Максимилиан Волошин. Пророки и мстители.

Валерий Новоскольцев: литературный дневник

Окончание
Начало: https://stihi.ru/diary/valery31/2021-03-21


Казотт предчувствовал свою собственную казнь. Когда после взятия Тюильри, 10 августа45, были найдены его письма к королю, он был арестован вместе со своей дочерью Елизаветой, служившей ему секретарем, и заключен в тюрьму Аббеи, где произошли несколько дней спустя сентябрьские убийства. Он был один из немногих, которых пощадил страшный революционный трибунал Майара. Когда друзья Казотта поздравляли его, то он ответил:
"Я буду казнен через несколько дней".
Он был снова арестован и 24 сентября приговорен к смерти. Председатель революционного трибунала почтил его напутственной речью, что не было в обычае революционных судов:
"Сердце твое не было достаточно широко, чтобы почувствовать святое веяние свободы, но ты доказал, что ради своих убеждений ты можешь пожертвовать жизнью.
Твои равные выслушали тебя, и твои равные осудили тебя. Суд их так же чист, как и совесть. Это мгновение не должно устрашить человека, подобного тебе. Родина плачет даже над гибелью тех, кто хотел растерзать ее...
Ты был человек, христианин, философ, посвященный, умей же умереть, как мужчина и как христианин, - это все, что родина еще может ждать от тебя".
Несравненно менее сознательны были предчувствия маленькой мистической секты, образовавшейся во второй половине XVIII века и носящей название "Иоаннитов".
В 1772 году некто Луазо, живший в селении Сен-Мандэ, ставшем в настоящее время предместьем Парижа, заметил в церкви перед собой странную фигуру - человека, одетого в звериные шкуры, с красным рубцом вокруг всей шеи. В руке у него была книга со словами: "Се агнец Божий". Он хотел проследить странного незнакомца, но тот исчез, выходя из церкви.
Проходя несколько дней спустя в Париже по площади Людовика XV, теперешней Place de la Concorde, он был остановлен нищим. Луазо не глядя опустил монету в протянутую шляпу и услыхал слова:
"Ты уронил голову короля (изображение на монете), но я жду иной головы, которая должна пасть на этом месте".
Луазо узнал в нищем незнакомца, которого он видел в церкви, и тот сказал ему: "Замолчи, потому что никто, кроме тебя, не видит меня, и тебя примут за сумасшедшего".
В ту же ночь, проснувшись, он увидал на столе своей комнаты золотое блюдо, полное кровью, и на нем голову Иоанна Предтечи, которая сказала:
"Я жду головы королей и придворных их, я жду казни Ирода и Иродиады"46.
Вокруг Луазо образовалась небольшая секта. Они собирались вместе и ждали откровений Иоанна Предтечи о будущей революции. Секта эта дожила до революции и слилась с сектой Богородицы - Катерины Тео47, ожидавшей пришествия Нового Спасителя. Вокруг Катерины Тео создались странные легенды. Существует такой рассказ:
"Однажды вечером Катерина Тео сидела, окруженная своими верными. Это было в самые грозные мгновения Террора.
- Слушайте же, - сказала она, - я слышу звуки Его шагов. Это - таинственный избранник Провидения, это - ангел революции. Ему суждено быть Спасителем и жертвой. Это король разрушения и смерти. Он близко. На челе его кровавый ореол Предтечи. Он примет на себя преступление тех, которые убьют его. О! Велики твои судьбы, потому что ты замкнешь бездну, падая в нее.
- Вот он, убранный, как для праздника. И цветы в его руке... Это венцы его мученичества...
- О, как тяжелы твои испытания, сын мой! Сколько неблагодарных будут поносить память твою из века в век! Встаньте! Встаньте! Преклоните головы... Это король... Это король кровавых жертвоприношений!. .
В этот же момент дверь раскрылась, и некий человек в шляпе, надвинутой на глаза, и закутанный в плащ, вошел в комнату. Присутствовавшие поднялись, и Катерина Тео простерла к входящему свои руки.
- Я знала, что ты должен прийти, и я ждала тебя. Тот, которого ты не видишь и который по правую руку от меня, указал мне тебя сегодня. Нас обвиняют в заговоре в пользу короля. И я, действительно, говорила о короле, которого сейчас мне указывает Предтеча, в венце, обрызганном кровью... И знаешь ты, над чьей головой висит он? Над твоей, Максимилиан. - При этих словах незнакомец вздрогнул, бросил вокруг себя быстрый и беспокойный взгляд, но тотчас овладел собой.
- Что вы этим хотите сказать? Я не понимаю вас, - спросил он ледяным и отрывистым голосом.
- Я хочу сказать, что будет солнечный день, когда человек, одетый в голубое и держащий в руке скипетр из цветов, будет в течение одного мгновенья королем и спасителем мира. Я хочу сказать, что ты будешь велик, как Моисей, как Орфей48, когда, ступив на голову чудовища, готового пожрать тебя, ты скажешь и палачам и жертвам, что есть Бог.
- Не прячься, Робеспьер, и покажи нам, не бледнея, свою смелую голову, которую Бог бросит на пустую чащу весов. Тяжела голова Людовика, и только твоя может уравновесить ее.
- Это угроза? - холодно спросил Робеспьер, роняя свой плащ. - Этим фиглярством вы хотите усыпить мой патриотизм и смутить мою совесть? Вы ожидали меня, по-видимому... И горе вам, коли вы меня ожидали! Я, действительно, представитель народа и как таковой я донесу о вас Комитету Общественного Спасения и отдам приказ о вашем аресте.
Произнеся эти слова, Робеспьер закрыл плащом свою напудренную голову и холодно пошел к дверям. Никто не решился задержать его, ни обратиться к нему со словами.
Катерина Тео простерла руки и сказала:
„Чтите волю его, потому что он - король и первосвященник наступающих времен. Если он поразит нас, - это значит, что Бог хочет поразить нас: подставим безропотно головы наши под нож Провидения".
Поклонники Катерины Тео всю ночь ждали, что их арестуют. Но никто не пришел. Так прошло пять дней. На пятый день и она, и ее сообщники были арестованы по доносу одного из тайных врагов Робеспьера.
И будущие термидорианцы в докладе Вадье49 воспользовались этой сектой как одним из страшных орудий для ниспровержения Робеспьера".
Этот драматический рассказ странно совпадает со словами самого Робеспьера, сказанными министру внутренних дел Гара50, когда тот заклинал его спасти жирондистов:
- "В революции есть моменты, когда становится преступлением жить. Надо уметь отдать свою голову, когда ее потребует народ. Мою тоже потребуют, и вы увидите, буду ли я стоять за нее".
Я сказал, что Великая Революция является психологически кризисом идеи справедливости, которая в этой форме неразрывно связана с понятием мести. Месть - это та форма переживания, которая с чудовищной силой связывает в тугую пружину воли целых поколений, и пружина, стягиваемая в течение столетий, вдруг развертывается одним чудовищным взмахом.
Вполне принимая общепринятое изложение экономических, социальных и психологических причин, подготовивших Великую Революцию, мы не можем не признать, что у террора, являющегося, по своему существу, выражением идей справедливости и мести, есть иная генеалогия, чем та, которую нам обычно предлагают как генеалогию Французской революции. Существует целая литература, темная и мало известная, о мщении тамплиэров51.
21 января 1793 года находится в неразрывной связи с 18 марта 1314 года - днем, когда был сожжен Великий Магистр ордена Тамплиэров, Яков Молэ.
За шесть лет до этого, в ночь с 12 на 13 ноября 1307 года, заговором всех государств Европы, составленным по инициативе французского короля Филиппа Красивого и папы Климента V, был совершен один из самых грандиозных coups d'Etat, (переворотов (франц.)) случившихся в Европе.
Был арестован весь могущественный рыцарский орден Тамплиэров, тайное общество, которое держало в своих руках все богатство и всю власть тогдашней Европы и подготовляло громадный религиозный и социальный переворот в европейском человечестве.
Шесть лет длился процесс, в котором тамплиэры обвинялись в черной магии, колдовстве и сатанизме, и 18 марта 1314 года Великий Магистр Яков Молэ был сожжен на медленном огне на том самом месте Pont-Neuf, где теперь стоит статуя Генриха IV52.
Он горел несколько часов и призвал папу и короля предстать вместе с ним на суд Божий в этом же году.
Папа умер через 40 дней, и тело его сгорело от опрокинутого светильника в то время, когда оно стояло в церкви, а король Филипп Красивый умер через год. Орден Тамплиэров, основанный Гюгом де Пайеном как земное воплощение небесного ордена "Святого Грааля", был хранителем экзотерического христианства, и есть основание предполагать, что он подготовлял громадное религиозно-социальное переустройство средневекового мира.
Перед казнью Яков Молэ основал четыре Великих Масонских ложи: в Неаполе восточную, в Эдинбурге западную, в Стокгольме северную и в Париже южную.
На другой день после его сожжения Chevalier Aumont и семь тамплиэров, переодетые в костюмы каменщиков, с благоговением подобрали пепел его костра.
Так родилось по преданию тайное общество Франк-Масонов, которое впоследствии передало Великой Революции свой девиз: Liberte, Egalite, Fraternite. (Свобода, Равенство, Братство (франц.))
Для того чтобы допустить к причастию в их тайне Великой мести только людей вполне достойных доверия, нео-тамплиэры создали обычные франк-масонские ложи под именем св. Иоанна и св. Андрея. Эти ложи были доступны толпе, и из них выбирались истинные масоны, которые могли принять действительное участие в заговоре; они уже составляли не ложи, а шанитры, которых было четыре в городах, указанных Яковом Молэ.
Их власть и распространение в последние годы XVIII века были громадны. Из масонских лож вышли все деятели Великой Революции.
Когда Вольтер в самые последние годы своей жизни (1778) был посвящен в масоны, то в числе членов ложи Девяти Сестер, основанной Лаландом53, в которую он был введен Франклином и историком Курт де Жебелен54, были: Бальи, Дантон55, Гара, Бриссо, Камилль Демулен, Шамфор, Петион56, Кондорсэ и Дом Герль57.
"Революция началась взятием Бастилии, потому что Бастилия была тюрьмой Якова Молэ. Авиньон был центром революционных зверств, потому что он принадлежал папе и там хранился пепел великого магистра. Все статуи королей были низвергнуты для того, чтобы уничтожить статую Генриха IV, стоявшую на месте казни Якова Молэ, и на этом месте тамплиэры должны были воздвигнуть Колосса, попирающего ногами короны и тиары". (Кадэ де Гассикур58. "Гробница Якова Молэ".)
В том самом доме на улице Платриэр, в котором умер Жан-Жак Руссо, была основана ложа теми заговорщиками, что со времени казни Якова Молэ поклялись сокрушить государственный строй старой Европы. Эта ложа стала центром революционного движения, и один из принцев королевской крови там клялся в мести наследникам Филиппа Красивого на могиле Якова Молэ.
Записи ордена Тамплиэров свидетельствуют о том, что уже Регент59 был Великим Магистром этого тайного общества и что его преемниками были герцог де Мэн, принцы Бурбон - Кондэ и герцог Cosse Brissac. Последним Магистром был Филипп Орлеанский60, который принял имя Эгалите, так как клятва тамплиэров о мести Бурбонам не позволяла ему править орденом, сохраняя свое имя. Тамплиэрам нужна была казнь короля. Когда национальное собрание под страхом гражданской войны объявило короля лишенным престола и назначило ему местом Люксембургский дворец, то другое собрание, более тайное и более могущественное, решило иначе. Резиденцией поверженного короля должна была быть тюрьма, и тюрьма эта не могла быть иной, чем старый дворец тамплиэров61, который еще стоял крепко со своими башнями и бойницами в ожидании царственного узника.
Якобинизм имел уже имя раньше того, чем главы заговора выбрали старую церковь монахов-якобитов местом для своих собраний. Их имя происходит от имени Якова - имени рокового для всех революций. Старые опустошители Франции, создавшие Жакерию62, назывались "Жаками".
Философ, роковые слова которого предуготовили новые жакерии, назывался "Жан-Жаком", и тайные двигатели Революции клялись низвергнуть трон и алтарь на гробнице Якова Молэ.
В тех местах, где на стенах церквей и зданий тамплиэры вырубили свои тайные знаки и символы, страшные "знаки Рыб"63, во время Революции разразились кровавые безумства с неудержимою силой.
Во время сентябрьских убийств какой-то таинственный старик громадного роста, с длинной бородой, появлялся везде, где убивали священников64.
"Вот вам за альбигойцев65! - восклицал он, - вот вам за тамплиэров! Вот за Варфоломеевскую ночь66! За севеннских осужденных!67"
Он рубил направо и налево и весь был покрыт кровью с головы до ног. Борода его слиплась от крови, и он громко клялся, что он вымоет ее кровью.
Это был тот самый человек, который предложил m-lle де Сомбрейль68 выпить стакан крови "за народ"69.
После казни Людовика XVI этот самый вечный жид крови и мести поднялся на эшафот, погрузил обе руки в королевскую кровь и окропил народ, восклицая: "Народ французский! я крещу тебя во имя Якова и Свободы!". (Элифас Леви.70)
В настоящую минуту Россия уже перешагнула круг безумия справедливости и отмщения.
Неслыханная и невиданная моровая язва, о которой говорил Достоевский, уже началась. Появились эти новые трихины - существа, одаренные умом и волей, которые вселяются в тела людей.
"Люди, принявшие их в себя, становятся тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя такими умными и непоколебимыми в истине, как считают эти зараженные. Никогда люди не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований; и все же не могут согласиться, что считать добром, что злом"71.
И Ангел Справедливости и Отмщения, кровавый Ангел тамплиэров, Ангел, у которого в руках меч, у которого глаза всегда завязаны, а одна чаша весов всегда опущена, восстал и говорит72:


Народу Русскому: Я скорбный Ангел Мщенья,
Я в раны черные, в распаханную новь
Кидаю семена. Прошли века терпенья...
И голос мой набат, хоругвь моя, как кровь.
На буйных очагах народного витийства,
Как призраки, взращу багряные цветы.
Я в сердце девушки вложу восторг убийства
И в душу детскую кровавые мечты.
И дух возлюбит смерть, возлюбит крови алость...
Я грезы счастия слезами затоплю.
Из сердца женщины святую выну жалость
И тусклой яростью ей очи ослеплю.
О, камни мостовых, которых лишь однажды
Коснулась кровь... я ведаю ваш счет!
Я камни закляну заклятьем вечной жажды,
И кровь за кровь без меры потечет...
Скажи восставшему: Я злую едкость стали
Придам в своих руках картонному мечу...
На стогнах городов, где женщин истязали,
Я "знаки Рыб" на стенах начерчу.
Я синим пламенем пройду в душе народа.
Я красным пламенем пройду по городам.
Устами каждого воскликну я: "Свобода!"
Но разный смысл для каждого придам.
Я напишу: "Завет мой Справедливость!"
И враг прочтет: "Пощады больше нет!"
Убийству я придам манящую красивость,
И в душу мстителя вопьется страстный бред.
Меч Справедливости - провидящий и мстящий -
Отдам во власть толпе, и он в руках слепца
Сверкнет стремительный, как молния разящий...
Им сын заколет мать. Им дочь убьет отца.
Я каждому скажу: "Тебе ключи надежды.
Один ты видишь свет. Для прочих он потух".
И будет он рыдать, и в горе рвать одежды,
И звать других... но каждый будет глух.
Не сеятель сберет колючий колос сева.
Принявший меч погибнет от меча.
Кто раз испил хмельной отравы гнева,
Тот станет палачом иль жертвой палача.


Комментарии


Впервые опубликовано под этим заглавием в журнале "Перевал" (1906, ноябрь, № 2, с. 12-27). В указателе содержания 1-й книги "Ликов творчества" статья озаглавлена: "Пророки и мстители (1905 год)"; тот же вариант заглавия воспроизведен на титульном листе перед текстом статьи, а непосредственно перед текстом - заглавие, бывшее в первой публикации.
Подзаголовок "Предвестия Великой Революции" придумал редактор-издатель "Перевала" С. А. Соколов. 24 ноября 1906 г. он писал Волошину: "Корректуру „Пророков и мстителей" послал <...> нельзя ли к заглавию добавить подзаголовок: „предвестия Великой Революции", - это очень важно для объявлений в газетах о содержании №" (ИРЛИ, ф. 562, оп. 3, ед. хр. 1126).



1 ".Весь мир осужден в жертву ~ никто не слыхал их слова и голоса". - Неточная цитата из эпилога романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Ср.: Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30-ти т. Л., 1973, т. 6, с. 419-420.


2 ...пророчество св. Киприана... - Фасций Цецилий Киприан - епископ Карфагенский, казнен во время гонения на христиан по приговору проконсула Галерия Максима.


3 "Мир близится к концу ~ до дня последнего суда". - Вольный перевод-парафраза из трактата св. Киприана "К Деметриану". Ср.: Киприан. Творения. Киев, 1891, ч. 2, с. 229-231.


4 Цецилий Лактанций Фирмиан - родился в Северной Африке, занимал кафедру латинского языка и теории ораторского искусства в Никомидии, резиденции императора Диоклетиана; обратившись в христианство, посвятил себя апологетике христианской религии.


5 "Мир подходит к концу ~ Животные станут умирать" - Вольный перевод-парафраза из книги VII "Божественных наставлений" Лактанция. Ср.: Лактанций. Творения. СПб., 1848, ч. 2, с. 128-131.


6 "Историческая драма сыграна ~ заранее известно". - Цитата из статьи В. С. Соловьева "По поводу последних событий" (1900); см.: Соловьев В. С. Собр. соч. 2-е изд. СПб.. 1914, т. 10, с. 226.


7 "Панмонголизм. Хоть имя дико ~ А уж четвертому не быть". - Приведен полный текст стихотворения; ср.: Соловьев Владимир. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974, с. 104-105.


8 "Обезьяна сошла с ума и стала человеком". - См. примеч. 8 к статье "Лица и маски" (с. 627).


9 Хилиасты - последователи хилиазма, учения о тысячелетнем царстве Христа, которое должно наступить перед концом мира.


10 "Робеспьер был оптимист ~ он требовал двухсот тысяч голов". - Цитата из авторского предисловия к "Суждениям господина Жерома Куаньяра" (1893); ср.: Франс А. Собр. соч. М., 1958, т. 2, с. 536.


11 "Голод создавал болезни ~ ужаснул мир пароксизмом своего бешенства". - В указанной книге цитируемое место отсутствует; см.: Cabanes A., Nass L. La Nevrose revolutionnaire. Paris, 1906.


12 "Мир должен быть оправдан весь, чтоб можно было жить!". - Первые строки стихотворения К. Д. Бальмонта из цикла "В душах есть все", входящего в его книгу "Горящие здания" (1900). См.: Бальмонт К. Д. Стихотворения. Л., 1969, с. 169.


13 2 сентября во дворе Аббеи... - 2 сентября 1792 г. толпами народа было совершено стихийное нападение на тюрьму Аббатства и другие парижские тюрьмы, убито множество арестованных роялистов.


14 "Пустите ко мне малых сих". - Евангельская цитата (Матфея, XIX, 14; Марка, X, 14; Луки, XVIII, 16).


15 ...гласит стих Верлэна. - В действительности это несколько видоизмененные начальные слова из недошедшей до нас статьи Ш. Бодлера. Ср.: Бодлер Ш. Цветы Зла. М., 1970, с. 254.


16 "И в Канте и в Робеспьере ~ И оба взвесили честно". - Цитата из книги III философско-публицистической работы Гейне "К истории религии и философии в Германии" (1834). Ср.: Гейне Г. Полн. собр. соч. М.; Л., 1936, т. 7, с. 103-104.


17 "Идея высшего существа ~ социальна и достойна республики". - Эти слова Робеспьера приводятся в кн.: Cabanes A., Nass L. La Nevrose revolutionnaire, p. 481.


18 "В демократии народ подчинен ~ это противоречие во всей его целости". - Цитата из авторского предисловия к "Суждениям господина Жерома Куаньяра"; ср.: Франс А. Собр. соч., т. 2, с. 538.


19 "Нервность населения ~ унося с собой свои пожитки". - Вольный перевод из четвертого раздела третьей главы второго тома "Происхождения современной Франции" Ипполита Тэна. Ср.: Тэн И. Происхождение современной Франции. СПб., 1907, т. 2, с. 49.


20 "Центр Франции был потрясен эпидемией ~ конец июля и начало августа 1789 года". - Перевод (местами пересказ) из кн.: Cabanes A., Nass L. La Nevrose revolutionnaire, р. 5-8.


21 ...маркиз Мирабо ~ заточавший в тюрьму своих детей... - Виктор Рикетти-Мирабо (1715-1789) - представитель древнего провансальского рода, французский экономист-физиократ, автор сочинения "Друг людей" (1756), где развивался взгляд на земледелие как единственный источник благосостояния государства. Жена Мирабо вела против него многолетний судебный имущественный процесс, в котором деятельную роль играл сын маркиза - граф Оноре Габриель Рикетти-Мирабо (1749- 1791), будущий деятель революции 1789 г., сначала защищавший мать, а затем выступивший в защиту отца; в борьбе против жены маркиз Мирабо многократно прибегал к королевским ордерам на арест без суда и следствия, благодаря которым жена и дочь заключались в монастырь, а сын переводился из одной тюрьмы в другую; перед смертью примирился с сыном, защищавшим отца в окончательном процессе 1781 г., который был выигран матерью.


22 ...будущего Артевелъда или Мазаньелло... - Якоб ван Артевельде - вождь революционного правительства из представителей ремесленников и купечества г. Гента (Фландрия); Мазаньелло - сокращенное имя Томаза Аньелло (1623- 1647), рыбака, вождя плебейского восстания в Неаполе в июле 1647 г.


23 Жан-Пьер Бриссо де Варвиль (1754-1793) - политический деятель Великой французской революции, вождь ее умеренного крыла - жирондистов; казнен якобинцами.


24 Камиль Демулен (1760-1794) - деятель Французской революции; сначала поддерживал Робеспьера, затем выступил против террора; гильотинирован.


25 ...Конде покровительствовал Шамфору... - Луи Жозеф Бурбон, принц Конде (1736-1818) после революции 1789 г. оставил Францию и возглавил отряды эмигрантов на Рейне. Себастьен-Рок-Никола Шамфор (1740-1794) - французский писатель, автор сборника "Максимы и мысли, характеры и анекдоты" (1795), разоблачающего жизнь и нравы высшего общества при старом режиме; при терроре был арестован, затем освобожден; опасаясь нового ареста, пытался покончить с собой; умер от ран.


26 ...М-ме де Жанлис ~ Шодерлос де Лакло... - Мадлен Фелисите Дюкре де Сент-Обен, графиня де Жанлис (1746-1830) - французская писательница, была воспитательницей детей герцога Шартрского (впоследствии Орлеанского - Эгалите), среди которых был будущий король Луи-Филипп; в 1793 г. эмигрировала, вернулась во Францию при Наполеоне; во время реставрации активно выступала с литературными произведениями дидактического толка. Пьер Амбруаз Франсуа Шодерло де Лакло (1741-1803) - французский писатель, автор романа "Опасные связи" (1782), в котором изображены нравы аристократического общества накануне революции; был членом якобинского клуба, выступал за казнь Людовика XVI.


27 ...Кардинал де Тенсен - Мабли... - Пьер Герен де Тансен (1680-1758) - французский церковный и политический деятель. Габриель Бонно де Мабли (1709- 1785) - французский политический мыслитель, утопический коммунист.


28 Жак Казотт (1719-1792) - французский писатель, автор романа "Влюбленный дьявол" (1772); увлекался оккультизмом; казнен по обвинению в роялистском заговоре.


29 ...королю, которого везут из Варенна... - Варенн-ан-Аргонн, город во Франции (департамент Мез, округ Верден); здесь 22 июня 1791 г. бежавший из Парижа вместе с семьей король Людовик XVI был задержан и вынужден возвратиться назад.


30 Перед праздником Федерации на Марсовом поле... - Праздник в память годовщины взятия Бастилии, во время которого перед Алтарем Отечества была произнесена торжественная присяга первой Французской конституции (14 июля 1790 г.).


31 Жан Франсуа де Лагарп (1739-1803) - французский драматург и теоретик литературы, последователь классицизма; до 1793 г. был антиклерикалом и республиканцем; попав во время террора в тюрьму, вышел оттуда убежденным католиком и консерватором.


32 "Это было в начале 1788 года... - Следует перевод "Отрывка, найденного в бумагах г-на де Лагарпа" (впервые издан: La Harpe J .-F. Oeuvres choisies et posthumes. Paris, 1806, t. 1, p. LXII-LXVIII). Русский перевод "Пророчества Казотта" появился в "Вестнике Европы" в 1806 г. (№ 19), вошел в сборник "Некоторые любопытные приключения и сны из древних и новых времен" (М., 1829), отражением его является стихотворение М. Ю. Лермонтова "На буйном пиршестве задумчив он сидел..." (1839). См. новейший перевод А. Л. Андрес в кн.: Уолпол Г. Замок Отранто. Казот Ж. Влюбленный дьявол. Бекфорд У. Ватек. Л., 1967, с. 244-248.


33 Due de Nivernais - Луи Жюль Барбон Манчини-Мазарини, герцог де Ниверне (1716-1798), французский дипломат и литератор, член Французской академии; во время террора подвергался тюремному заключению.


34 ...из "Девственницы" Вольтера... - Антиклерикальная герои-комическая поэма Вольтера "Орлеанская девственница" ("La pucelle d'Orleans", 1735); в 1757 г. была осуждена римским папой и внесена в индекс запрещенных книг.


35 И на кишках ~ Удавим последнего короля. - В сочинениях Дидро строк, приписываемых ему Лагарпом, нет, однако сходная мысль высказана в дифирамбе Дидро "Бредящие свободой, или Отречение бобового короля" (1772). Подробнее см.: Рак В. Д. К истории четверостишия, приписанного Пушкину. - В кн.: Временник Пушкинской комиссии. 1973. Л., 1975, с. 107-117.


36 Иллюминаты - здесь: члены тайного союза мистико-теософического направления, возникшего в 1722 г. на юге Франции и существовавшего вплоть до революции.


37 Кондорсэ - Мари-Жан-Антуан-Никола Коришот, маркиз Кондорсе (1743- 1794), французский философ-просветитель, математик, политический деятель (примыкал к жирондистам); во время террора был обвинен в заговоре, арестован; в тюрьме покончил с собой.


38 Феликс Вик д'Азир (1748-1794) - французский анатом и литератор.


39 Эмар-Шарль-Мари Николаи (1747-1794) - член Французской академии; гильотинирован во время террора.


40 Бальи - Жан-Сильвен Байи (1736-1793), либеральный политический деятель французской революции, в 1789 г. был избран мэром Парижа; при терроре гильотинирован.


41 Кретьен-Гийом де Ламуаньон Мальзерб (1721-1794) - французский публицист и политический деятель, сторонник просвещенной монархии; был защитником Людовика XVI во время процесса над ним; в 1794 г. казнен по обвинению в заговоре.


42 Жан-Антуан Руше (1745-1794) - французский поэт, сторонник конституционной монархии, во время террора арестован как "подозрительный" и казнен.


43 Герцогиня де Граммон, Беатрис (1730-1794) - сестра министра Людовика XV герцога Шуазеля, погибла на эшафоте.


44 Иосиф Флавий (Иосиф бен Матафие) - иудейский историк и военачальник, во время Иудейской войны перешел на сторону римлян; важнейшее из его сочинений, написанных с проримских позиций, - "История Иудейской войны", где с подлинным драматизмом изображено разорение Иерусалима.


45 ...после взятия Тюильри, 10 августа... - 10 августа 1792 г. в результате народного восстания королевская власть была низвергнута; королевский дворец Тюильри был взят, Людовик XVI и его семья - арестованы.


46 ...казни Ирода и Иродиады... - Ирод Ангина - тетрарх Галилеи и Переи, сын Ирода Великого, царя Иудеи; устранив свою законную супругу, женился на Иродиаде, жене своего брата Филиппа; согласно Евангелию (Матфея, XIV, 1-12), по ее наущению казнил Иоанна Предтечу, обличавшего этот нечестивый союз.


47 ...слилась с сектой Богородицы - Катерины Тео... - Катрин Тео (1725- 1794) - визионерка, воображавшая себя то богородицей, то новой Евой; с ее сектой поддерживал связь Робеспьер; арестованная по приказу Конвента, умерла после пятинедельного заключения.


48 ...как Моисей, как Орфей... - Моисей и Орфей объединены вместе как вероучители: первый - давший закон народу Израиля, второй - учредивший мистическую секту орфиков.


49 ...термидорианцы в докладе Бадье... - Термидорианцы - участники переворота 9 термидора (27 июля) 1794 г., ликвидировавшего якобинскую диктатуру. Марк-Гийом-Алексис Вадье (1736-1828) - французский политический деятель, с 1793 г. член Комитета общественной безопасности; 9-го термидора - один из обвинителей Робеспьера.


50 Жозеф Доминик Гара (1749-1833) - французский политический деятель, министр внутренних дел в 1793 г.


51 Тамплиеры - храмовники, члены духовно-рыцарского ордена, основанного в Иерусалиме (по преданию, бургундским рыцарем Гюгом де Пайеном) вскоре после 1-го крестового похода; орден упразднен в 1312 г. папой Климентом V.


52 Яков Молэ был сожжен ~ на том самом, месте Pont-Neuf, где теперь стоит статуя Генриха IV. - Имеется в виду конный памятник королю Франции Генриху IV (1615) работы Джованни да Болонья и Пьетро Такка, установленный в Париже на Новом мосту. О Жаке-Бернаре Моле (Molay, Molai), последнем великом магистре ордена тамплиеров, см.: Biographic universelle ancienne et inoderne. Paris, 1821, t. 29, p. 274-279.


53 Жозеф-Жером-Франсуа Лаланд (1732-1807) - французский астроном.


54 ...Франклином и историком Курт де Жебелен... - Бенджамин Франклин (1706-1790) - американский писатель-просветитель, государственный деятель, ученый; в 1776-1785 гг. - посланник в Париже. Кур де Жебелен (1725-1784) - французский историк-протестант.


55 Жорж-Жак Дантон (1759-1794) - французский политический деятель, в 1792 г. после свержения монархии стал министром юстиции; был главным организатором национальной обороны, членом Комитета общественного спасения; в 1793 г. отстранен от власти, выступил против террора; по настоянию Робеспьера гильотинирован.


56 Жером Петион де Вильнёв (1756-1794) - французский политический деятель; в 1791 г. стал мэром Парижа и председателем Конвента; объявленный, как жирондист, вне закона во время террора, покончил с собой.


57 Дом Кристоф Антуан Жерль (1740 - ок. 1805) - монах-картезианец, принял участие во французской революции, примыкал к левой части Национального собрания; в 1793 г. Робеспьер выдал ему удостоверение в лояльности; с 1792 г. был связан с Катрин Тео, 17 мая 1794 г. арестован вместе с ней и всеми членами секты, после 9 термидора освобожден.


58 Шарль Луи Каде-Гассикур (1769-1821) - французский фармацевт, литератор; видимо, цитируется его книга "Гробница, или Краткая тайная история древних и современных посвященных, тамплиеров, франкмасонов, иллюминатов", вышедшая в Париже в 1797 г.


59 Регент - Филипп, герцог Орлеанский (1674-1723), регент Франции (1715- 1723) при несовершеннолетнем Людовике XV.


60 Филипп Орлеанский - Луи-Филппп-Жозеф, герцог Орлеанский (1747-1793), член королевской фамилии; во время революции принял имя "Филипп Эгалите" (Равенство); в Конвенте голосовал за казнь Людовика XVI; был гильотинирован во время террора.


61 ...старый дворец тамплиеров... - Тампль, здание, заложенное в Париже в 1222 г. и принадлежавшее ордену тамплиеров; после революции 1789 г. заменило в качестве тюрьмы Бастилию; здесь был заключен Людовик XVI с семьей.


62 Жакерия - название нескольких крестьянских восстаний во Франции XIV в. (от имени "Жак" (Яков) - клички крестьян).


63 ...страшные "знаки Рыб"... - В астрологической символике знак созвездия Рыб означает мученичество. Волошин характеризует "знаки рыб" как "средневековый символ тайного отмщения" (Красное знамя, Париж, 1906, № 1, с. 73).


64 Во время сентябрьских убийств ~ убивали священников. - Имеются в виду события 2-4 сентября 1792 г. (см. выше, примеч. 13). В ходе расправы погибло более 1000 человек, в их числе - 202 католических священника.


65 .. .за альбигойцев! - Альбигойцы (или катары) - ересь манихейского толка, распространившаяся на юге Франции в окрестностях г. Альбы с XII в.; в 1209 г. папа Иннокентий III объявил против нее крестовый поход, приведший к поражению альбигойцев и разорению крестоносцами юга Франции.


66 ...за Варфоломеевскую ночь! - В ночь на 23 августа 1572 г. (день св. Варфоломея) в Париже по приказу короля Карла IX было предпринято массовое убийство протестантов (гугенотов).


67 За севеннских осужденных! - Имеются в виду участники восстания камизаров в Севеннах (восточная часть центрального массива Франции), выступившие против преследования протестантов в 1702 г.; движение было жестоко подавлено Людовиком XIV.


68 Мари Мориль Виро де Сомбрейль (1774-1823) - дочь фельдмаршала Франсуа Шарля Виро, маркиза де Сомбрейля, коменданта Дома инвалидов, содержавшегося в заключении после падения монархии 10 августа 1792г.; во время сентябрьских убийств дочь заслонила собой отца и умолила толпу пощадить его, однако в 1794 г. он был казнен на эшафоте.


69 ...выпить стакан крови "за народ". - Ссылаясь на труды по истории французской революции Л. Блана и Ж.-Л. Комба, П. А. Кропоткин расценивает этот эпизод как "гнусную выдумку роялистских писателей" (Кропоткин Д. А. Великая французская революция. 1789-1793. М., 1979, с. 237).


70 Элифас Леви (псевдоним; настоящ. имя - Альфонс Луи Констан, 1816- 1875) - французский аббат, крупнейший представитель оккультизма в XIX в. См.: Levi Eliphas. Histoire de la magie. Paris, 1892, p. 441-446.


71 "Люди, принявшие их в себя ~ что считать добром, что злом". - Пересказ фрагмента эпилога из "Преступления и наказания" (см. выше, примеч. 1).


72 ...восстал и говорит: - Далее следует полный текст стихотворения Волошина "Ангел Мщенья" (1906), впервые опубликованного (вместе со стихотворением "Голова принцессы Ламбаль (4 сент. 1792)") в апреле 1906 г. в парижском политическом и литературном журнале антисамодержавной направленности "Красное знамя", выходившем под редакцией А. В. Амфитеатрова (1906, № 1,c.72-73). Волошину удалось напечатать стихотворение и в России - в газете "Двадцатый век" (1906, 29 июня), выходившей в 1906 г. вместо газеты "Русь". В марте 1906 г. Волошин писал М. В. Сабашниковой в этой связи: "Амфитеатр< ов> вчера уверял меня, что „Русь" не напечатает „Ангела Мщенья", а если напечатает, то меня арестуют. Я что-то совершенно ему не верю. Все... буквально все принимают это стихотворение за анархический призыв. Какая слепота охватывает людей в такие эпохи!" (ИРЛИ, ф. 562, оп. 3, ед. хр. 110).


М. В. Толмачев




Другие статьи в литературном дневнике: