В советские годы у патриархов и епископов были наличные неучтенные нигде накопления, из которых они порой и в самом деле оказывали помощь людям и даже бедным приходам (по крайней мере про Алексия Первого такое говорили). В те времена благотворительность была запрещена и официальный перевод средств от одной религиозной организации другой был крайне затруднен. Кроме того, ни патриархия, ни приходы не имели прав юридического лица.
В советские годы черный нал бывал нужен для подкупа советских чекистов-«уполномоченных», чтобы они не так уж ревностно душили церковную жизнь. Нов после-советские годы направление взяточных потоков переменилось в обратную сторону: скорее госчиновники и олигархи могли нести деньги патриарху в надежде на то, что он замолвит за них доброе словечко где надо.
Предположим, что по инерции и Алексий Второй мог хранить такую черную кассу церковной взаимопомощи.
Но есть одно но: отсутствие признаков движения церковных денег сверху вниз.
Апологеты сейчас должны были бы опубликовать подробнейшие выписки по этим счетам: когда и какие деньги приходили, а главное – кому и когда перечислялись. И дополнить эту цифирь умильными рассказами облагодетельствованных настоятелей и ректоров семинарий.
Раз речь идет о сотнях миллионов копимых рублей, то и дарения должны были бы быть миллионными. Где их следы?
Ведь так выигрышно было бы патриарху, требуя денег с московских приходов и с других епархий, говорить: вот такие-то деньги я перевел на помощь такому-то бедному приходу или даже миссионерской епархии. Но таких слов не слыхали стены Храма Христа Спасителя. И я уверен, что даже средства на содержание московских духовных школ, если и поступали из патриархии, то вовсе не со счетов гражданки Смирновой во Внешпромбанке.
Так что имеем как факт: личные патриаршие заначки, копимые во имя свое и во благо свое и завещанные вовсе не следующему патриарху и не церкви, а услужливой экономке.
***
И эти сотни миллионов продолжал копить монах, который уже нащупал пределы своего земного бытия. Уже не раз ангел смерти (=инсульт) стучался ему в череп. Тут бы и вспомнить ему про "спешите делать добро" и вовремя и красиво избавиться от явно уже ненужных и не всегда праведных миллионов...
И все равно - ждем официальную апологетику. Она может быть тем более интересной, что по условиям тендера она не должна быть совсем уж убедительной и тотальной: все же превознесение и обеление прошлого патриарха не должно невыгодно оттенять патриарха нынешнего.
***
Епископы прекрасно умеют переводить даже епархиальную собственность в свою личную. Если при переходе в другую епархию уходящий епископ оставил своему преемнику епархиальный автопарк – это смотрится не как правило, а как чудо.
Они умеют хранить накопляемые ими яйца в разных корзинках.
Как-то наш епископ в заграницах получил поручение патриархии к юбилею отреставрировать свой собор. Поручение ему дали, деньги перечислить забыли. А епархия его и в самом деле была бедненькая. Тогда сей владыка решил обратиться к греческим банкирам. Они с радостью пришли на званый ужин. Но пока владыка произносил длинную речь на тему славяно-эллинской дружбы и всеправославного братства, банкиры потихонечку, молча и низко кланяясь, уходили. Предание гласит, что к концу его речи в зале остался лишь один банкир. Владыка спросил его: «я что-то сказал не так? Почему они ушли?». На что его собеседник ответил: «Владыка, дорогой, вы все сказали замечательно! Те 5-6 миллионов долларов, что вы просите, для нас это в общем-то небольшая сумма, и мы вполне могли бы вам ее дать. Но мы банкиры. Мы знаем, кто и какие деньги держит в наших банках. Поверьте, владыка, ваши московские епископы держат в наших банках такие средства, что просимая вами сумма совершенно ничтожна. Так что просите у своих!».
Замечу также, что официальную зарплату себе епископы, как правило, назначают небольшую – чтобы исключить просьбы подчиненных им сотрудников епуправления о просьбе повысить им их зарплаты (даже патр. Алексий однажды именно так отреагировал на мою просьбу). Мол, не можешь же ты получать больше меня! То, что епископ живет вовсе не на зарплату, выносится при этом за скобки. Соответственно, и все их личные траты они делают не из заработанного ими. Это тот случай, когда «государственная» шерсть в принципе неотличаема от личной. И, значит, приобретаемая ими личная недвижимость – это трата именно церковных денег. Тех денег, которые священники отрывали от своих семей и своих приходов.
Еще один нюанс: драгоценные епископские облачения, копимые архиереем всю жизнь, обычно никем не наследуются. Можно ли на патриархе Кирилле встретить облачения патриарха Алексия? Нет – всё с иголочки (единственное исключение – интронизационное красное облачение, извлекаемое раз в году в день празднования годовщины интронизации).
… По смерти патр. Алексия была создана комиссия по описи его личного имущества. Работы было много (мшелоимство не было чуждо покойному). Все устали. И уже во втором часу ночи вдруг у него под кроватью находят ящик, наполненный панагиями. Все с ужасом смотрят друг на друга: описывать каждую вещицу по отдельности – дело крайне долгое. Тогда владыка Арсений ногой задвигает ящик назад под кровать и говорит секретарю: «Пиши: «ящик с панагиями!»». Этот поступок вл. Арсения я нахожу вполне человеколюбивым.
Но где обещанная публикация дневника патриарха Алексия? Какова судьба его счетов и имуществ? Ти-ши-на.
ЖЖ о.Андрея Кураева
http://diak-kuraev.livejournal.com/2016/12/05/
Другие статьи в литературном дневнике: