Черногория, НАТО. Любви не было, ненависть близко

Валерий Новоскольцев: литературный дневник

Вениамин Стрига


Если они втянут нас в НАТО, то возьмем оружие и будем воевать за Россию


Неважно относятся люди в Черногории к альянсу. Помнят бомбардировки конца 90-х. Первая бомба НАТО упала именно на территории Черногории.


Черногорцы знают, что например на полуострове Луштица некоторые пляжные зоны залиты бетоном. Там НАТО использовало радиоактивные боеприпасы.


От 60 до 80% респондентов опросов общественного мнения в Черногрии отвечают, что они против НАТО.


В последние годы активная агитация за вступление в блок привела к снижению градуса этого неприятия, но ненамного, и как видим, ненадолго. Тем не менее, парламент страны принял решение о вступлении. Самостоятельно. Отказав инициативным группам в проведении референдума по вполне понятным причинам. Референдум был бы провальным.


Политическая система страны формируется кланами, а кланы в допуске к сытным сегментам бизнеса или бюджета, целиком зависят от правительства. Председатель правительства Черногории однозначно высказался за евроатлантическую интеграцию. В общем, это довольно хорошо известно, и об этом много написано.


Однако мирное и спокойное нежелание – это одно, а ожесточенное отторжение, способное привести к радикальным действиям – это другое. Наступает час Х, когда Альянс готов дать приглашение Черногории вступить в свои ряды. Первого декабря 2015 года. Страну захлестнули массовые уличные демонстрации. И хотя первопричиной волнений стало бедственное социально-экономическое положение республики, антинатовский настрой сыграл очень существенную роль в протестных настроениях.


Сейчас везде – в магазинах, в кафе и на улицах, дома в семьях – черногорцы только и говорят о своей ненависти к действиям правительства. Причем не только бедные и отчаявшиеся люди, но и граждане с относительно неплохим достатком. Те, кто еще неделю — другую назад только шептались, сегодня, уже не стесняясь и не боясь, говорят громко: «Если они втянут нас в НАТО, то возьмем оружие и будем воевать за Россию».


На протестах стало много российских флагов. Но самих россиян на протестах нет. Правительство Черногории постоянно и без всяких оснований упрекает Россию в провоцировании беспорядков. Поэтому многочисленным россиянам, живущим здесь, разъяснено: эти митинги – воля только жителей Черногории, но не россиян, и солидарность с нашей страной – тоже их свободное решение.


Что же случилось? Почему столь эффективная обычно евроатлантическая пропаганда в Черногории не сработала?


Первая причина:


Под самым носом у черногорцев пример Болгарии и Румынии. Евроатлантическая интеграция привела их экономики к явному падению. Еще ближе пример Хорватии, чьей экономике такая интеграция скорее помешала, а политические кризисы и риски только возросли.


Среди прочего, замалчиваемое сейчас противостояние двух сторон: Хорватия давно претендует на черногорский мыс Превлаку, позволяющий разделить с Черногорией контроль над входом в Боко-которский залив. Сейчас этот вход полностью черногорский.


Как решаются такие конфликты внутри НАТО черногорцы видят на примере раздела Кипра на турецкую и греческую части. Вывод таков: если землю пытаются отобрать у православных, то конфликт, так или иначе, будет заморожен и явно не в интересах последних.


Вторая причина:


Давняя, подкрепленная историей, любовь черногорцев к русским и к России. Собственно, и само княжество Черногория в своё время было сформировано с помощью Российской империи, которая давала и финансовую, и военную, и культурно-образовательную поддержку.


Завет св. Петра Цетиньского о том, что будет проклят всякий черногорец, который предаст матушку – Россию, в Черногории помнят все. Однако, вступление в НАТО многим здесь не представлялось автоматически исключающим дружбу с Россией.


Агитация стала продавливать именно такую точку зрения: Черногория в НАТО России не мешает и не угрожает. Поэтому мы вступим в блок, но дружить с русскими не перестанем. Получим бакшиш и там, и там.


Тем не менее, эта формула быстро потерпела крах, и вот почему. В ходе последней фазы активной агитации за вступление в блок, в то время как российская дипломатия публично дистанцировалась от всякого влияния на волю народа, в Черногории начались провокации.


Самая громкая: весной 2015 года на футбольном матче Россия – Черногория, когда даже спичку нельзя было незаметно пронести сквозь ряды охраны, пространства под сиденьями на трибунах оказались заполнены пиротехникой и прочими травмирующими предметами. Нет худа без добра. Только попадание горящего файера в российского вратаря Акинфеева помогло избежать стычки провокаторов с российскими болельщиками.


Позже выяснится, что злополучный файер был отброшен ничего не подозревавшим черногорским болельщиком Лукой Лазовичем случайно. Черногорцы после этого сами стали выкидывать провокаторов из своих рядов, а социальные сети страны были полны извинений перед Россией и русскими. Провокация провалилась и привела к обратному эффекту.


Провалилась и другая провокация. Некая неизвестная фирма из Белграда стала снимать интервью с самыми разными известными в Черногории людьми. Люди эти известны в Черногории именно своим русофильством и настроем против НАТО. Им предлагалось высказаться в пользу сотрудничества в организации некого бизнеса, что они и сделали.


И вдруг Крсто Никланович, известный здесь ресторатор, обнаружил на черногорских каналах пропагандистский ролик, где заставка, призывающая поддержать вступление в НАТО, сопровождалась его совершенно нейтральным призывом к сотрудничеству. Возмущению ресторатора не было предела, он моментально опубликовал опровержение. Чуть позже, с опровержениями выступили известные судовладельцы, актер и другие популярные в стране люди. Провокация вновь провалилась.


Но были провокации и поменьше. Например, различные антироссийские баннеры и билборды, в основном в столице — в Подгорице. Обычно с такими баннерами сами же черногорцы и разбирались, заливая их краской в первую-вторую ночь после их появления.


И все же надо признать, что медийное давление на граждан поначалу делало свое дело, и если бы все здесь были сыты и обеспеченны – возможно, протест бы постепенно сошел на нет. Но тут вступил в действие третий фактор.


Причина третья:


Падение туристического сезона – 2015 и стагнация рынка недвижимости. Это самые главные статьи дохода республики. Кроме того, бюджет обильно наполняется налогами на недвижимость российских «дачников». Несмотря на победные реляции СМИ, невооруженным глазом было видно: людей на улицах приморских городов летом стало меньше в разы.


Отели, по словам управляющих, заполнялись в лучшем случае на 40%. Сократились на порядок и покупки недвижимости, многие риэлтерские компании свернули свою деятельность. Из-за бюрократических проблем стали реже приезжать «дачники». Путаница в законах и чиновничьи проволочки и неоправданная дороговизна, свели на нет привлекательность отдыха здесь даже для тех россиян, что уже имели тут собственность. Не говоря уж об остальных. К этому добавились и объективные причины. Обретение Россией Крыма, мировой кризис и падение курса рубля к евро.


Но переломным моментом стало то, что правительство Черногории поддержало санкции против России и тем самым пошло на разрыв традиционных отношений. А это уже был удар не по каким то там бедным крестьянам на севере страны, это был удар по интересам влиятельных людей на юге. Последние отдают себе отчет в том, что никакие немцы и англичане ничего вкладывать в нестабильную балканскую республику не будут.


В необходимых для выживания страны масштабах это делала только Россия, и то только благодаря взаимным симпатиям народов. Забрезжила перспектива полного обрушения всех рынков. А для многих жителей это означало безработицу и нищету, о возможности которых на побережье уже начали было забывать.


У властей не нашлось никаких внятных объяснений этих абсурдных действий по обвалу собственного рынка. В кулуарах заговорили о том, что существует политический заказ – выдавить русских из Черногории. Вроде бы Евросоюз или США должны были компенсировать политической элите Черногории связанные с этим издержки. Но никто ничего не компенсировал. Или компенсировал, но не всем.


И вот она, четвертая причина:


Трагедия с российским военным самолетом, сбитом турками в небе над Сирией. Очевидно, что России сочувствуют и соболезнуют, отсюда и такое количество российских флагов на митингах. Затронуты струны, которые казалось бы уже навсегда умолкли.


Дело в том, что ненависть к Османской империи, к её жестокому игу, здесь, на Балканах, сохраняется чуть ли не на генетическом уровне. Как выясняется, годы лояльного сосуществования ничего в этом не изменили.


Турция — член НАТО - сбивает российский самолет, который ей ничем не угрожал. Турецкая группа радикалов растерзала русского летчика. Те кто еще вчера был лоялен НАТО – сегодня уже нет.


Поддержка НАТО отныне — это еще и поддержка Турции. А вместе с ней и радикальных исламистов, и авторства в развязывании войны, быть может даже мировой. Путанные заявления Брюсселя по поводу сбитого самолета только подлили масла в огонь.


Теперь уже очевидно: протесты не прекратятся, и станут только радикальнее в случае принятия страны в альянс. И если совсем недавно их целью была лишь отставка правительства, то теперь этого уже явно недостаточно.


Об авторе: Вениамин Стрига — основатель общественного движения «Наш дом Монтенегро»



Другие статьи в литературном дневнике: