Федерация Еврейских Общин России предупреждает

Валерий Новоскольцев: литературный дневник

о рисках расширенного преподавания православия в школах.


Владимир Евсиков, Русская народная линия.


Подслушанный автором диалог двух отцов по вопросам обучения их детей на фоне трансляции новостей по радио (выделено курсивом).


Исходно: сын папы Александра Миша обучается игре на скрипке, как это издавна принято в их роду, их семье, среди их родственников. В целом в стране игре на скрипке обучается примерно 0,01% детей. А сын папы Владимира Иван обучается игре на фортепиано, тоже как это издавна принято в их роду, в их семье, среди их родственников. Всего таких семей и детей в стране сегодня 35-37%. Папа Александр зашел к своему соседу папе Владимиру и обратился к нему с речью на тему обучения их детей игре на музыкальных инструментах. А точнее, обучения игре на фортепиано Ивана, сына Владимира. Разговор шел под радиопередачу, в которой в это время транслировалось информационное сообщение агентства Интерфакс.


«Москва. 30 ноября. ИНТЕРФАКС - В Федерации еврейских общин России выразили опасения по поводу введения в школах расширенного курса основ православия, который бы охватывал все 11 лет обучения».


Папа Александр:


- Послушай, Владимир, хочу сообщить тебе важную новость. Наше всероссийское объединение любителей игры на скрипке, в котором я тоже состою, выразило опасение по поводу введения в музыкальных школах расширенного курса обучения игре на фортепиано. Который будет охватывать аж шесть часов занятий в неделю, вместо одного часа, как это сейчас.


Папа Владимир, услышав такое заявление папы Александра, задумался, чтобы ответить, а пока про себя подумал:


- Не понял... Александр, дорогой, я ведь знаю, что твой Миша ходит не в обычную музыкальную школу, а в специальную - спецшколу игры на скрипке. Такую же, кстати, государственную школу, как и наша школа, где не платят за обучение. И там твой Миша обучается игре на скрипке даже не шесть часов в неделю, а больше, учитывая, что это спецшкола игры на скрипке! Где дети учатся только игре на скрипке, и никаких других музыкальных инструментов не осваивают, и никаких других курсов таких там нет.


А в нашей школе, где учится Ваня, родителям предлагаются, кроме обучения игре на фортепиано, еще курсы обучения игре на трубе, на барабанах, и на той же скрипке. И вдобавок к тому, в нашей школе еще есть курс по истории музыкальной культуры, предусматривающий ознакомление детей со всеми этими музыкальными инструментами. Его выбирают для своих детей семьи, в которых нет традиции обучения детей игре на определенном музыкальном инструменте, просто для общего музыкального образования, чтобы дети могли хотя бы поддержать разговор о музыкальных инструментах.


Какое вдруг тебе стало дело, Саша, до того, что мой Ваня станет обучаться игре на фортепиано не один час в неделю, а шесть? За один час в неделю он не научится нормально играть на фортепиано. Это же очевидно. Вот мы уже несколько лет с другими родителями и добиваемся, чтобы было достаточно времени на обучение. Пока вот только час дают, но все специалисты говорят, что надо не менее шести. Вот мы и добивается с этого другими родителями. А тебе что до того? Ты же своего Мишу отдал в спецшколу, в нашу школу не отдал учиться на скрипке - на час в неделю. Так чего это вдруг тебя так заволновало, сколько времени моему Ване учиться играть на фортепиано?!


«Само по себе существование курса "Основы религиозных культур и светской этики" полезно, поскольку позволяет школьникам познакомиться с многообразием религий, существующих в России. Но расширение одного из модулей этого курса на весь процесс школьного обучения скорее вредно, чем полезноЦ, - заявил в среду порталу «Интерфакс-Религия» президент ФЕОР Александр Борода.


А папа Александр продолжает говорить, рассуждает...


- Владимир, я согласен, само по себе обучение детей игре на музыкальных инструментах полезно, поскольку позволяет детям познакомиться с многообразием музыкальных инструментов. Но расширение обучения детей по одному из инструментов - скорее вредно, чем полезно.


Папа Владимир снова промолчал, но про себя подумал:


- Саша, я опять чего-то не понимаю. Если ты так считаешь, то забери скорее своего Мишку из вашей скрипичной государственной спецшколы (запамятовал ее адрес и номер, но можно вспомнить, на соседней улице от нашей школы стоит)! И давай его в нашу школу переведи. Хоть на курс игры на скрипке - один час в неделю, как и у нас сейчас по фортепиано. А можно и на тот ознакомительный по всем музыкальным инструментам.


Он отметил, что, по официальным данным, в среднем по стране основы православия выбирают не более трети учеников, в отдельных регионах - не более 12-15%, большинство предпочитает модули «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур».


А папа Александр продолжает, стал приводить аргументы:


- Володя, по данным моих знакомых в министерстве музыкального образования, в среднем по стране обучение игре на фортепиано выбирают не более трети учеников! Ты понимаешь, как это мало! А в отдельных регионах - не более 12-15%! Большинство предпочитают общий ознакомительный курс.


Папа Владимир слушает, не перебивает, но про себя думает, вернее даже недоумевает:


- Вот уж не знал, что ты, Саша, этим интересуешься, количеством детей, обучающихся игре на фортепиано. И что там за знакомые такие «официальные» у тебя в министерстве, что врут тебе так безбожно. Вчера в министерской газете было написано, что в этом учебном году 37% семей выбирали в обычных музыкальных школах курс обучения игре на фортепиано. Около трети - это было лет пять назад, когда только вернули возможность учиться в нашей музыкальной школе. Да и дураку понятно, что если в целом по стране треть, то в отдельных регионах будет, просто должно быть или меньше, или больше. Не может везде быть треть. В каких-то регионах наверно и меньше 10% выбирают фортепиано для своих детей, а есть такие регионы, где и больше половины, и даже гораздо больше. Какая, на самом деле, разница?


Но постепенно обучение детей игре на фортепиано становится у нас все более популярным. А давно раньше было так, что почти все семьи учили своих детей играть на фортепиано. Потом, правда, решили, что фортепиано, да и все другие музыкальные инструменты - это зло. Разогнали учителей, поломали много инструментов, за границы продали. Ну, затмение такое нашло на людей. Сейчас вроде все восстанавливается понемногу. Музыка в домах снова зазвучала. Где фортепиано, где барабаны или труба, где скрипка. Но хорошо же. Да и то сказать, обучение на скрипке выбирают не то что треть семей в стране, а меньше трети одного только процента семей!


Так причем тут количество - сколько детей обучается, на каких инструментах? Да, традиции музыкального образования в нашей стране были подорваны, поэтому во многих семьях пока выбирают для детей общий ознакомительный курс. Ну и пусть, это их право. А для нас важно, чтобы наш Ваня учился играть на фортепиано, ну такая у нас семейная традиция. И опять, какая разница, сколько у нас в стране таких семей?


Таким образом, считает А.Борода, предмет, который пользуется не очень высокой популярностью, «пытаются навязывать родителям школьников и самим ученикам - именно навязывать, поскольку, к сожалению, уже были случаи, когда чиновники, желая улучшить статистику, едва ли не требовали от родителей записать детей именно на "Основы православной культуры"».


Тем временем папа Александр увлекся и убежденно продолжает:


- Владимир, пойми, услышь же меня! Обучение в музыкальных школах игре на музыкальных инструментах, прежде всего на фортепиано, пользуется не очень высокой популярностью. Особенно обучение на этом вашем фортепиано, которое пытаются навязывать родителями школьников и самим ученикам - именно навязывать, поскольку, к сожалению, уже были случаи, когда чиновники, желая улучшить статистику, едва ли не требовали от родителей записать их детей именно на обучение игре на фортепиано. Вот в чем ужас - именно и только на фортепиано! Ни на скрипке, ни на барабанах, ни на трубе. Тем более, никто никому не навязывает ознакомительный курс по всем музыкальным инструментам. Все чиновники, вне зависимости от того как они сами относятся к игре на музыкальных инструментах, даже те, кто на дух этого не переносят, все они, как один, ратуют за обучение всех детей игре на фортепиано, и пытаются улучшить статистику.


Папа Александр только успевает следить за волнительной речью папы Александра, и думает про себя:


- Постой, Саша, ты же только что сам сказал, что всего-то около трети семей по всей стране выбирают для своих детей курс игры на фортепиано. Так получается, все эти потуги всех чиновников за все эти годы ни к чему не привели? Так что ж ты беспокоишься? Да и какое все это имеет отношение к музыкальному образованию наших детей? Тебя же никто и никогда не принуждал обучать твоего Мишу игре на фортепиано. Так что ты волнуешься, слухи всякие распространяешь. Если где такое есть безобразие, то пусть родители беспокоятся, детей которых принуждают. Сейчас и закон есть такой, что только подпись родителей нужна для выбора учебного курса такого. А ты про какие-то «случаи» рассказываешь. Называй точно, не распространяй сплетни.


Навязывание, по мнению А.Бороды, «может вызвать единственный эффект - стойкое отвращение к религии, как это уже было в начале XX века».


А папа Александр, тем временем, особенно не ожидая ответа от папы Владимира, уже подводит вывод:


- Володя, навязывание все это, по моему мнению, может вызвать единственный эффект - стойкое отвращение людей к музыкальным инструментам и игре на них. Как это уже было в прошлом, ты помнишь.


Папа Владимир не успел ничего сказать, только мелькнула такая мысль:


- Ерунда какая-то. Сам придумал про «навязывание», и выводы сделал.


А.Борода также видит в расширенном преподавании православия серьезную опасность для единства России как многорелигиозной страны.


Пока папа Владимир думал, папа Александр многозначительно выговорил:


- Владимир, расширенное преподавание игры на фортепиано представляет серьезную опасность для единства нашей многокультурной страны, где живут разные семьи, дети обучаются игре на разных музыкальных инструментах.


Папа Владимир даже напрягся, но, не говоря ничего, про себя подумал:


- Ого, ты уже прямо до политики уже добрался, политическую почву подвел. Что же тебя так напрягает-то наше фортепиано? Не пойму. Страна у нас, конечно, многокультурная. И на скрипке дети учатся играть свободно, хотя такой курс выбирает всего около сотой процента семей, вон, даже школы специальные игры на скрипке государство за наш общий, бюджетный счет открывает, заботится... И это расширенное скрипичное образование никто не называет опасным для единства нашей страны, в которой гораздо большее число семей хотят учить своих детей игре фортепиано, да и на трубе, даже и на барабанах. Никто почему-то об этом не беспокоится...


«Если все 11 лет детей будут делить на православных и неправославных, такое разделение оставит существенный след в их душах, и они будут смотреть на одноклассников не той веры как на чужаков или даже врагов, а не таких же россиян, как они сами», - пояснил Борода.


А папа Александр на секунду остановился, сделался еще серьезнее, и выговорил:


- Володя, если в вашей школе Ваня будет 6 часов учиться играть на фортепиано, отделяться на это время от других детей, которых их родители тоже могут отправить учиться играть на других инструментах - такое разделение оставит существенный след в их душах. В результате твой Ваня и другие дети, обучающиеся игре на фортепиано, будут смотреть на своих одноклассников в школе, обучающихся игре на других музыкальных инструментах, как на чужаков или даже врагов, а не таких же музыкантов, как они сами. Я убедительно тебе это пояснил?


Папа Владимир снова промолчал, но про себя уже складывал такой ответ:


- Саша, но тогда, если рассуждать логически, то для этого надо первым делом немедленно закрыть вашу спецшколу по игре на скрипке! Там-то, в вашей школе, вообще никакого выбора нет, дети проводят в школе не 6 часов в неделю, а 6 часов каждый день и все обучение в школе там направлено на то, чтобы они стали хорошими скрипачами. Там, в вашей школе, не только нет возможности обучаться игре на других инструментах, но и самих их нет, все сосредоточены только на своей любимой скрипке. И никакого общего ознакомительного курса по всем инструментам, о котором ты так радеешь, там тоже и в помине нет. А твоего Мишу, если тебя послушать, надо действительно скорее перевести в нашу школу. А то у него первого, еще до моего Вани, может остаться существенный след в душе от такой замкнутости на скрипке. У него и всех других учащихся этой скрипичной спецшколы вместе с ним. И они, первые, будут смотреть на учеников из других музыкальных школ, на детей, обучающихся игре на других музыкальных инструментах как на чужаков или даже врагов, а не таких же музыкантов, как они сами!


В нашей школе, даже если они не по одному часу как сейчас, а по шесть часов в неделю будут учиться играть на разных инструментах, то все остальное время они же общаются вместе. А в вашей-то школе вообще других музыкантов нет, кроме скрипачей!


Лучшим выходом из сложившейся ситуации, на взгляд А.Бороды, стало бы введение единого курса по основам мировых религий и светской этики для всех учащихся без дробления на модули, как это предлагала еврейская община России. «Подобный курс дал бы им представление об основных традиционных религиях, без деления на "своих" и "чужих"», - отметил президент Федерации еврейских общин России.


Папа Александр всего этого от папы Владимира слышать не мог, поэтому увлеченно завершил:


- Владимир, лучшим выходом из сложившейся ситуации, стало бы введение в вашей школе вместо нескольких курсов по выбору, как сейчас, единого, того самого ознакомительного курса по всем музыкальным инструментам. Одного, без выбора, для всех школьников, без дробления на курсы по отдельным музыкальным инструментам.


Это, кстати, предлагало и наше общероссийское объединение любителей игры на скрипке! Подобный курс дал бы детям представление обо всех основных музыкальных инструментах, без деления на «свои» и «чужие».


Папа Владимир опять ничего не успел сказать, только про себя подумал:


- Какая ситуация, какой выход, не понял... Да и есть же такой курс! Зачем еще что-то вводить? И если ты так желаешь добра моему Ване и ученикам в его школе, то уж своему Мише ты должен желать добра не меньше. Ну так и переведи же своего Мишу на этот общий ознакомительный курс о разных музыкальных инструментах в нашу школу! Где есть разные курсы, в том числе и тот, который тебе так нравится. Только часов на них пока мало, за час в неделю не то что инструмент не освоить, но и просто ознакомиться со всеми инструментами не хватит времени.


Но на этот самый курс отдают детей в тех семьях, где не хотят обучать их игре на определенном музыкальном инструменте. А мы хотим, у нас такая семейная традиция. А на этом общем курсе мой Ваня и другие дети, не только наши будущие пианисты, но и будущие трубачи, и барабанщики, ничего толком не узнают про эти музыкальные инструменты, и уж точно, никогда играть на них не научатся.


Да и как это можно насильно всех загонять на один курс? Это же так вообще через какое-то время никого не останется, кто будет уметь хорошо играть на фортепиано, на трубе, на барабанах, и на той же скрипке. Это уже как-то похоже на давние времена, когда у нас запрещали музыкальное образование. Хотя, постой... Школа то скрипичная, где его Мишка обучается - останется? Тогда что же, только скрипачи останутся?


... Когда папа Владимир, наконец, собрался раскрыть рот и ответить папе Александру, тот быстро распрощался и ушел.


Задумался папа Владимир после такого разговора. За ужином сказал о разговоре вернувшейся домой жене Маше. А она ему и говорит.


- Володя, звонила мне тут Мишина мама, по секрету, по-соседски поведала, что их папа Александр с тобой будет разговаривать об этом. Очень, говорит, он разволновался, когда недавно услыхал по телевизору, что может быть расширено обучение в нашей музыкальной школе. Могут дать больше часов на эти курсы, я знаю, говорим, вы же хотите этого и давно добиваетесь.


Я спрашиваю у нее, а что так его волнует? У вас же Мишка в спецшколе скрипичной учится, какое ему дело до программы обучения в нашей школе? Денег что ли жалко на нашу школу? Так и ваша школа тоже на бюджете, какая разница?


Не знаю, говорит она мне, не поняла, но что-то странное он сам себе бурчал, слышала. Что-то бурчал под нос себе странное. По обрывкам, что поняла, первое - не нравится ему, что слишком уж много семей учат у нас своих детей игре на фортепиано, а на скрипке мало. Конечно, есть страны, где большинство обучается игре на скрипке или на трубе, или на барабанах, но вот у нас такая история. Второе, что-то про то, что слишком большой сам этот инструмент - фортепиано. Громоздкий он такой, много места занимает. Так что даже в вашей школе классы приходится делать больше для обучения игре на фортепиано, чем на других инструментах. Вот это. А третье еще, прямо не знаю, как сказать, говорит, чтобы не обидеть. Если я правильно поняла из его бурчания, говорит, что-то там про клавиши. Что на фортепиано вашем они только черные и белые. Мол, на скрипке нашей есть разные струны, но они все примерно одного цвета, а тут, понимаешь, все так черно-бело, белые или черные. И никаких других. Вот это, если я правильно поняла, его тоже как-то волнует. Почему уж - не знаю, не пойму.


- Да - сказал папа Владимир. Ну что будем делать, Маша? С одной стороны, ерунда какая-то. А с другой стороны, действительно, как-то много пианистов у нас развелось, особенно в последнее время, раньше то, помнишь, нас держали «в черном теле». И действительно, не поспоришь, фортепиано - большой, громоздкий инструмент, еле втащили его Ваньке в комнату. И места много занимает. И клавиши у него, и правда, только белые и черные. Как-то об этом даже не задумывался раньше.


Папа Владимир на секунду внимательно взглянул на сына. Клавиши... белые и черные, только белые и только черные - в сердце шевельнулась какая-то тревога...


- Маша, может, и правда лучше перевести Ваню на этот общий курс по совету соседа? Научиться играть на фортепиано, как это принято в нашем роду, Ваня, конечно, тогда уже не сможет. Но хоть узнает о разных инструментах, будет уметь о них рассказывать... Нет, фу, ерунда какая-то. Ладно, давай до завтра, утро вечера мудренее. Завтра решим.


РS. На следующий день из городского управления музыкального образования в школы пришло указание готовить большой концерт на праздник День народного единства. Концерт должен быть сборным, с участием разных инструментов, учеников всех городских школ, в том числе профильной скрипичной школы. Ваню и Мишу тоже назначили участвовать в сборном концерте, родителей всех собрали. За суетой папа Владимир как-то подзабыл о разговоре с папой Александром. Только вечером подошла к нему мама Маша и сказала.


- Знаешь, я тут подумала. Вот мы добиваемся уже пять лет, чтобы Ваня и другие дети могли обучаться в нашей школе на фортепиано и других инструментах нормально. Не час только, а шесть часов, чтобы нормально научиться. А может лучше нам перевести Ваню в специальную государственную музыкальную школу, профилированную - фортепианную. Как та, в которую ходит их Мишка. Только что-то не видала я такой школы у нас поблизости. Если есть такие школы, давай-ка подумаем. А если нет, то обратимся в министерство, чтобы создали. В конце концов, если есть спецшколы скрипичные, должны у нас быть и фортепианные. Нас-то, таких как мы, больше чем этих любителей скрипки. А налоги все платим. Надо бы разобраться, а то тут действительно странная ситуация какая-то получается. Хотя...


Маша остановилась, а потом продолжила.


- Может, в такой профильной школе действительно, люди слишком уж замыкаются на своем инструменте, и может поэтому начинают говорить всякую ерунду про другие музыкальные инструменты. Да, тут тоже, есть над чем подумать.



Другие статьи в литературном дневнике: