Слово на Рождество Богородицы. Поле Куликово/Месяцъ Сентябрь. Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьихъ-миней св. Димитрия Ростовского. Книга первая: Месяц Сентябрь. Издание 2-е. М., 1903
Изъ какихъ же веществъ создалась сія палата? Воистину — изъ драгоц;нн;йшихъ: ибо произошла, какъ отъ драгоц;ннаго камня, изъ царскаго рода, отъ Давида, который вложеннымъ въ пращу камнемъ, прообразовавшимъ камень — Христа, поразилъ Голіа;а (1 Цар. 17, 39-51) Станислав Козлов; и, какъ изъ благовонныхъ деревьевъ кедра и кипариса, Д;ва Богородица родилась изъ рода архіерейскаго, приносящаго благовонныя жертвы Богу. Отецъ ея, святый праведный Іоакимъ, былъ сыномъ Варпафира, ведущаго свое происхожденіе отъ сына Давидова На;ана, а мать ея, святая праведная Анна, была дочерью священника Мат;ана изъ племени Ааронова; такимъ образомъ, Пречистая Д;ва по отцу была рода царскаго, а по матери — архіерейскаго. О, изъ сколь драгоц;нн;йшихъ веществъ, — разум;ю пречестн;йшее происхожденіе, — создалась Царю славы одушевленная палата! И какъ въ Соломоновомъ храм; каменныя и деревянныя зданія пріобр;тали особенную ц;нносгь отъ чистаго золота, которымъ были позолочены; такъ въ рождеств; Пресвятой Богородицы благородство царскаго и архіерейскаго происхожденія еще бол;е заслужило почтенія отъ ц;домудрія святыхъ Ея родителей, которое дороже, нежели злата и сребра сокровища: честн;йша же есть каменій многоц;нныхъ! всяко же честное недостойно ея есть (Прит. 3, 15). Ибо Пресвятая Д;ва родилась отъ ц;ломудренныхъ родителей, что выше всякаго благородства. О семъ святый Дамаскинъ, обращаясь къ святымъ праведнымъ Богоотцамъ, говоритъ такъ: «о блаженные супруги, Іоакимъ и Анна! Воистину по плоду чрева вашего вы явились непорочными, по слову Господню: отъ плодъ ихъ познаете ихъ (Мат;. 7, 16. 20). Вы устроили свою жизнь, какъ благоугодно Богу и какъ достойно сіе Рожденной отъ васъ. Ибо, живя ц;ломудренно и праведно, вы произрастили сокровище д;вства, — разум;ю Д;ву: прежде рождества Д;ву, въ рождеств; Д;ву, по рождеств; Д;ву, и всегда Д;ву, единую приснод;вствующую и умомъ, и душею, и т;ломъ. Подобало же, чтобы д;вство, отъ ц;ломудрія рожденное, было принесено плотію Самому Единородному Св;ту. О, двоица чист;йшихъ словесныхъ горлицъ, Іоакимъ и Анна! вы, соблювъ ц;ломудренно законъ природы, божественно сподобились сверхъестественныхъ дарованій, и родили міру Д;ву, Божію Матерь. Вы, благочестиво и праведно поживъ въ челов;ческомъ естеств;, произвели Дщерь высшую ангеловъ и нын; владычествующую надъ ангелами. О, прекрасн;йшая и сладчайшая Дщерь! О, кринъ, выросшій посреди тернія отъ благородн;йшаго царскаго корня! Тобою обогатилось царство священства» Лиса. Сими словами святый Дамаскинъ ясно показываетъ, отъ каковыхъ родителей рождена Божія Матерь, изъ сколъ драгоц;нн;йшихъ веществъ устроена палата Царя Небеснаго. На какомъ же м;ст; была устроена сія одушевленная палата? Воистину — на высочайшемъ, ибо Церковь даетъ о ней сл;дующее свид;тельство: истинно вышши вс;хъ еси Дево Чистая Фотина; но выше — не м;стомъ, а доброд;телями и высотою Божіихъ дарованій. М;стомъ же, гд; родилась преблагословенная Д;ва, былъ небольшой городъ въ земл; Галилейской, называемый Назаретомъ, завис;вшій отъ большого города Капернаума Вещий Протей, и жители его были презираемы, почему и о Христ; было сказано: отъ Назорета можетъ ли что добро быти? (Іоан. 1, 46). Но Господь, на высокихъ живый и на смиренныя призираяй (Псал. 112, 5), благоизволилъ, чтобы Его Пречистая Матерь была рождена не въ Капернаум;, въ своей гордын; до неба вознесшемся, а въ смиренномъ Назарет;, ибо еже есть въ челов;ц;хъ высоко, мерзость есть предъ Богомъ (Лук. 16, 15), а презираемое и уничижаемое ими высоко и драгоц;нно у Него. Самое имя Назарета при семъ изображаетъ высоту доброд;телей Пречистой Д;вы. Ибо какъ въ Своемъ рождеств; Господь чрезъ Ви;леемъ, что значитъ: «домъ хл;ба» Тата, тайно прообразовалъ то, что Онъ есть хл;бъ, сшедшій съ неба Гоблин для оживотворенія и укр;пленія людей: такъ и въ рождеств; Пречистой Своей Матери Онъ чрезъ Назаретъ изображаетъ возвышенные предметы: ибо наименованіе «Назаретъ» означаетъ цв;тущее, огражденное, ув;нчанное и сокровенное м;сто Клио: и все сіе ясно предъизображаетъ Пресвятую Д;ву. Она есть цв;тъ, прозябшій отъ неилодной и застар;лой утробы сухого дерева, цв;тъ неувядаемый, присноцв;тущій д;вствомъ. цв;тъ благоухающій, родящій благоуханіе Единаго Царя, — цв;тъ, приносящій плодъ — Христа Бога Господа, единственное яблоко благовонное. Она освящена благодатію нашедшаго на Нее и ос;нившаго Ее Святаго Духа и есть свят;йшая вс;хъ святыхъ, какъ родившая вс;хъ святыхъ свят;йшее Слово Наталья Мамченко. Она исключена изъ числа гр;шныхъ земнородныхъ, какъ чистая и непорочная, и не только Сама чужда гр;ха, но и гр;шниковъ отводитъ отъ беззаконій, какъ и взываетъ къ Ней Церковь: радуйся, скверныхъ изъимающая д;лъ Даша. Она ув;нчана славою и честію: ув;чана славою, ибо произросла изъ царскаго корня; ув;нчана честію, потому что произошла изъ племени архіерейскаго. Ув;нчана славою, потому что произошла отъ ц;ломудренныхъ родителей; ув;нчана честію, потому что почтена благов;щеніемъ и служеніемъ архангела. Ув;нчана славою, какъ Матерь Божія; ибо что можетъ быть славн;е того, какъ родить Бога? Ув;нчана честію, какъ Приснод;ва; ибо что можетъ быть почетн;е, какъ пребыть и по рождеств; д;вою? Ув;нчана славою, славн;йшая серафимъ, какъ серафимски возлюбившая Бога. Ув;нчана честію, честн;йшая херувимъ Юганка, какъ превзошедшая херувимовъ мудростію и познаніемъ Божества: слава же и честь и миръ всякому д;лающему благое (Рим. 2, 10), говоритъ апостолъ. Но найдется ли кто изъ земнородныхъ бол;е доброд;тельный, ч;мъ Пречистая Д;ва? Она сохранила вс; запов;ди Господни, исполнила всю волю Господа, вс; наставленія Его соблюла, вс; слова Его сокрыла въ сердц; Своемъ, оказала ближнимъ вс; д;ла милосердія. Посему достойно Она ув;нчана, какъ творящая всеблагое. Она же есть и н;кое хранилище; ибо сохранила сокровище Своего д;вическаго ц;ломудрія столь тщательно, что даже ангелу не хот;ла вв;рить оное, потому что, увид;въ ангела, Она смутилась отъ словъ его и размышляла, что бы значило сіе прив;тствіе (Лук. 1, 29). Все сіе Назаретъ прообразовалъ въ Пречистой Д;в; своимъ наименованіемъ. И кто не скажетъ, какъ высоко воздвиглась та палата Христова по доброд;телямъ и дарованіямъ Божіимъ? Она высока, ибо дарована съ неба, хотя родилась на земл; отъ земнородныхъ; — съ неба, ибо, какъ говорятъ н;которые изъ богопросв;щенныхъ мужей, архангелъ Гавріилъ, благов;стившій Захаріи о рожденіи Іоанновомъ, благов;стилъ Іоакиму и Анн; о зачатіи Пресвятой Богородицы и принесъ съ неба Ей преблагословенное имя, говоря неплодной матери: «Анна, Анна! родишь ты дочь преблагословенную, и наречется имя Ей: Марія». Итакъ Она, безъ сомн;нія, можетъ быть названа градомъ святымъ, Іерусалимомъ новымъ, сходящимъ съ неба отъ Бога (Апок. 21, 2), скиніею Божіею. Высока сія Божія скинія, ибо, родивъ Царя Христа, Она возвысилась паче серафимовъ. О, высота, неудобовосходимая для челов;ческихъ помысловъ! А какова красота той мысленной Христовой палаты, — о семъ послушай того же сладкоглаголиваго Іоанна Дамаскина, в;щающаго о Ней сл;дующее: «Она принесена Богу, Царю вс;хъ, од;янная благол;піемъ доброд;телей, какъ бы золотою ризою, украшенная благодатію Духа Святаго, и слава Ея внутри Ея: ибо какъ для всякой жены слава ея — мужъ, приходящій отвн;, такъ слава Богородицы внутри Ея, т. е. плодъ чрева Ея» . И еще Дамаскинъ говоритъ, обращаясь къ Ней: «О, Д;во Богоблагодатная, святая Церковь Божія, которую духовно создалъ оный сотворившій міръ Соломонъ (Премудрый Творецъ міра) и вселился въ Нее! Не золотомъ, не бездушными камнями украшена Она, но, вм;сто золота, сіяетъ Духомъ, вм;сто дорогихъ камней, им;етъ многоц;нный бисеръ — Христа Слепой. Таково украшеніе той палаты, гораздо прекрасн;е бывшаго въ храм; Соломоновомъ, въ которомъ были изображены подобія херувимовъ, деревьевъ и цв;товъ. Но и въ сей одушевленной Церкви, въ Пречистой Д;в;, ясно виденъ образъ херувимскій: ибо Своимъ херувимскимъ житіемъ Она не только сравнялась съ херувимами, но и превзошла ихъ. Если Церковь обыкла иныхъ святыхъ называть херувимами, восп;вая: что васъ наречемъ святіи? – херувимы, яко на васъ почилъ есть Христосъ Аннет Вуа, то т;мъ паче Д;ва Богородида есть херувимъ, ибо въ Ней Христосъ почилъ т;ломъ Своимъ, и на пречистыхъ рукахъ Ея Богъ возс;лъ, какъ на престол;: Д;ва стала престоломъ херувимскимъ. Она им;етъ въ Себ; подобіе и деревьевъ благоплодовитыхъ, духовно сод;лавшись маслиною плодовитою въ дому Божіемъ и цв;тущимъ финикомъ (Псал. 55, 10), почему нын; и именуется садомъ живоноснымъ, когда Церковь восп;ваетъ: отъ неплоднаго корене Садъ живоносенъ израсти намъ – Матерь Свою, Иже чудесъ Богъ Helena. Все сіе говорится о красот; Ея духовной. Но Она не была лишена и красоты т;лесной, какъ о томъ свид;тельствуютъ многіе учители церковные, что во всей подсолнечной не было и не будетъ такой прекрасной д;вы, какова была Д;ва Богородица, узр;въ Которую, святый Діонисій Ареопагитъ хот;лъ бы наречь ее Богомъ, если бы не зналъ Бога, отъ Нея рожденнаго. Ибо Божественная благодать, коей Она была исполнена внутри, просіявала и на Ея пресв;тломъ лиц;. Таковую предуготовалъ себ; палату на земл; Царь Небесный, — палату прекрасную душею и т;ломъ, яко нев;сту украшену мужу своему (Апок. 21, 2), — притомъ палату пространную: чрево Ея пространн;е небесъ сод;ла Флоренсийа, и вм;стился въ Ней невм;стимый Христосъ Богъ. Палаты царскія обыкновенно строются обширными, такъ чтобы они могли вм;стить не только царя, но и множество предстоящихъ слугъ и приходящихъ къ нему отовсюду людей. Обширное селеніе Слова, Пречистая Д;ва, пространно не только для Бога-Слова, какъ Царя, но и для насъ, притекающихъ рабовъ къ Богу, вселившемуся въ Нее: Бога вм;щаетъ во угроб;, насъ же въ Своемъ благоутробіи. Избранный сосудъ Божій, святый апостолъ Павелъ, движимый любовію, говорилъ къ своимъ возлюбленнымъ чадамъ: сердце наше распространися: не т;сно вм;щается въ насъ (1 Кор. 6, 11-12). Но у кого изъ святыхъ можетъ найтись столь пространное благоутробіе, какъ Маріино о Бог; благоутробіе? Зд;сь вм;щается и ц;ломудренный, и гр;шному зд;сь не т;сно. Кающійся им;етъ въ Ней свое м;сто, и для отчаявшихся и некающихся Она есть невозбранное пристанище, подобно таму, какъ Ноевъ ковчегъ служилъ пристанищемъ не только чистымъ, но и нечистымъ животнымъ. Въ благоутробіи Ея безъ т;сноты вм;щаются вс; скорбящіе, обидимые, алчущіе, странствующіе, обуреваемые, больные: ибо не можетъ не быть милосердной та утроба, которая родила намъ благого Бога. Палаты царей земныхъ охраняетъ много вооруженной стражи, которая не всякаго, желающаго войти въ нихъ впускаетъ, но удерживаетъ, внимательно разсл;дуя, откуда и зач;мъ идетъ. А одушевленная палата Христова, хотя и окружена херувимами и серафимами и безчисленными ликами ангеловъ и вс;хъ святыхъ, но, т;мъ не мен;е, въ двери Ея благоутробнаго милосердія никто не препятствуетъ войти, если бы кто сего пожелалъ: ни стражи не отталкиваютъ, ни воины не отгоняютъ и не разсл;дуютъ, зач;мъ кто идетъ, но всякій входитъ въ нихъ безпрепятственно съ моленіемъ пріемлетъ даръ по благопотребному прошенію. Итакъ, будемъ приб;гать къ милосердію Рожденной отъ неплодной утробы съ таковымъ прив;тствіемъ: Радуйся, всенепорочная палата Царя вс;хъ! Радуйся, селеніе Бога и Слова, Коему со Отцемъ и Святымъ Духомъ, и Теб;, Дочери Отца, Матери Сына, Нев;ст; Святаго Духа, да будетъ отъ насъ смертныхъ честь и слава во в;ки. Аминь. Прим;чанія: Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ язык; изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными прим;чаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: М;сяцъ Сентябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 174-184.
642 года назад Русь победила в битве на Куликовом поле Победа на Куликовом поле стала поворотным пунктом в борьбе русского народа с 300-летним игом Золотой Орды. Мнения историков о значении этого события для России на протяжении веков неизменны: «Русь родилась на Куликовом поле» (В. Ключевский); «На Куликово поле пришли москвичи, владимирцы и так далее, в том числе и литовцы, а вернулись с Куликова поля русские» (Л. Гумилёв).
Это событие стало «краеугольным камнем будущей российской государственности». Сейчас появляются различные мнения насчёт места битвы, участников, количества и состава воюющих сторон. Многие из этих мнений расходятся с традиционным пониманием Куликовской битвы, однако основная версия событий никаким сомнениям не подлежит. Не может быть умалено в веках историческое значение этой битвы: произошедшее объединение русских княжеств и других народов вокруг Москвы для защиты от общего врага - явилось знаковым событием. Память о Куликовской битве сохранилась в русских исторических песнях, былинах, повестях. «Сказание о Мамаевом побоище» (Х1У-ХУ вв.) наиболее полно освещает события героического сентября 1380 года. Известно более 100 списков «Сказания» за период с XVI по XIX вв., дошедших в 4-х редакциях: Основной, Распространённой, Летописной и Киприановской.
Распространённая редакция содержит такие подробности событий Куликовской битвы, каких нет в других памятниках, начиная с посольства Захария Тютчева в Орду с дарами с целью предотвратить кровавые события. В Распространённой редакции есть сведения о численности войск Мамая, описания приготовления русских полков к походу, подробности их маршрута на Куликово поле, особенности дислокации, перечисление князей и воевод, принимавших участие в сражении. Рассказывает о сражении и древний литературный памятник «Задонщина». В памяти народной осталось это сражение как битва с силою тёмной, «богомерзкой», возглавляемой «укорителем христиан». После поражения золотоордынских войск на реке Воже в 1378-м, ханом Золотой Орды был выбран бывший ордынский темник (военачальник, командовавший «тьмою», то есть 10000 воинов) по имени Мамай. Летом 1380 года он собрал в Кафе (Феодосии) войско, насчитывавшее около 100-150 тысяч сабель. Это, как писали В.Кожинов, Л.Гумилёв и Ю.Лощиц, была, в сущности, интернациональная армия, созданная на деньги еврейских банкиров из Генуи.
Помимо монголо-татар и крымчаков, в ней были отряды поляков, литовцев, генуэзцев, осетин, армян, касогов и других народов. Союзником Мамая согласился стать великий князь литовский Ягайло, войско которого должно было поддержать ордынцев, двигаясь по Оке. Вторым союзником Мамая - по сообщению ряда летописей - был рязанский князь Олег Иванович. По данным других летописей, Олег Иванович лишь на словах выразил готовность союзничать, пообещав Мамаю воевать на стороне татар, сам же предупредил русское воинство о грозящем соединении войск Мамая и Ягайло. В конце июля 1380 года, узнав о намерениях ордынцев и литовцев воевать с Русью, московский князь Дмитрий Иванович обратился с призывом о сборе русских военных сил в Москве и Коломне и вскоре собрал рать, немногим меньшую войска Мамая. В основном в ней были москвичи и воины из земель, признавших власть московского князя. Новгород, Смоленск, Нижний Новгород не поддержали Дмитрия. Не дал своих воинов и соперник московского князя - князь Тверской.
Князь Дмитрий незадолго до битвы провёл военную реформу, укрепив ядро русского войска за счёт княжеских конниц. Реформа дала доступ в число ратников многочисленным ремесленникам и горожанам, составившим «тяжёлую пехоту». Пешие ратники, по распоряжению князя, были вооружены копьями с наконечниками треугольной формы и метальными копьями с кинжаловидными наконечниками. Против пеших ордынцев русские воины имели сабли, а для дальнего боя луки; головы их защищали шлемы с металлическими наушиями и кольчужными бармицами (воротниками-оплечьями), грудь прикрывалась чешуйчатой, пластинчатой или наборной бронёй, комбинированной с кольчугой. План похода князя Дмитрия состоял в том, чтобы не дать хану Мамаю соединиться с союзниками, вынудить его переправиться через Оку или сделать это самим, неожиданно выйдя навстречу противнику. Благословение на исполнение замысла Дмитрий получил у Преподобного Сергия Радонежского, который, наставив его: «Мужайся и крепись и призывай Бога на помощь», - не только предрёк князю победу, но и духовно укрепил войско, послав на брань двух иноков своей обители - Пересвета и Ослябю. Из Коломны, где собралась многотысячная княжеская рать, Дмитрий в конце августа дал приказ двигаться на юг. Стремительный марш русских войск (около 200 км за 11 дней) не позволил силам противника соединиться. Ночью перейдя реку Дон с левого на правый берег по наплывным мостам из брёвен, русские вышли к Куликову полю, которое лежало между реками Непрядвой и Доном (ныне Куркинский район Тульской области. Впервые упоминается в «Задонщине»). Московский князь старался вынудить ордынцев, в первой линии которых всегда стояла конница, а во второй - пехота, к фронтальной атаке. Битва началась утром поединком богатырей. С русской стороны вышел инок, благословлённый Преподобным Сергием Радонежским, Александр Пересвет. От татарского войска - Темир-мурза (Челубей). Поединок был недолгим: воины одновременно на скаку вонзили друг в друга копья, и едва Челубей выпал из седла, ордынская конница двинулась в бой и смяла Передовой русский полк. Дальнейший натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие русского резерва. Древний бытописатель горестно заметил, что это была «брань крепкая и сеча зла зело, и лияшеся кровь, аки вода, и падоша мертвых множество безчисленно от обоих сил... И не можаху кони ступати по мертвым. Не токмо же оружием убивахуся, но сами себя биюще, и под конскими ногами умираху, от великия тесноты задыхахуся, яко немощно бе вместитися на поле Куликове, между Дону и Мечи, множества ради многих сил сошедшихся». Потери обеих сторон в Куликовской битве были огромными. В 1913-1918 годах на Куликовом поле был выстроен храм во имя Прп. Сергия Радонежского. Два года после победы на Куликовом поле Русь не платила ордынцам дани. Куликовская битва вселила в народ веру в возможность победы над ордынцами, столетиями угнетавшими русскую землю, укрепила роль Москвы как центра объединения русских земель в единое государство. Благодаря Куликовской битве наш народ, отстояв себя как народ православный, стал «удерживающим», - самим фактом существования православного христианского государства продлевающим земную историю человечества, отодвигающим конец мiровой истории. Святый княже Димитрие, со воины, за веру и Отечество живот свой на поле Куликовом положившими, моли Бога о нас грешных! День начала Русского государства! Сегодня нашему Отечеству - 1160 лет... 8.09.862 (21.09). - Праздник Рождества Пресвятой Богородицы считается ДНЕМ НАЧАЛА РУССКОГО ГОСУДАРСТВА. Призвание новгородцами на княжение трех братьев-варягов: Рюрика, Синеуса и Трувора "Откуду есть пошла Земля Русская" День 8 сентября 862 г., приходящийся на Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, считается днем начала Русского государства. Так обозначено на памятнике Тысячелетия Руси (скульптора М. Микешина), воздвигнутом в Новгороде в этот день в 1862 г., когда происходило торжественное празднование Тысячелетия нашего Отечества. В этот день новгородцы призвали на княжение из близкого им славянского племени братьев-"варягов" Рюрика, Синеуса и Трувора. По преданию, родословие их было следующим: «Август, кесарь Римский... Пруса, родича своего, послал на берега Вислы-реки в город Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающей в море. И жил Прус очень много лет, до четвертого поколения; и с тех пор до нынешних времен зовется это место Прусской землей. И вот в то время некий воевода Новгородский по имени Гостомысл перед кончиной своей созвал всех правителей Новгорода и сказал им: "О мужи новгородские, советую я вам, чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призвали бы к себе из тамошних родов правителя". Они пошли в Прусскую землю и нашли там некоего князя по имени Рюрик, который был из Римского рода Августа-Царя. В Лаврентьевском списке "Повести временных лет" о призвании Рюрика говорится: «..."реша сами в себе поищем собе князя иже бы володел нами и судил по праву"... Идоша за море к Варягом к Руси, сице бо ся зваху тьи Варязи Русь... "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет; да приидите княжить и володеть нами"...». Исходя из того, что приглашенные князья называются в летописи варягами, в ХVIII в. немецкие ученые (Байер, Миллер, Шлёцель, на выводы которых затем доверчиво опирался Карамзин) выдвинули так называемую "норманнскую" теорию, что русское государство якобы основано иностранцами неславянского происхождения – норманнами (скандинавами или германцами). В принципе ничего зазорного в этом не было бы, ибо эти "иностранцы" моментально обрусели, и тем самым русские показали уже тогда эту свою удивительную особенность вбирать в себя и делать русскими выходцев их разных народов. Однако "норманнская" теория о происхождении русской государственности не соответствует истине. Во-первых, у самих скандинавов в то время еще не было государственности такого централизованного вида, чтобы переносить ее организующие принципы славянам (и у норвежцев, и у шведов, и у датчан первые короли появились позже 862 г.; а германцев тогда еще не было на Варяжском море). Неизвестен ни один скандинавский источник, свидетельствующий о призвании оттуда славянами себе правителя. Во-вторых, Рюрик вовсе не был для Руси иностранцем. Варягами тогда называли не по национальности (летопись относит к ним, кроме Руси, также и шведов, норвежцев, англичан и др.), это слово означало профессию вооруженного пирата-купца, промышлявшего в Варяжском (Балтийском) море. Варяжским промыслом занимались и славяне (венды), населявшие тогда все южное побережье Балтики и лишь позже вытесненные и ассимилированные германцами. Именно эти славянские племена имели тесные связи с Новгородом. Об этом свидетельствует найденная и введенная в научный оборот В.Н. Татищевым Иоакимовская летопись, в которой история призвания Рюрика излагается иначе: престарелый князь Великого града (Новгорода?) Гостомысл, не имевший наследника мужского пола, позвал на княжение сына своей средней сестры – Рюрика. Несостоятельность "норманнской" теории показал еще М.В. Ломоносов, но все же она утвердилась в русском обществе, ориентированном на заимствование западной культуры. В ХIХ-ХХ вв. были опубликованы многие исследования, опровергающие эту теорию. В частности, Н.Н. Ильина (супруга И.А. Ильина) в книге "Изгнание норманнов. Очередная задача русской исторической науки" (Париж, 1955) на основании боле точных таких исследований показывает, что Рюрик был прибалтийским славянином. Династия Рюриковичей дала Русскому государству целую плеяду князей и Государей, многие из которых причислены к лику святых. Отметим однако неточность расхожего утверждения о "пресечении династии Рюриковичей" с кончиной бездетного Царя Федора Иоанновича, в связи с чем и понадобилось призвание на царство новой династии – Романовых. Тогда пресеклась лишь прямая царствовавшая линия, других же Рюриковичей и тогда было очень много (что могло быть даже причиною затруднения в выборе: кого предпочесть?). Предпочли не искать ближайшего по крови, а ближайшего "по свойству свойственному царскому семени Богом избранный цвет" – внучатого племянника первой жены Царя Ивана Грозного, царицы Анастасии Романовны. Русских же дворянских родов, ведущих свою родословную от Рюрика, и ныне насчитывается несколько десятков, а живущие их потомки ныне исчисляются тысячами.
© Copyright: Вера Гиоргадзе, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|