Пепельная среда Томаса ЭлиотаТомас Элиот написал много стихотворений и поэм, посвященных христианским праздникам: «Паломничество волхвов», «Песнь для Симеона», «Похвала Рождественской ёлке», «Пепельная среда» и другие. Последняя из перечисленных в этом ряду поэма написана Томасом Элиотом через три года после принятия в 1927 году англиканства и является самой личной и по праву считается одной из вершин его поэтического творчества. Поясним: Пепельная среда открывает Великий пост у католиков (в 2017 г. – первого марта, у православных - 27 февраля). В этот день в католических храмах священники «помазывают» верующих, чертя пеплом крест на лбу кающихся и произносят слова из книги Бытия: «…прах ты и в прах возвратишься». Элиот вкладывает в этот ритуал новый смысл: пепельный крест – это знак воцерковления и одновременно приобщения к Вечности, своего рода отличительный знак Каина. Поэма рассказывает историю преодоления духовного кризиса и достижения благодати. В ней показывается, что только через искреннее покаяние, испытания, страдания и отказ от земных благ возможно очищение души, возможен её переход на новый уровень. Поэма во многом автобиографичная, рассказывает о собственном опыте вхождения поэта в новую веру. «Пепельная среда» написана в духе «Божественной комедии» и «Новой жизни» Данте, которого Томас Элиот читал накануне написания поэмы. В поэме лирический герой, глубоко верующий человек, которого одолевает страх смерти, рассказывает об отчаянии и постепенном, очень медленном, духовном возрождении. Путь этот очень сложен и похож на тяжелое восхождение вверх по крутой лестнице. Выход из этого чистилища, чрезвычайно труден, т.к. восхождение требует отказа от всего земного, от старых привязанностей и старых привычек. Но каждый подъем, каждая ступенька вверх напоминает о прежней жизни, искушает, лишает покоя: …сердце из глуби былого нетерпеливо Ощущение восхождения создает не только сам рассказ героя, который тоже важен, но и язык, который строится на сведении к минимуму внешней поэтичности. Поэт отказывается от гладкого стиха, сознательно вносит в поэму дисгармонию, делает чтение затрудненным, вводит в поэму много новых тем и максимально приближает язык к прозе. Именно такой мыслил поэзию Элиот: «Творить поэзию, которая была бы поэтичной по существу своему, без всякой внешней поэтичности, поэзию, обнаженную до костей, настолько прозрачную, чтобы при чтении мы обращали внимание не на самые стихи, а лишь на то, на что они указывают. Стать выше поэзии, как Бетховен в своих поздних произведениях стремился стать выше музыки». «Пепельная среда» воплощает это представление Элиота о поэзии. Ритмика текста, параллелизмы, отсутствие пунктуации всё указывает не на сам стих, а на то, что они создают с помощью стиха и текст становятся похожим на чтение псалма. Многочисленные повторы усиливают настроение и напряжение, создают лейтмотив покаяния, где ключевыми являются слова «Потому что я не надеюсь вернуться опять». Наличие свободного стиха в сочетании с правильным гладким указывают на двойственность, характерную для героя, который мечется между прошлой жизнью и новой, полной неопределенности и неизвестности. Именно такой язык наиболее точно передает основную идею поэмы: покаяние и возрождение к новой жизни. В этом у Томаса Элиота были предшественники - английские поэты-метафизики, к числу которых относится, прежде всего, Джон Донн. Ему Иосиф Бродский в самом начале своего поэтического пути посвятил замечательное стихотворение «Джон Донн», удостоенное похвалы самой Анны Ахматовой. Да и вся поэзия Бродского тоже следует той же традиции поэтов-метафизиков. Не случайно у Бродского так много религиозных стихов. Вспомним хотя бы его грандиозный Рождественский цикл, не говоря уже о «Сретении» и других стихах. «Пепельная среда» Томаса Элиота наполнена словами из молитв, библейской символикой, библейскими сюжетами, отсылками к образам «Божественной комедии», даже цветовая гамма соответствует церковной: синий, зеленый и лиловый символизируют веру, надежду и покаяние. Поэтому она так сложна для чтения, особенно для русского читателя, привыкшего к совсем другой поэзии и мало знакомого с библейской и церковной традициями. Поэма состоит из шести частей. В ее основе движение от отчаяния, самоуничижения и самоотречения к покаянию, смирению и надежде. В первой части герой отказывается от всякой надежды и признается, смиряясь, что уже ни на что не способен. Ибо я не надеюсь вернуться опять Ибо я не надеюсь увидеть опять Он расписывается в своей беспомощности, сравнивая себя с дряхлым орлом, не способным распрямить крылья. Он надеется только на милость Божию и обращается к Нему, чтобы Тот молился и за него, за всех грешных, чтобы Он даровал покой, внимание и безразличье. И сам молится, чтобы забыть всё, что с ним было до того, забыть всё земное и прежнее: И молю, чтобы Бог проявил свою милость Ибо крылья мои не сподобятся боле Молись за нас, грешных, ныне и в час нашей смерти Во второй части появляется Дева и три белых леопарда, которые едят тело и кости рассказчика, но смерть воспринимается им как благо, как путь к возрождению: кости снова обрастут мясом и он воскреснет. Это известный библейский отрывок из пророчества Иезекииля о воскресении иссохших костей. Пусть белизна костей искупает забвение. В третьей части исповедующийся герой оборачивается назад и видит себя прежнего, прежнее манит обратно, но он сопротивляется и обращается к Богу, чтобы Тот помог ему не вернуться назад, дал силы двигаться дальше по пути возрождения. На второй площадке у поворота, Тише, тише; сила превыше Господи, я недостоин но скажи только слово. В четвертой части у него возникает видение Жены, одетой в цвета Девы Марии, которая бредет по саду. С ней связан образ тихого дуновения ветра и мотив духовной музыки. Сразу вспоминаем пророка Илию, который узнал, что Бог не в громе и не в буре, а в тихом дуновении ветра. Заступница говорила о пустяках, одновременно зная и не зная земные скорби, бредет между сном и пробуждением и говорит о каких-то пустяках, но именно в них и есть истинный голос Бытия. Безмолвная сестра под покрывалом В пятой части герой рассуждает о силе Слова без слова, о молчащем слове и мы слышим речь Спасителя, обращенную к своему народу. Если утраченное слово утрачено Народ мой! Тебе ли я сделал зло? Поэма заканчивается обращением героя к Заступнице научить молчанию, а с другой, обращением к Богу, чтобы его голос был с Ним. Благословенная сестра, святая мать И позволь мне с плачем прийти к Тебе Поэма «Пепельная среда» Томаса Элиота очень точно передает то, что происходит с верующим во время Великого поста, как он через слёзы покаяния, обретение помощи Заступницы, приходит просвещенным и очищенным к Спасителю. Тина Гай © Copyright: Валерий Новоскольцев, 2017.
Другие статьи в литературном дневнике:
|