свою рукама осязаше. И повел; принести яблоко красно и показати отрочати. Отроча же и яблоко нача хватати: и вси истину увид;вше, яко прозр; отроча; и славу воздаша Христу Богу и Пречистой Его Матери Владычицы нашея Богородицы, творяще дивная чюдеса.


Чюдо 5-е. Н;кто сынъ боярской, именемъ Ивашка тако нарицаемъ, прослутиемъ же Кузминской; у него же б; жена болна ногами: не можаше ими ни мало двигнути. Бол;знь бо велми одержаше ю и ничимъ же себ; не можаше помощи, но паче труднее бываше. И абие повел; себ; принести к чюдотворному образу Пречистей Богородицы и, молебная отп;въ, со многою в;рою и со слезами моляшеся, милости прося: и абие получи здравие, и отойде в домъ свой радуяся.


Чюдо 6-е. Бысть же убо, в веси сына боярскаго Василия Рагозина, н;коего поселянина жен; явися святая Богородица и веляше ити ей пречистому образу, иже есть в Казани, и пов;дати мужу своему, дабы шедъ молился чюдотворному образу. Она же не внятъ р;чемъ Ея и мужу /с. 10/ не сказа. Явижеся убо и второе сама Владычице: и абие н;кая божественная сила взятъ руку ея и удари ю по лицу ея и бысть рука ея суха. Жена же прииде во градъ и пов;да все по ряду архіепископу случшаяся ей: и прииде к чудотворному образу, и получи здравие. И абие утвердися рука ея, якоже и другая. и отиде въ домъ свой радуяся.


Чюдо 7-е. Челов;къ н;кто въ град; Казани, именемъ Исакъ, прорекломъ быкъ, н;которыя вдовы сынъ, именемъ Улиты, в;рны сущей, боящейся Бога, на посаде проскурни верховныхъ апостомъ Петра и Павла. И бысть в раслабленіи полтретия годы; бол;знь же его б; вс;мъ знаема, живущимъ окрестъ: не можаше велми ногами и до полу. И посла матерь свою к чюдотворному образу Пречистыя Богородицы молебная п;ти. Самъ же убо в дому своемъ на одр; лежаще и начатъ со слезами предо образомъ плакати и молитися Пресвяте Богородицы, дабы ему самому видети чюдотворный Богородицынъ образъ. И в томъ час; вид; себ; мало легчайши отъ бол;зни: и абие милостию Пречистые Богородицы воставъ о соб; на ногахъ и начатъ по малу поступати и, вземъ два посоха и абие подпираяся ими, пойде въ монастырь к чюдотворному всемилостивому Богородицы образу. О великихъ Ти чюдесъ, Богородице! матери со слезами о сыну молящися, сынъ же ненадежно и самъ в монастырь прииде: мати же его вид; и изумися, и едва во умъ прииде, и нечаемое изв;стно ув;де. И приложиша к слезамъ слезы, молящеся Богородицы о исцелении: и тако до конца получи здравие. И воздаша хвалу и славу Господу Богу и Пречисте Богородицы, м;сяца Апр;ля въ 30 день отойдоша во свой домъ, хваляще и славяще Бога, творящего дивная и преславная чюдеса.


Чюдо 8-е. Жена н;коего пришелца, Полоцкаго попа Григория. живяше в сел; в Тагашев; (тако бо звашеся м;сто то), именемъ Елена. Бысть же болна очима три л;та и абие убо отъ многия тоя бол;зни и зракъ отъяся, якоже уже не вид;ти ей ни мало. И услыша убо многая и преславная чюдеса отъ иконы Пречистые Богородицы во град; Казани, и пойде во градъ к чюдотворному образу милости просити. И еще убо ей недошедши града Казани яко седми поприщъ, и абие внезапу узр; св;тъ очима и мн;тися ей, яко николиже ими болна б;: и пришедъ в монастырь к чюдотворному образу, хвалу воздаде Господу Богу и Причистой Богородицы.


Чюдо 9-е. Пов;да намъ инокъ Иоси;ъ, иже нын; погребный ключникъ в дому Пречистыя (тогда же живя /с. 11/ въ Троецкомъ монастыр;, иже въ Казани): бысть, рече, бол;ти ему очима, яко ни мала св;та вид;ти; и абие об;щася молебная п;ти Пресвят;й Богородицы. И егда приидоша священицы с чюдотворнымъ Пречистыя образомъ, в день нед;льный, в соборную церковь Пресвятыя Богородица честнаго и славнаго Ея Благов;щения, к молебну, Иосифъ же у чюдотворнаго образа во время молебнаго п;ния моляся прилежно. И не получи исцеления, и отиде скорбенъ. И абие возлеже отъ бол;зни: и сведенъ бысть в сонъ тонокъ, и видитъ икону Святыя Богородицы. И бысть ему отъ иконы гласъ, глаголющь: «востани и пойди въ домъ Пречистыя, и отпой молебная, и утри лице свое пеленою и тако получиши исцеление». Онъ же, вставъ вскор;, и повел; себе вести в монастырь Пречистые Богородицы. И отп;въ молебная и повел; себе покропити святою водою, и пеленою Пречистыя утерся. И въ той часъ отъ очию его отб;же бол;знь: и узр; св;тъ, и воздастъ славу Богу и Пречистей Богородицы.


Чюдо 10-е. Н;кто челов;къ, именемъ Козма Окуловъ, Лаишескаво града, бысть во иступлении ума. Свои же ему сов;щаша итти в Казань к Пречистой Богородице в монастырь. Онъ же в себ; бывъ и нача Пречистой Богородице о исцелении молитися: и помощию Пресвятыя Богородицы бысть ему облегчение, и прииде в монастырь и образъ Пречистые сподобися вид;ти по своему об;щанию, якоже об;щася. И молебная п;въ и абие получивъ совершено исцеление, и бысть здравъ и отиде в домъ свой, радуяся и славя Бога и Пречистую Богородицу.


Чюдо 11-е. Челов;къ н;кто во граде Казани, именемъ Онтонъ, прорекломъ Кажеваръ; ему же жена, именемъ Пелагия, не вид; очима яко дней 40. Слышевъ же многия и преславныя чюдеса отъ Пречистыя Богородицы чюдотворнаго Ея образа, и в день нед;льный иде в монастырь Пречистые Богородицы. И многою в;рою одержима б;, не погр;ши надежи, но получи изцеление. Егда убо приидоша с чюдотворною иконою Богородицыною с соборнаго п;ния молебнаго священицы, жене же той случися ср;сти икону Пречистыя, сошедъ съ паперти церковные: и абие въ той часъ прозр;, и отиде въ домъ свой, радующеся, хваля и славя Бога и Пречистую Богородицу.


Чюдо 12-е. Челов;къ н;кий, именемъ Тро;имъ, Ларионовъ сынъ, Колмогорсково у;зду, волости Листра острова, во граде Самаре впаде в бол;знь и лют; трясавицею одержимъ; ктому-же на очи ему прииде тяжка бол;знь. Онъ же, слышавъ Пречистыя Богородицы неизреченное милосердие, /с. 12/ еже подаетъ отъ чудотворныя своея иконы неоскудное исцеление съ в;рою молящимся ей, и нача молитися Пресвят;й Богородицы о исцелении. И абие видитъ во сн; икону Пречистыя Богородицы, стоящу в возглавии своемъ, и гласъ слышитъ от чюдотворныя тоя иконы, именемъ его зовущ: «иди, рече, во градъ Казань ко образу моему, и тамо изцеление получиши». Онъ же возбнувъ и почю в себ; облегчение не мало отъ трясавицы; тако-же и очная бол;знь не якоже исперва б;. И прииде во градъ Казань в монастырь Пречистые Богородицы во время святые литоргия, и нача пред образомъ Пречистые неут;шно плакати и с в;рою молитися, глаголя: «даждь ми, о Владычице, еже ми еси об;щала; не малъ бо путь трудихся милосердия Твоего ради». И абие вскор; исцеление получи отъ обою бол;зней: и очима прозр;, и т;ломъ здравъ бысть. И славя Бога и Пречистую Богородицу, пов;дая вс;мъ людямъ дивная и преславная от Пречистые иконы милосердие ея и скорое свое исцсление.


Чюдо 13-е. Во граде Свияжскомъ попъ б;, ему-же имя Иванъ, церкви святаго великого чюдотворца Николы, иже зовется Жилецкой; ему-же жена, имя ей Домна. И по д;йству дияволю, н;кая сус;да ея, или любви ради, или хотя надъ нею б;ду сотворити, в запойство упои ея, до токова зла. Идущи ей въ домъ свой, толикъ срамъ нанесе мужу своему и себ;, яко и главотязю не обр;стися на ней; людемъ же многимъ позоръ д;ющимъ, ин;мъ же и скорбящимъ о таков;й срамот;: понеже мужъ ея челов;къ искусенъ б; и ненавидя пьянства, и злыхъ ошаяся, яко же и вс;мъ намъ знати его. Самого-же попа того не б; тогда во граде, но б; отлучился н;коего ради орудия. Жене же его на утрия і от сродникъ своихъ домашнихъ слышавше сотворившая ей напасть, впаде во отчадние и въ бол;знь тяжку з;ло, ово страха ради, ово срама ради: и нача злымъ б;сомъ одержима быти. И б; бол;знь ея люта з;ло: на кийждо день и нощь до десятижды и вящи случашеся ей лютая та нестерпимая б;да, зубы скрегча и п;ны теща, и составы членовныя троскотаху зл;, якоже самъ попъ Иванъ пов;да намъ. И б; тако б;дн; стража до тридесяти пяти нед;ль. Попъ же той Иванъ, безпрестани моля Бога и Пречистую Богородицу о исцелении жены своей и святыхъ угодникъ Божиихъ призывая в помощь, не единощи же и в Казань к чюдотворному образу Пречистыя Богородице привозя жену свою. И не получи ни мало отрады. Во сто же первомъ году, ;евраля въ 7 день, паки привезе жену свою в монастырь къ Пречист;й Богородицы: и начаша со многими слезами молити Бога о /с. 13/ исцелении ея. ;евраля жъ 11 день бысть гласъ во сн; игуменье монастыря Марье, дабы повел;ла б;сную к чюдотворному образу прикладывати в то время, егда учнетъ б;съ томити ея. Игуменья же Марья вскоре повел; тому быти. И егда нача б;съ томити ея, и вземше б;снующуюся, приложиша к чюдотворному образу Пресвятыя Богородицы: и абие, въ той часъ, бысть недвижима отъ лютаго б;са, и обр;теся здрава. И многу хвалу и благодарение воздаша Богу и Пречистой Богородице и идоша въ домъ свой, славяще Бога.


Чюдо 14-е. Во граде жъ Казани челов;къ н;кто, именемъ Дмитрей, прорекломъ Тоскутей, ремествомъ скорнякъ; ему-же жена, имя ей Домна. Случися ей бол;знь тяжка з;ло, рукама и ногама скорчившимся. И лют; бол;зни той притужающи ей, яко зрящимъ на ню умилн; плакати. Дщи же ея, именемъ Неонила, девица, тою же бол;знию зл; одержима: по всему убо яко и мати ея страдаше. И в бол;зни своей къ Пречистой Богородицы умилныя глаголы со слезами вопияху, о исцелении молящеся, простягщи же ся имъ бол;зни той на м;сячное. Дмитрей же, вземъ жену свою, и отвезе ю в монастырь в церковь Пресвятыя Владычицы нашия Богородицы, честнаго и чюдотворнаго образа явления. Жена же его нача со слезами и с воплемъ многимъ молитися Пречистой Богородице о исцелении, яко и незнающимъ ея рыдати и плакати. Дмитрей же отходитъ въ домъ свой, хотя и дщерь пояти къ Богородицыну чюдотворному образу. И абие ненадежно радость обр;те: пришедъ в домъ свой, и вид; дщерь свою здраву и ничтоже отъ бол;зни страждущу. И благодаря Бога и Пречистую Богородицу, иде вскор; к жен; — пов;дати ей изцеление дщери своея. Времяни же тогда бывшу чтому на литоргии святому евангелию, въ самое же то святое благов;стие, пременися отъ недуга и жена его: и бысть здрава, яко николиже бол;въ. Оле чюдо! во единъ часъ, по д;йству дияволю, дщи и мати люту скорбь бол;знену восприяша: во единъ же часъ от чюдотворныя Богородицыни пречюдныя иконы и исцеление восприяша. Дмитрей же и вси людие вид;ша предивное скорое, Пречистою Богородицею, жене своей и дщери от бол;зни пременение; сугубо воздаша Богу и Пречистой Богородицы благодарение. Вопрошаху же жены его: како имъ найде со дщерию равенство недуга і во едино время? она же испов;да подробну: «бывши ей, рече, у н;коего сос;да на об;де, и по времени иде въ домъ свой, и найде на пути платъ малъ завязанъ, и подъемъ его, и принесе въ домъ свой; и разв;за платъ той — обр;те в /с. 14/ немъ едину сребреницу да два ор;ха; и единъ ор;хъ сама сн;сть, другой же дщери вда: от того и пострадаша».


Чюдо 15-е Челов;къ н;кто, именемъ О;онасей, Еро;;евъ сынъ, Ярославецъ, в день нед;льный приведенъ бысть в соборную церковь Пречистыя Богородицы честнаго Ея Благов;щения. И многими челов;цы едва одол;нъ бысть внити в церковь: б; бо б;снуяся и р;яся з;ло, и никако же взирая, и не глаголя ничто же. Тогда же б;, яко же обычай, и чюдотворная Богородицына икона принесена въ соборную церковь: и поставиша его предъ м;стнымъ образомъ Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея Благов;щения и предъ чюдотворною Богородицыною иконою. Онъ же никако же смотря, ниже глаголя. По отп;тии же молебновъ, вземъ святыя воды и покропихъ его: онъ же воззр;въ и нача по малу во умъ приходити. И вид;въ образъ Пресвятыя Богородицы и рече: «Пречистая» и ту приложиша его къ Богородицину чюдотворному образу и къ прочимъ святымъ иконамъ. И по мал; нача глаголати. Молебному же п;нию совершившуся и чудотворней иконе въ монастырь пошедше, намъ же святую и чюдотворную Богородицыну икону, яко же обычей, проводіхомъ. Тому же О;онасью в соборную церковь возвратитися повел;хомъ, божественныя ради литоргия. И егда начаша чести святое евангеліе, той же предиреченный А;онасие совершено исцел; молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, юже приноситъ о вс;хъ насъ къ Сыну Своему, Христу Богу нашему. Намъ же, вопрошающимъ его о сод;янныхъ, яже о немъ: что и како исперва прилучися бол;знь ему? онъ же пов;да: «вид;хъ, рече, въ нощи, яко приидоша многи толпы б;совъ и претяху ему мукою, и показующе ему мечты своими, яко бы взношаху его на высоту и низпущаху дол;, и ина злая д;юще ему. Бол;знь же его б; дв; седмицы. Милостию же Божиею и молениемъ Пречистыя Богородица отиде въ домъ свой здравъ, радуяся и хваля Бога и Пречистую Богородицу.


Чюдо 16-е. Сожительствуя же ми в к;льи моей инокъ Арсеній, зовомый Высокий, иже посл;ди бысть архимаритъ монастыря святаго Спасова Преображения. И прилучися ему бол;ти ногою: бол;знь же ту нарицаху камчюгъ, инии же инако зваху. Мы же тому неразсудни суще, не в;дяху имени бол;зни той; но обаче бол;знь кр;пка з;ло, яко едва мощи ему мало ступати нужи ради и здоровою ногою: ис к;лии же, кром; великия нужа, никако-же исходити ему, бол;зни тоя ради. В тоже время и повел;ние отъ Самодержавного Государя Царя и Великого Князя ;еодора Ивановича всея Руси прииде къ намъ, по /с. 15/ молению иноковъ монастыря богол;пново Спасова Преображения, иже въ Казани, благословити и поставити предипомянутого Арсенья архимаритомъ. Тогда же поставити его не б; мочно, з;лныя ради его бол;зни. Присп;вшу же празнику Преполовения (въ онь же день святая и апостольская церкви празнество повсюду прия исходити с литиею и молебная п;ния совершати), мн; же ис к;лия въ церковь еще не изшедшу, съ чюдотворнаю же Богородицынаю иконаю приидоша священіцы, якоже обычей. Предипомянутый же Арсеней во оконце смотря и со слезами Богородице о исцелении моляся. И внезапу нача с великимъ рыданиемъ плакати и благодарити Бога и Пречистую Богородицу, пов;дая своей бол;зни изцеление. Токмо, рече, гласъ испустихъ и прослезихся, Богородица же вскор; милосердие Свое показа на мн; И той часъ иде ис келия в соборную церковь самъ о себ;. И пришедъ в церковь, п;въ молебенъ и благодарение воздая Богу и Пречистой Богородицы о исцелении своемъ.


Отъ образа же Пречистые Богородицы неисчетно многа исцеления подаваются приходящимъ с в;рою. Но обаче доволно и по ряду хто возможетъ исписати Богородицыны чюдеса? дерзнухъ бо написати от великихъ малая, ина же многа преминухъ: земли убо широта, и морю глубина, и Богородицына чюдеса неизочтена. Сия же написахъ, яко да не забвению предана будутъ в посл;дняя времена.


Благочестивому же и Самодержавному Государю Царю и Великому Князю ;еодору Ивановичу всея Русии исперва, отнел; же явися целебный источникъ — икона чюдотворная Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, вся сия знаема суть. И в;рою теплою и духомъ горя, яко же слышахъ отъ его царскихъ устъ ко мн;, рабу его и богомолцу, глаголемая въ то время, егда повел; мя Божиимъ изволениемъ устроити въ чинъ митрополита. Слышахомъ, рече, о милостивнемъ неизреченнемъ челов;колюбии Божии и Пречистыя Богородицы на насъ: како яви Богородица чюдотворную и пречюдную свою икону в нашей отчін; Казани, простирая к намъ милость свою; и како подаетъ неизреченныя целбы съ в;рою приходящимъ. И хощу, рече, недостаточная исполнити, еже и бысть. Повелениемъ его царским, въ л;та 7102 в нед;лю святыхъ женъ міроносицъ, Апр;ля 14 день, на память иже во святыхъ отца нашего Мартина папы Римскаго, заложенъ бысть храмъ предивенъ каменъ Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснод;вы Мария честнаго и славнаго Ея Одигитрія чюдотворнаго образа явления, а в пред;ле храмъ честнаго и славнаго Ея Успения; другой пред;лъ /с. 16/ святаго благов;рнаго великаго князя Александра Невскаго, во иноцехъ Алексія, новаго чюдотворца. Священа же бысть святая та церковь и с прид;лы 7103 г. Октебря 27 дня в нед;лю, на память святаго мученика Нестера, гд; Іисусъ болшой обложенъ сребромъ того же л;та; и т;ми м;стными иконами и книгами, и ризами, и прочими церковными потребами повел; Государь Благочестивый Царь и Великий Князь ;еодоръ Ивановичъ, всея Русии Самодержецъ, удоволити, еже и бысть. Самую же ту пречюдную и чюдотворную Пречистыя Богородицы икону златомъ и камениемъ драгимъ и жемчюгомъ великимъ предивне украси царскихъ сокровищъ хранитель Деменша Ивановичъ Черемисиновъ. Инокинь же старицъ въ монастыр; 64. Хл;бъ имъ и денги и прочая потребная из царские казны.


Мы же Божиею благодатию и Пречистые Богородицы чюдотворнымъ Ея образомъ хвалимся и веселимся и восп;ваемъ п;снь поб;дную Сотворшему дивная чюдеса, во Троицы славимому Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу нын; и присно и во в;ки в;комъ. Аминь.


Источникъ: Твороенія свят;йшаго Гермогена, Патріарха Московскаго и всея Россіи. Съ приложеніемъ чина поставленія въ Патріарха. — Изданіе Церковной Комиссіи по чествованію юбилейныхъ событій 1612, 1613 и 1812 годовъ. — М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1912. — С. 1-16.





Наверхъ / Къ титульной страниц;





«СЛАВА РОССІИ».
Календарь русской исторіи.
Сегодня, Пятница, 4 Ноября 2022 года (22 Октября 2022 по ст.ст.)


1581. На 52 день похода, казачьи лодки Ермака, шедшія по Иртышу, подошли къ г. Атика-мурзы — стану Сибирскаго Царя Кучума.


1612. Войска подъ предводит. Минина и кн. Пожарскаго вступили въ Москву и взяли Китай-городъ.


1648. Родился Царевичъ Димитрій Алекс;евичъ, 1-й сынъ царя Алекс;я Михайловича. (Умеръ въ младенчеств;).


1649. Учреждено Всероссійское празднованіе Казанской икон; Божіей Матери въ память избавл. Москвы и Россіи отъ поляковъ въ 1612 г.


1709. Въ Маріенвердер; заключенъ договоръ оборонит. и наступат. союза съ Пруссіей противъ Швеціи.


1721. Царь Петръ I принялъ титулъ Императора, Россія стала именоваться Имперіей.


1747. Скончался Рафаилъ (Заборовскій), митр. Кіевскій и Галицкій.


1752. Родился гр. А. К. Разумовскій, св;тл. князь, ген.-маіоръ, дипломатъ.


1777. День основанія города Ставрополя.


1773. Отбитъ приступъ самозванца Пугачева къ Оренбургу.


1785. Родилась Н. И. Гончарова (Загряжская), мать Н. Н. Гончаровой, супруги А. С. Пушкина.


1802. Преобразована Академія художествъ.


1812. Подъ Вязьмой сост. сраженіе русскаго авангарда ген. М. А. Милорадовича съ отступающей франц. арміей.


1817. Въ С.-Петербург; сост. премьера оперы Пера «Гризельда».


1818. Родился Діонисій (Хитровъ), еп. Уфимскій.


1819. Родился А. У. Пор;цкій, писатель, журналистъ, издатель.


1828. Родился М. Г. Черняевъ, выдающ. воен. и полит. д;ятель, ген.-лейт., покоритель Туркестана.


1835. Скончался гр. Д. И. Хвостовъ, поэтъ, поч. чл. Имп. АН и д;йствит. чл. Имп. Россійской академіи.


1869. Родился свщмуч. Митрофанъ (Краснопольскій), архіеп. Астраханскій.


1872. Родился свщмуч. Александръ Вераксинъ, прот., чл. Союза Русскаго Народа.


1879. Въ Московскомъ Большомъ театр; сост. премьера оперы А. Г. Рубинштейна «Демонъ».


1882. Родился свщмуч. Германъ (Косолаповъ), еп. Вольскій.


1888. Скончался А. М. Герсонъ, русскій писатель, журналистъ, переводчикъ и актеръ.


1889. Скончался М. А. Веселкинъ, тайн. сов;тн., полтавскій вице-губернаторъ.


1891. Скончался архим. Леонидъ (Кавелинъ), духовн. писатель, историкъ, археографъ, переводчикъ, авторъ стиховъ и прозы.


1893. Скончался В. Н. Сипягинъ, ген.-лейт., уч. боевыхъ д;йствій на Кавказ; и Крымской войны, почетн. опекунъ.


1894. Скончался М. А. Пещуровъ, тайн. сов;тн., чл. Госуд. Сов;та.


1895. Скончался А. Н. Гл;бовъ, инженеръ, первооткрыв. золотоносныхъ м;сторожд. на Юг; Россіи.


1896. Скончалась А. А. Костанда (Сухарева), кавалерств. дама, предс;д. ком-та общ-ва «Краснаго Креста», уч-ца мн. благотворит. общ-въ.


1900. Скончался А. ;. Можаровскій, магистръ богосл., церк. историкъ.


1903. Родился Н. Н. Дебольскій, историкъ русскаго права, проф. Новороссійскаго (Одесскаго) ун-та.


1904. Скончался А. ;. Марксъ, знам. книгоиздатель, издатель журн. «Нива».


1912. Скончался П. И. Бартеневъ, историкъ и литературов;дъ, 1-й біографъ А. С. Пушкина, осн. и издатель истор. журнала «Русскій Архивъ».


1919. Убитъ баронъ А. Э. Нольде, профессоръ, докторъ граждан. права, сенаторъ.


1988. Скончался протопресв. Михаилъ Помазанскій, видн. богословъ, духовн. писатель, препод. семинаріи РПЦЗ въ Джорданвилл;.



Другие статьи в литературном дневнике: