В день Собора Новомучеников и Исповедников Церкви

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РОССІЙСКІЕ.
(Служба совершается въ ближайшее воскресенье къ 25 январю ст. ст.).
Поминовение всехъ усопшихъ, пострадавшихъ въ годину гонений за веру Христову.



«Благословенъ Богъ! И въ нашъ векъ произрасли мученики, и мы удостоились видеть людей закалываемыхъ за Христа, людей проливающихъ святую кровь, которая орошаетъ всю Церковь» (Беседа 3-я на 1-ю книгу Паралипоменонъ св. Іоанна Златоуста).


И мы въ наше время вместе съ златоустымъ проповедникомъ можемъ сказать то же о Новыхъ Мученикахъ и Исповедникахъ Россійскихъ, предстоящихъ ныне въ лике угодниковъ Божіихъ предъ престоломъ Царя Славы и ходатайствующихъ за родъ нашъ.


Сонмъ Новыхъ Мучениковъ Россійскихъ состоитъ изъ представителей всехъ сословій и званій Земли Русской — начиная отъ Царя-/с. 75/ Мученика и до последняго бездомнаго странника, лучшихъ чадъ нашего Отечества, которымъ суждено было своей святой кровью оросить всю Русскую Церковь.


Гоненіе на Церковь Христову въ Россіи началось еще до захвата власти богоборцами. Уже съ 1905 года въ газетахъ стали появляться сообщенія о первыхъ жертвахъ грядущаго гоненія.



Въ Ялте, въ 1905 г., за безстрашныя обличенія царившихъ тогда въ городе революціонныхъ настроеній, въ своемъ доме, на глазахъ у жены и трехъ малолетнихъ сыновей, былъ заколотъ кинжалами священникъ о. Владиміръ Троепольскій. Его последнія слова, обращенныя къ убійцамъ, были: «Богъ проститъ!»



Въ селе Городищи Царицынской обл., 30 ноября 1906 г., также въ своемъ доме, былъ убитъ священникъ о. Константинъ Хитровъ. Убійцы не пощадили никого изъ его домашнихъ: о. Константинъ, его матушка, пятил;тній сынъ Сергей и малолетній Николай, все были найдены съ проломленными черепами.



Въ 1910 г. въ Тифлисе былъ убитъ экзархъ Грузіи архіепископъ Никонъ.


Эти первыя жертвы, по сравненію съ т;мъ, что суждено было перенести Русской Церкви поздн;е, являлись какъ бы маленькими царапинками на ея т;л;. Съ приходомъ къ власти большевиковъ она уже вся обагрилась кровью мучениковъ.



Во время Всероссійскаго Собора 1917-1918 г. въ Москву, къ св. патріарху Тихону, со вс;хъ концовъ необъятной Россіи потекли сообщенія о новыхъ мученикахъ и испов;днихъ, претерп;вшихъ муки и смерть за Христа. 31 марта 1918 г. на заупокойной литургіи въ храм; Московской Духовной Семинаріи св. патріархомъ Тихономъ были помянуты 15 священномучениковъ поименно «и иныхъ многихъ священнаго, иноческаго и мірскаго чина, ихъ же имена Ты, Господи в;си».


Первомученикомъ русскаго духовенства сталъ протоіерей Петроградской епархіи о. Іоаннъ Кочуровъ. За безстрашную проповедь онъ подвергся избіенію, а затемъ его полуживого долго волокли по шпаламъ, пока онъ не предалъ свою душу Богу.



25-го января 1918 г. въ Кіев; былъ замученъ благостный старецъ-святитель митрополитъ Владиміръ.




4-го іюля 1918 г. въ Екатеринбурге былъ злодейски убитъ Государь Императоръ Николай II со всемъ своимъ Августейшимъ семействомъ и съ врными слугами, ставшими мучениками христіанскаго долга. Палачи не пожалели даже ни въ чемъ неповинныхъ детей. Не стало на Руси кроткаго и боголюбиваго Царя — взятъ былъ отъ народа «удерживающій» и кровь христіанская потокомъ хлынула на Русскую Землю. Четыре дня спустя после убіенія Царственныхъ страстотерпцевъ, св. патріархъ Тихонъ въ одномъ изъ московскихъ храмовъ по поводу ихъ блаженной кончины говорилъ: «...мы знаемъ, что онъ (Государь), отрекаясь отъ престола, делалъ это, имея въ виду благо Россіи и изъ любви къ ней. Онъ могъ бы, после отреченія, найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделалъ этого, желая страдать вместе съ Россіей. Онъ ничего не предпринялъ для /с. 76/ улучшенія своего положенія, безропотно покорился судьбе... и вдругъ, онъ приговаривается къ разстрелу. ...Наша совесть примириться съ этимъ не можетъ и мы должны во всеуслышаніе заявить объ этомъ, какъ христіане, какъ сыны Церкви. Пусть за это насъ называютъ контр-революціонерами, пусть заточатъ въ тюрьму, пусть насъ разстреливаютъ. Мы готовы все это претерпеть въ упованіи, что и къ намъ будутъ отнесены слова Спасителя нашего: «Блажени слышашіи слово Божіе и хранящіи е».


Замечательны слова преп. Серафима Саровскаго о будущемъ Царе-мученике: «Того царя, который меня прославитъ — я прославлю». Это пророчество подтвердилось въ 1903 г. при прославленіи преп. Серафима, когда Государь написалъ: «Немедленно прославить».


На следующій день после Екатеринбургскаго злодеянія въ Алапаевске были убиты великая княгиня Елизавета Феодоровна, родная сестра царицы-мученицы, тайно постриженная въ иночество, ея сподвижница монахиня Варвара и князья царской крови: Іоаннъ Константиновичъ, Игорь Константиновичъ, Константинъ Константиновичъ, Владиміръ Палей, Михаилъ Сергеевичъ и рабъ Божій Феодоръ Ремезъ. Ихъ живыми сбросили въ шахту и тамъ забросали гранатами. Великая княгиня до конца помогала умиравшему князю Іоанну Константиновичу, делала ему перевязку, пела надгробныя или хвалебныя Богу песни, пока для нея самой уже не зазвучали райскіе напевы. Около тела святой были обнаружены две неразорвавшіяся гранаты, а на груди ея лежала икона Спасителя.


Св. мощи преподобномученицъ Елизаветы и Варвары были выве/с. 77/зены за границу отступавшей Белой арміей, и въ 1981 г., передъ прославленіемъ Новомучениковъ Россійскихъ, ихъ гробницы, хранящіяся въ Іерусалим; въ русскомъ женскомъ монастыре въ Гефсиманской веси, были открыты для поклоненія.




Годы Гражданской войны 1918-1922 явились для Русской Церкви годами поистине кровавыми, наибольшее число мучениковъ приходится именно на этотъ періодъ.



Въ Воронеже въ 1919 г. было одновременно убито 160 іереевъ во главе съ архіепископомъ Тихономъ (Никаноровымъ). После отступленія Белой арміи изъ города, они, следуя примеру архипастыря, не захотели оставлять свою паству и все сподобились мученическаго венца. Самого престарелаго святителя большевики повесили на царскихъ вратахъ церкви монастыря св. Митрофана. Вместе съ нимъ въ томъ же монастыре были замучены 7 инокинь, оне были брошены мучителями въ котелъ съ кипящей смолой.



Съ декабря 1918 г. по іюнь 1919 г. въ Харьков; было убито 70 іереевъ Харьковской епархіи.


Въ Перми въ 1919 г., посл; занятія города Белой арміей, были обнаружены тела разстрелянныхъ и замученныхъ 42 священнослужителей. Весной, когда снегъ растаялъ, они были найдены закопанными въ семинарскомъ саду, многіе носили на себе следы пытокъ.



Въ г. Тобольске въ 1921 г. было убито 100 іереевъ.



Здесь приведены лишь несколько примеровъ бывшихъ въ то время массовыхъ разстреловъ духовенства, дошедшіе до насъ благодаря тому, что упомянутые города были на короткое время освобождаемы Белой арміей и поэтому сведенія объ этихъ мученикахъ были собраны самыя точныя. То же происходило и на всей остальной Земле Русской; повсюду лилась потокомъ кровь христіанская.


Муки, какія претерпевали св. страстотерпцы, мало чемъ отличались отъ мученій христіанъ первыхъ вековъ, и изощренная жестокость современныхъ гонителей также не уступала жестокости ихъ предшественниковъ. — Вотъ примеры.



Епископа Соликамскаго Феофана (Ильменскаго) мучители вывели на земерзшую реку Каму, раздели его донага, заплели волосы въ косички, связали ихъ между собой, затемъ, продевъ въ нихъ палку, приподняли святителя въ воздухъ и начали медленно опускать его въ прорубь и поднимать, пока онъ еще живой не покрылся коркой льда толщиной въ два пальца и такъ предалъ свою душу въ руки Божіи. Все это зверство было совершено на глазахъ у многочисленныхъ свидетелей — пасомыхъ Владыки, которые оплакивали и молились за своего архипастыря — новаго священномученика Феофана, святого Пермскаго края. Память его 11 декабря.



Въ 1918 г. въ г. Самаре, не менее зверскимъ способомъ, былъ убитъ епископъ Михайловскій Исидоръ (Колоколовъ): его посадили на колъ!



Въ г. Херсоне, въ томъ же году, три іерея были распяты на крестахъ.


Наущаемые діаволомъ — первопричиной вс;хъ гоненій на Церковь во все века, новые мучители подвергали свои жертвы всемъ темъ видамъ мукъ, кои употребляли іудеи, язычники и мусульмане въ первые /с. 79/ и последующіе века гоненій.



Къ симъ угодникамъ Божіимъ можно отнести слова Апостола о первыхъ мученикахъ Церкви Божіей: ...отъ нихъ же многіе «убіени быша, претрени быша, убійствомъ меча умроша, не пріемше избавленія, да лучшее воскресеніе улучатъ» (Евр. 11, 35-37).



Муки за Христа и саму смерть новые мученики встречали безстрашно, радовались тому, что въ страданіяхъ уподобляются своему Искупителю.


Многіе передъ смертью молились за своихъ мучителей, благословляли своихъ убійцъ, призывали ихъ къ покаянію.



Первомученикъ митрополитъ Владиміръ Кіевскій, передъ разстреломъ, воздевъ руки вверхъ, такъ молился Богу: «Господи! прости моя согрешенія — вольная и невольная, и пріими духъ мой съ миромъ». Потомъ онъ благословилъ обеими руками своихъ убійцъ и сказалъ: «Господь васъ благословляетъ и прощаетъ». И после этого, когда митрополитъ не успелъ еще опустить рукъ, онъ былъ убитъ тремя выстрелами.


Іеромонахъ Афанасій монастыря «Спасовъ скитъ», выведеный на казнь, сталъ на колени, помолился, перекрестился, поднявшись съ коленъ, благословилъ стоявшаго противъ него съ ружьемъ большевика и поднялъ руки вверхъ. Палачъ хладнокровно застрелилъ только что благословившаго его пастыря.



Архіепископъ Астраханскій Митрофанъ передъ разстреломъ благословилъ своихъ мучителей, за что одинъ изъ нихъ началъ бить его рукояткой револьвера по рукамъ, затемъ схвативъ святителя за бороду, съ силой пригнулъ его голову къ земле, такъ что порвалъ ему ротъ, и посл; подобныхъ изд;вательствъ застр;лилъ мученика въ високъ.



Протоіерей Іоаннъ Восторговъ, известный на всю Россію пропов;дникъ, настоятель собора Василія Блаженнаго въ Москве, передъ разстреломъ благословилъ всехъ приговоренныхъ вместе съ нимъ и первымъ подошелъ къ вырытой яме.


Епископъ Балахнинскій Лаврентій (Князевъ) во время разстр;ла призывалъ солдатъ къ покаянію, проповедывалъ имъ, стоя подъ прицеломъ, о будущемъ спасеніи Россіи. Русскіе солдаты разстреливать его отказались, былъ разстрелянъ китайцами.



Епископъ Никодимъ Б;лгородскій передъ разстр;ломъ, помолившись, благословилъ солдатъ-китайцевъ, и те отказались стрелять. Тогда ихъ сменили новыми и Владыку вывели къ нимъ, переодетаго въ солдатскую шинель.



Съ 1920-хъ годовъ, ввиду того, что свободный міръ все чаще сталъ заявлять протесты противъ безпощаднаго гоненія на Церковь въ Россіи, гоненіе начало пріобретать форму видимой законности. Появились суды и судьи. Подобно тому какъ въ древности идолопоклонники требовали отъ христіанъ отреченія отъ Христа и поклоненія твари, такъ и на судахъ безбожниковъ отъ мучениковъ требовали отреченія отъ своего Творца и поклоненія твари — матеріи, об;щая за это свободу и разныя матеріальныя блага.


/с. 80/ Некоторые не выдерживали и отпадали отъ Церкви, находились даже священники, которые отрекались отъ Христа публично. Выявились пастыри-наемники, пытавшіеся вопреки веленіямъ своей совести осуществить идею «симфоніи» Церкви съ богоборческой властью.




Въ 1922 году ими былъ учиненъ въ Церкви расколъ; раскольники стали именовать себя «Обновленческой» или «Живой» церковью. Возглавители этого безблагодатнаго сборища не ограничились въ своихъ действіяхъ нарушеніемъ каноновъ и измышленіемъ новыхъ ересей, но, уподобившись Іуде-предателю, сами стали истинныхъ пастырей предавать на беззаконныя судилища.


Такъ, напримеръ, когда чекисты пришли арестовать Петроградскаго митрополита Веніамина, то привелъ ихъ къ нему его же бывшій ученикъ, священникъ Александръ Введенскій, впоследствіи обновленческій лжемитрополитъ. Войдя къ митрополиту, Введенскій попытался взять у него благословеніе. «О. Александръ, мы же съ вами не въ Гефсиманскомъ саду» — спокойно сказалъ ему Владыка и съ темъ же спокойствіемъ выслушалъ объявленіе объ аресте.



Въ 1923 г. состоялся разбойничій соборъ «Обновленческой церкви». Въ постановленіи этого собора писалось: «Церковнымъ людямъ не следуетъ вид;ть въ советской власти власть антихристову. Наоборотъ, соборъ обращаетъ вниманіе, что советская власть, государственными методами, одна во всемъ міре, имеетъ цель осуществить идеалы Царствія Божія».


И это писалось тогда, когда этой властью, на глазахъ у всего верующаго народа, были замучены и убиты десятки святителей, тысячи священниковъ, монаховъ и мірянъ.



Большая часть верующихъ, сразу же опознавъ наемниковъ, вкравшихся въ церковную ограду, перестали посещать захваченные ими храмы, согласно словамъ царственнаго Песнописца: «Возненавидехъ церковь лукавнующихъ, и съ нечестивыми не сяду» (Псал. 25, 5), и ходили только въ те церкви, где за богослуженіемъ возносилось имя св. патріарха Тихона.



Другимъ предлогомъ къ гоненію на православныхъ христіанъ въ Россіи явилось изъятіе большевиками церковныхъ ценностей.



Въ стране наступилъ сильный голодъ; пользуясь имъ, безбожники решили усилить гоненіе. Ленинъ по этому поводу писалъ: «Именно теперь и только теперь, когда въ голодныхъ степяхъ едятъ людей и на дорогахъ валяются сотни, если не тысячи труповъ, мы можемъ (и поэтому должны) провести изъятіе церковныхъ ценностей съ самой бешенной и безпощадной энергіей, не останавливаясь передъ проявленіемъ какого угодно сопротивленія»... и далее: «Чемъ большее число представителей реакціонной буржуазіи и реакціоннаго духовенства удастся намъ по этому поводу разстрелять, темъ лучше».



Подъ предлогомъ изъятія церковныхъ ценностей въ 1922 г., только по опубликованнымъ даннымъ, было разстреляно и замучено 2.691 священномученикъ, 1.962 преподобномученика, 3.447 преподобномученицъ.



Въ Петрограде въ ночь съ 12 на 13 августа 1922 г. былъ разстре/с. 81/лянъ глубоко почитаемый всемъ простымъ трудовымъ людомъ Петроградской епархіи митрополитъ Веніаминъ (Казанскій), вместе съ нимъ были разстреляны епископъ Венедиктъ, архимандритъ Сергій (Шеинъ) и еще несколько видныхъ церковныхъ деятелей.


Когда на суде митрополиту предложили сказать свое последнее слово, то онъ, пользуясь имъ, сталъ доказывать судьямъ всю невиновность осужденныхъ съ нимъ, приводя при этомъ обстоятельныя доказательства въ пользу каждаго. Судья потребовалъ сказать что-нибудь о себе. «О себе? Что же я могу вамъ о себе сказать? Разве лишь одно... Я не знаю, что вы мне объявите въ вашемъ приговоре — жизнь или смерть, — но, что бы вы въ немъ не провозгласили, — я съ одинаковымъ благоговеніемъ обращу очи свои горе;, возложу на себя крестное знаменіе (при этомъ митрополитъ широко перекрестился) и скажу: Слава Тебе, Господи Боже, за все»!


Подобные судебные процессы велись почти во всехъ городахъ Россіи.



13 апреля 1922 года, за отказъ выдать безбожникамъ церковные сосуды, освященные Святыми Дарами, были приговорены къ разстрелу 11 московскихъ священниковъ. Къ этому же процессу былъ привлеченъ святейшій патріархъ Тихонъ. За смелыя выступленія на суде патріархъ подвергся аресту и заключенію въ Донскомъ монастыре, безъ права принимать посетителей; только одинъ разъ въ день ему разрешалось выходить на балконъ и издали благословлять народъ.



Черезъ полгода въ Москве состоялся повторный судебный процессъ въ связи съ деломъ по изъятію церковныхъ ценностей, къ суду было привлечено 118 обвиняемыхъ.



Обновленцы объясняли массовые разстрелы верующихъ непримиримымъ отношеніемъ патріарха и всей «тихоновской» Церкви къ советской власти. На одномъ изъ своихъ «соборовъ» они постановили лишить святейшаго патріарха сана и даже монашества. Обновленческій лжемитрополитъ Петръ въ большевистской газете «Известія» требовалъ, чтобы патріархъ Тихонъ и его соратники понесли «должную кару». Мучители уже готовили свою расправу надъ святейшимъ, но, видно, отъ Господа ему былъ уготованъ иной венецъ. Самъ патріархъ искренно желалъ мученической смерти, того скораго перехода въ селенія Отца Небеснаго, коего сподобились священномученики Владиміръ Кіевскій, Веніаминъ Петроградскій и прочіе святители, пастыри и міряне. Для него это было вожделеннымъ концомъ его страдальческой жизни. Но Господь судилъ иначе, крестомъ святейшаго явилось управленіе Русской Церковью въ самый кровавый періодъ ея существованія. По силамъ былъ сей крестъ лишь сильному въ смиреніи патріарху Тихону. Кротко и безропотно несъ онъ послушаніе, данное ему Церковью — патріаршество, изнемогая порой подъ этой непосильной ношей, но не сдаваясь. Не разъ большевики требовали отъ него решеній, противныхъ его совести, грозя при этомъ разстреломъ верныхъ ему собратьевъ архипастырей и пастырей. На его глазахъ былъ убитъ самый близкій ему человекъ — многолетній келейникъ святейшаго Іаковъ, котораго знала и пришла провожать вся Москва. На самого /с. 83/ патріарха было устроено покушеніе, и онъ на следующій день после него, съ ножевой раной въ спине, служилъ и проповедывалъ въ Троицкомъ подворье.


Сколько пришлось пережить его любвеобильному сердцу, ведаетъ одинъ лишь Богъ.
25 марта 1925 года, въ самый день праздника Благовещенія, почилъ отъ земныхъ делъ великій печальникъ Земли Русской святейшій Тихонъ, патріархъ Московскій и всея Руси. Передъ смертью онъ, подобно св. Іоанну Златоусту, трижды воздалъ хвалу Творцу своему и, занеся третій разъ руку для крестнаго знаменія, тихо отошелъ ко Господу. Взятъ былъ отъ Церкви земной святейшій патріархъ Тихонъ и возсіялъ въ Церкви Небесной новый священномученикъ Тихонъ, святитель Московскій.



После кончины патріарха во главе Русской Церкви всталъ митрополитъ Крутицкій Петръ. По имени было и житіе его. Онъ оказался темъ камнемъ, о который разбивались все тщетныя попытки большевиковъ подчинить себе Церковь. На многократныя предложенія властей пойти на взаимныя уступки онъ неизменно отвечалъ отказомъ, а посылаемыхъ къ нему агентовъ съ этими предложеніями выпроваживалъ за дверь со словами: «Вы все лжете, ничего не дадите, а только обещаете». 10 декабря 1925 года онъ былъ арестованъ. Съ техъ поръ митрополитъ Петръ къ прямому управленію Церковью уже не вернулся, и до самой своей кончины, которая последовала въ 1936 году, находился въ различныхъ тюрьмахъ и ссылкахъ, претерпевая голодъ, холодъ и поношенія отъ своихъ мучителей.


Вместе съ митрополитомъ Петромъ была арестована группа единомышленныхъ съ нимъ іерарховъ, проживавшихъ въ Москве. Въ этотъ періодъ гоненія на Церковь,
въ 1926 г., въ различныхъ ссылкахъ находилось 117 епископовъ. Русская Церковь осталась безъ своихъ архипастырей. Старшимъ изъ вс;хъ остававшихся на свободе былъ викарій Ярославской епархіи архіепископъ Угличскій Серафимъ (Самойловичъ), онъ и всталъ во главе Церкви. Большевики къ нему начали предъявлять те же требованія, какія предъявляли митрополиту Петру, для этого его вызвали въ ГПУ и продержали тамъ три дня. Не добившись отъ него согласія на ихъ предложенія, чекисты пробовали запугать Владыку. — А если мы васъ отсюда не выпустимъ, кто возглавитъ Церковь? — «Самъ Господь Іисусъ Христосъ» — последовалъ достойный ответъ святителя. Впоследствіи архіепископъ Серафимъ былъ сосланъ на Соловки, прошелъ и черезъ другіе страшные лагеря и скончался въ ссылке, въ Коми, на крайнемъ север;.



Русская Церковь шла неуклоннымъ крестнымъ путемъ, темъ путемъ, какимъ увенчалось воплощеніе Господа Іисуса Христа на земле, единственнымъ путемъ, ведущимъ людей ко спасенію, — путемъ скорбнымъ. Прямые продолжатели дела Христова, архипастыри и пастыри, подавали своимъ пасомымъ высокій примеръ для подражанія, избирая именно сей путь, отвращаясь отъ путей широкихъ и легкихъ.



И какъ разъ тогда, когда Церковь уже готова была торжествовать победу, когда
все попытки гонителей поработитъ Ее себе оказались тщетными, изъ тюрьмы былъ выпущенъ на свободу митрополитъ Сергій /с. 84/ (Страгородскій). Самъ фактъ его освобожденія въ тотъ моментъ, когда повсюду шли аресты, возбудилъ среди верующихъ тревогу, которая усилилась, когда онъ созвалъ новый Синодъ, состоявшій изъ бывшихъ обновленцевъ, и получилъ право жить въ Москв;, каковымъ онъ не пользовался даже до своего ареста. Вставъ во главе Церкви, онъ сразу же началъ исполнять те требованія безбожниковъ, за неисполненіе которыхъ прежніе іерархи поплатились своей свободой.



Въ 1927 г. имъ было написано посланіе (декларація), въ которомъ митрополитъ Сергій выражалъ советскому правительству благодарность за вниманіе къ духовнымъ нуждамъ православнаго населенія, и называлъ радости советской власти радостями Церкви. Большинство приходовъ, получивъ «декларацію», отсылали ее обратно митрополиту Сергію; на Урал;, за редкими исключеніями, все приходы вернули декларацію.



Въ Церкви произошелъ новый расколъ, а для большевиковъ появился новый поводъ къ усиленію гоненія — непризнаніе митрополита Сергія и его, продиктованной ими, деклараціи.



Какъ въ свое время поминовеніе имени св. патріарха Тихона за богослуженіемъ служило для мучителей поводомъ къ осужденію своихъ жертвъ въ ссылку или на казнь, такъ теперь, наоборотъ, за непоминовеніе митрополита Сергія многіе сподоблялись мученическихъ венцовъ.



Такъ, епископъ Никольскій Іерофей (Афоникъ) былъ арестованъ за отказъ повиноваться митрополиту Сергію. Верующій народъ, живой стеной окруживъ своего любимаго Владыку, не давалъ чекистамъ увести его, тогда они на глазахъ у всехъ убили святителя выстреломъ въ голову.



«...Какъ много появилось новыхъ страдальцевъ, писалъ митр. Сергію архіеп. Серафимъ (Самойловичъ), которыхъ страданія еще более усугубляются сознаніемъ того, что эти страданія явились следствіемъ вашей новой политики». На подобныя письма митр. Сергій либо не отвечалъ вовсе или отвечалъ лишеніемъ архіерея его кафедры или запрещеніемъ въ священнослуженіи.



Все новыя назначенія и перемещенія епископовъ шли теперь черезъ ГПУ, Церковь почти полностью подпала подъ власть безбожниковъ, и то, чего они не смогли добиться черезъ обновленцевъ, добились благодаря митр. Сергію.



Въ другомъ своемъ письме митр. Сергію архіеп. Серафимъ обвиняетъ его въ тяжкомъ грехе «увлеченія малодушныхъ и немощныхъ братій нашихъ въ новообновленчество». И действительно, действія митр. Сергія мало чемъ отличались отъ действій обновленцевъ. Онъ также, подобно имъ, не гнушался и предательства своихъ собратьевъ. Такъ, епископъ Остальскій Аркадій, жизнь котораго — одни сплошныя страданія за Христа (его приговорили къ разстрелу, который затемъ заменили 10 годами северныхъ лагерей, ссылали на Соловки, требовали отреченія отъ священнослуженія, обещая за это прекращеніе преследованія), — однажды, возвращаясь изъ ссылки и будучи тайно въ Москве, решилъ обратиться къ митрополиту Сергію за советомъ, /с. 85/ какъ ему дальше быть и что делать. Митрополитъ Сергій, прежде беседы, потребовалъ отъ епископа Аркадія немедленной явки въ ГПУ.



ГПУ само по себе не могло сломить многихъ исповедниковъ; укрепляемые благодатью Божіею, они мужественно претерпевали все мученія, а требованія мучителей повиноваться ихъ веленіямъ вменяли ни во что; но теперь, когда самъ законный глава Церкви, не повинный ни въ ереси, ни въ прямомъ нарушеніи каноновъ, началъ призывать къ этому повиновенію, многіе, не решаясь идти противъ «мудрейшаго» Сергія, каковымъ онъ почитался среди духовенства, и боясь темъ самымъ впасть въ преслушаніе Церкви, пошли за нимъ и все годы своего заключенія въ тюрьмахъ и ссылкахъ, годы честной борьбы, зачеркнули.



Лучшая же часть епископата, духовенства и мірянъ, сразу почувствовавъ новый соблазнъ, вкравшійся въ Церковь, не пожелали следовать ему и порвали всякое общеніе съ митрополитомъ Сергіемъ. Однимъ изъ первыхъ отошелъ отъ него епископъ Викторъ (Островидовъ) и съ нимъ Воткинская и частично Вятская епархіи. Вследъ за темъ отошли епископъ Димитрій Гдовскій, епископъ Сергій Нарвскій, епископъ Алексій Воронежскій и епископъ Алексій Серпуховскій.




Въ начале 1928 года ушли также: митрополитъ Агафангелъ Ярославскій, второй по завещанію патріарха местоблюститель после митрополита Кирилла, архіепископъ Серафимъ Угличскій, митрополитъ Іосифъ Петроградскій и многіе другіе. Въ письме епископу Димитрію митрополитъ Іосифъ писалъ, что въ начале 1928 года отъ митрополита Сергія отделилось 26 епископовъ.



Этотъ періодъ въ исторіи Русской Церкви, періодъ великаго предательства, совершившагося въ самыхъ недрахъ ея, далъ также целый сонмъ новыхъ мучениковъ. Все не признававшіе митрополита Сергія и не желавшіе налагать на себя добровольную узду послушанія безбожникамъ, рано или поздно подвергались арестамъ.


Въ 1929 году были арестованы 15 отделившихся отъ митрополита Сергія епископовъ. Арестъ святителей происходилъ следующимъ образомъ: агентъ ГПУ являлся къ епископу и задавалъ вопросъ: «Какъ вы относитесь къ деклараціи митрополита Сергія?» Если онъ отвечалъ, что не признаетъ ее, агентъ заключалъ: «Значитъ вы контрреволюціонеръ». И епископъ арестовывался.


Одновременно подъ темъ же предлогомъ начались массовые аресты духовенства.


Протоіерея Владиміра Захарьевича, настоятеля церкви въ селе Боровиха Кіевской губ., арестовали, посадили въ одиночную камеру, на допросахъ все время требовали признанія митрополита Сергія; когда же онъ категорически отказался, ему перебили руки и ноги и бросили въ тюремную камеру, гд; онъ и скончался.


Настоятеля церкви въ селе Дацке Кіевской губ. протоіерея о. Николая Джозовскаго за непризнаніе митрополита Сергія арестовали, и по дороге, въ лесу, зверски замучили: ему отрезали пальцы, выдергивали волосы изъ головы, кололи и резали и потомъ разстреляли.


Мучители и ласками и угрозами пытались добиться отъ своихъ /с. 86/ жертвъ признаніе пагубной деклараціи и ея автора. Передъ полуживымъ отцомъ Феодоромъ Андреевымъ, известнымъ Петроградскимъ проповедникомъ, следователь, на допросе, пытался красочно изобразить все «прелести» процветанія Церкви, признанной коммунистической властью и пользующейся свободными правами.


— «Не надо намъ вашихъ советскихъ правъ, оставьте намъ святое наше безправіе» — ответилъ отецъ Феодоръ.



Съ начала 1930-хъ годовъ ссыльные святители начинаютъ призывать народъ къ уходу въ катакомбы, по примеру древнихъ христіанъ. Церковь Христова, сія непорочная Невеста, не имеющая никакой части съ веліаромъ, по слову св. Тайнозрителя, взявши орлиныя крылья, скрывалась въ пустыне и тамъ питалась (Откр. 12, 14).


Возглавилъ этотъ уходъ въ «пустыню» виднейшій іерархъ того времени, митрополитъ Казанскій Кириллъ (Смирновъ). Святитель-молитвенникъ, стойкій и безкомпромиссный ревнитель чистоты веры, твердостью своего духа онъ воскресилъ передъ нами образы великихъ отцовъ Церкви — хранителей Православія, такихъ какъ св. Игнатій, св. Поликарпъ, св. Афанасій Великій и многихъ другихъ исповедниковъ и священномучениковъ, украсившихъ лучшія времена христіанства.


/с. 87/ Еще въ начале своего архипастырскаго служенія онъ былъ отмеченъ св. прав. Іоанномъ Кронштадтскимъ, который завещалъ отпевать себя молодому тогда Гдовскому епископу Кириллу; на Всероссійскомъ Собор; 1917-1918 г.г. на первомъ голосованіи, при выборахъ кандидатовъ въ патріархи, онъ получилъ по количеству поданныхъ за него голосовъ, второе место после митрополита Антонія (Храповицкаго); св. патріархъ Тихонъ въ своемъ завещаніи указалъ на него, какъ на перваго своего достойнаго преемника-местоблюстителя патріаршаго престола. Иными словами, это былъ святитель особо отмеченный Богомъ и черезъ то глубоко почитаемый среди верующаго народа, къ его голосу внимательно прислушивались все, кому дорога была Истина.



Съ 1919 г. по 1941 г., т. е. вплоть до своей кончины, онъ на свободе уже почти не былъ. Безпрестанныя ссылки, тюрьмы, допросы, на которыхъ и ласками и угрозами его вынуждали встать на путь предательства интересовъ Церкви, все эти испытанія онъ претерпелъ доблестно, ни въ чемъ не преступивъ веленій своей чуткой совести.


Когда возникшій въ Церкви соблазнъ началъ грозить совращеніемъ даже самыхъ преданныхъ Церкви чадъ, изъ далекаго Туруханскаго края раздался голосъ сего светильника, призывающій верующихъ держаться пути, избраннаго Церковью, а не ходить стезями человеческими. Съ митрополитомъ Сергіемъ онъ порвалъ всякое церковное общеніе и всего себя отдалъ на д;ло созиданія катакомбной Церкви.


Онъ не искалъ подобно митрополиту Сергію человеческаго заступничества для «сохраненія Церкви», а молился чтобы самому сохраниться въ лоне Ея. «Духъ Святый, писалъ онъ въ одномъ изъ своихъ посланій, всегда въ Церкви пребывающій, да ведетъ насъ сквозь горнило нын;шнихъ тяжкихъ искушеній къ вящшему выявленію Своей Правды, да никакоже умалимся ниже малою частію нашего упованія, ниже помысломъ растворимся въ окружающемъ насъ лукавстве міра сего».


Послушныя его голосу истинныя чада своей Матери-Церкви и по сей день претерпеваютъ отъ мучителей жестокія гоненія, до сихъ поръ низлагаемыя не погибаютъ, во всемъ являя себя, какъ служители Божіи въ великомъ терпеніи, бедствіяхъ, нуждахъ, тесныхъ обстоятельствахъ, подъ ударами, въ темницахъ (2 Кор. 4, 8-9; 6, 4-5).


Ихъ доблесть озаряетъ новою славою Русскую Церковь, явивъ міру безчисленный сонмъ Венценосныхъ страстотерпцевъ. А вместе съ ней и вся Вселенская Церковь пожинаетъ плоды ихъ победы. Новые мученики соединили небо съ землею въ общей радости, ибо вместе съ воинствующей Церковью, о нихъ нын; веселится и Церковь торжествующая.



Торжество прославленія Святыхъ Новомучениковъ и Исповедниковъ Россійскихъ состоялось зарубежомъ 1 ноября / 19 октября 1981 года.




Источникъ: Житія русскихъ святыхъ: 1000 л;тъ русской святости. / Собрала мон. Таисія . Томъ первый: Январь–Іюнь. — 2-ое изданіе, исправленное и дополненное. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1983. — С. 73-87.




Мон. Таисія (Карцева) († 1995 г.)
ЖИТІЯ РУССКИХЪ СВЯТЫХЪ: 1000 Л;ТЪ РУССКОЙ СВЯТОСТИ.
Томъ 1-й: Январь–Іюнь. (Изданіе 2-е. Jordanville, 1983).
25 января.


https://russportal.ru/index.php?id=church_writing.taisia_kartseva1983_01_034




Другие статьи в литературном дневнике: