Знаю человека во Христе...

Валерий Новоскольцев: литературный дневник

митрополит Иерофей (Влахос)


«Знаю человека во Христе...»: жизнь и служение старца Софрония, исихаста и богослова


В том же году, 23 августа, как я отметил в своей записной книжке, я встретился со старцем, чтобы обсудить некоторые темы. Из этой беседы я записал следующее:


– Апостолу Павлу было откровение от Бога через покаяние, а не из книг. Свидетельство и подтверждение своего откровения он получил, посетив апостолов. Человек через покаяние входит в Божественное бытие. Тогда богословие есть просто рассказ, ибо человек просто рассказывает то, что он видел, слышал и усвоил. Философствующие богословы говорят о Боге, как если Он не есть Сущий. Но Бог есть Сущий. Он сказал: «Я есмь Сущий». Философы и философствующие богословы так говорят, потому что не получили откровения от Бога и не познали Бога лично.


– Святые говорят, что даже и не начинали каяться, ибо как только увидели они безначального Бога, поняли, что у Бога нет начала и конца, и так осознали они свою тварность и смертность.


– Иудеи молились разумом. В день Пятидесятницы Святой Дух был дан апостолам в виде огненных языков, и они познали другой род молитвы – молитвы сердечной. Так впервые они молились сердцем.


– Откровения Бога человеку всегда кратки: они исчерпывающе сообщают суть дела. Мы видим это у Павла, у Моисея, у Филиппа. Бог не выражает Себя во многих словах, а говорит лишь одно живоносное Слово. И уже потом пророк несет его людям, выражая многими словами.


– Если даже святые не могут предъявить Богу ни единого упрека в споре с Ним, то уж тем более мы не должны этого делать. Люди противятся Богу, когда не знают Его воли и приписывают Ему свои помыслы и вожделения.


– Есть Божественный свет и есть диавольский свет. Иногда созерцается и естественный свет ума. Последний видят философы (Плотин и другие западные мыслители) и восточные мудрецы-буддисты. Иногда на них воздействует диавол. Между этими двумя видами света существует большая разница. Диавольский свет обладает другой энергией. Когда диавол явил свой свет Старцу Силуану, то стали видны даже внутренние органы. Естественный, физический свет ума есть сияние философских учений. Человек чувствует, как это сияние приходит и уходит. Однако Божественный свет дарует иное знание, это свет любви, свет Христа, откровение триединого Бога.


– Ошибочно отождествлять естественный свет ума как с Божественным светом, так и с сатанинским. Однако естественный свет разума может рассматриваться и как сатанинский, согласно изречению: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое»596. В других случаях естественный свет разума отличается от диавольского. Свет же ангелов есть причастие нетварному свету.


– Свет у Плотина не объемлет мир любовью.


– Западная культура отличается от культуры православного Востока. Эта культура рациональная. На Западе молятся разумом и не знают молитвы сердца. Поэтому, когда западные христиане приходят в Православную Церковь, должно пройти много лет, прежде чем молитва войдет в сердце и придет Божественная благодать. Необходима терпимость пред лицом их возможных метаний. Став православным и возвратившись по крещении в свою страну, человек переживает глубокое удручение, не находя там атмосферы православной литургии и условий для духовного развития.
– Так как на Западе люди живут рассудком, там и появилось так называемое «харизматическое» движение (пятидесятники), выросшее из стремления познать сердце. Это «харизматическое» состояние, наблюдаемое на Западе, не следует характеризовать как прелесть, ибо называть их прельщенными пользы им не принесет. Мы должны направить это течение на правый путь, проповедуя им православный исихазм.


– Те, кто приходят в Православие, «добавляют уксус» и туда, куда не следует. Беда «харизматиков» в их убеждении, что они живут Пятидесятницу, а значит, пребывают на предельной духовной высоте. Апостол Павел же, хотя и говорил на разных языках, но особо выделял дар любви. Когда меня спрашивают, почему в Православии нет «харизматического» течения, я отвечаю: потому что Православная Церковь никогда не утрачивала молитвы сердечной.


– Будем хранить православную веру. И, так как мы живем в трудные времена, мы получим большую награду, чем те люди, которые жили и хранили веру в древние времена.


– В христианстве мы имеем откровение Божие, и наш подвиг – свидетельствовать о нем нашей жизнью. Это делали святые во все века. Иначе христианство становится всего лишь идеей, некоей нравственной ценностью. Мы имеем твердую опору в жизни и учении святых.


– Если Бог дает человеку дар слова, то не наделяет его одновременно и даром исцелять телесные болезни. Ибо дар Божественного слова исцеляет человека духовно, а духовно исцеленный человек не нуждается во врачевании телесных недугов.


– Когда мы говорим о Боге, нами должны владеть страх и чувство Его присутствия.


– Когда некоторые западные христиане становятся православными, их лица сияют. Через пять-шесть лет их вера становится крепкой как камень. Они борются со своей природой и наследием.


– Если человек получает Божию благодать от чрева матери, как это было с Иоанном Предтечей, почему же он не может получить ее, когда снова рождается во время крещения? Ощущение Божественной благодати воспринимается, главным образом, сердцем.


– Печаль, боль, презрение, которые человек испытывает в жизни, есть физические состояния. Это признак истинности жизни. В нашей жизни мы должны испытывать боль. В этом состоит и наше расхождение, с буддизмом. Буддисты избегают страдания, мы же принимаем его, ибо оно очищает сердце от страстей.


– Тщеславие порождает плотское искушение. Но случаются удивительные вещи через Божий промысл, ибо он ведет нас к покаянию через все искушения, даже через падения, достаточно только, чтобы мы имели смирение, чтобы чувствовать покаяние.


– Лествица к совершенству отражена в заповедях блаженства. Человек начинает с чувства своей греховности и скорби и доходит до конфликта с миром: «Блаженны изгнанные...»599 Это естественно. Тогда человек богословствует. Самодовольство же прекращает всякий духовный прогресс.




Другие статьи в литературном дневнике: