Антон Антонович ДельвигАнтон Дельвиг (1798—1831) Антон Антонович Дельвиг родился в 1798 г. в Москве; его отец, генерал-майор, происходил из обедневшего и обрусевшего (будущий поэт даже не знал в детстве немецкого языка) рода прибалтийско-немецких (остзейских) баронов. В 1811 г. Дельвиг поступил в Царскосельский лицей, где обрел себе друзей на всю жизнь, одним из них был А. С. Пушкин. Любимейшим поэтом Дельвига-лицеиста был Державин. «Небесных песен похититель» своей жизнью и поэзией воплощал для него идеал поэта: «На сильных он метал перуны и добродетель прославлял» («К поэту-математику»). В ранних стихах Дельвига чувствуется также воздействие сентиментально-песенной поэзии конца XVIII века. Но значительнее всего в конце лицейского периода, по-видимому, было влияние поэзии Батюшкова (а также увлечение древнеримским поэтом Горацием; горацианский дух присущ и поэзии Батюшкова), сказавшееся в целом ряде стихотворений Дельвига этого времени — в общем эпикурейском тоне, в родстве художественных идей и образов, в их размере: «Тихая жизнь», «Бедный Дельвиг», «Застольная песнь», «Дифирамб» и т. д. Знакомство Дельвига с поэтическими декларациями Карамзина и Батюшкова, где говорилось о возвышенной судьбе поэта, о его высокой миссии, произвело на юношу глубокое впечатление. Тема призвания поэта стала одной из ведущих в его творчестве, он постоянно обращается к ней в целом ряде произведений — «К А. С. Пушкину», «Элизиум поэтов», «Пушкину», «На смерть Державина». Уже в этих ранних стихах поэт предстает как песнопевец и пророк, способный предвидеть будущее: Судьбой открыта Грядущих дней Ему завеса... Но эта двойная способность не безусловна — дар поэзии и провидения истины требует от поэта верности своему гению, смелости следовать за ним, душевной чистоты. Тот кто почувствовал в себе огонь поэзии, не должен искушаться славой — ни военной, ни гражданской, ибо ему в удел дана слава более громкая и мудрость более глубокая: ...Паллада туманное облако Рассевает от взоров — и в юности Он уж видит священную истину И пророк, исподлобья взирающий! («Пушкину»)
Позднее эти первоначальные представления получили в творчестве и в жизни Дельвига еще более определенное и цельное выражение («Поэт», 1820, «Вдохновение», 1822). В 1819 г. Дельвиг был принят в Вольное общество любителей российской словесности, а через год произведен в действительные члены Общества и избран членом цензурного комитета. В этот период определились его литературные взгляды, сфера собственных поэтических интересов. Среди молодежи, вошедшей в состав Общества в 1819—1824 гг., Дельвиг и Кюхельбекер были самыми опытными в поэтическом мастерстве и самыми искушенными в вопросах истории поэзии и эстетической мысли, и оба они по праву заняли ведущее положение среди молодых членов Общества, в числе которых были П. А. Плетнев, Е. А. Баратынский, Н. М. Коншин, В. И. Туманский, К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, а позднее А. С. Грибоедов и Н. М. Языков. Именно здесь начал складываться круг будущих участников альманаха Дельвига «Северные цветы». По замыслу Дельвига, «Северные цветы» должны были стать — и стали — ежегодным собранием всего лучшего, что создавалось в русской поэзии в течение года. В первой книжке альманаха наряду с прочими произведениями были помещены три переведенные Гнедичем греческие народные песни, сербские песни из сборника Вука Караджича, переведенные Востоковым, целый ряд переводов из греческой антологии; к ним тесно примыкают «Песнь о вещем Олеге» Пушкина, «русские песни» и идиллия «Купальницы», принадлежащие перу самого издателя — Дельвига. Таким образом, в альманахе нашла отражение важнейшая художественная проблема поэзии того времени — проблема народности, национальной поэзии. Она представлена не в теоретическом, эстетическо-философском плане, а как целый ряд конкретных высокохудожественных образцов культуры трех народов — греков, сербов и русских. В 1820-е гг. в русской литературе Дельвиг был одним из немногих литераторов, понимавших, что постижение объективного метода изображения действительности является первоочередной задачей, стоящей перед современной русской литературой, что присущий романтизму субъективный метод сужает возможности литературы. Свои критические, литературоведческие и теоретические статьи Дельвиг печатал в «Литературной газете», редактором которой он также был. По свидетельству современников, Дельвиг обладал тонким литературным вкусом, особым музыкально-лирическим чувством или видением. Его идиллии на античные темы (жанр, занимавший значительное место в творчестве Дельвига) Пушкин считал удивительными: «чутье изящного» позволило Дельвигу «угадать» в этих произведениях сущность античной поэзии — «эту роскошь, эту негу, эту прелесть, более отрицательную, чем положительную, которая не допускает ничего напряженного в чувствах; тонкого, запутанного в мыслях; лишнего, неестественного в описаниях». Кроме идиллий Дельвиг разрабатывал жанр элегии и сонета; многие же его «подражания простонародным русским песням» превратились в романсы, положенные на музыку М. И. Глинкой и А. А. Алябьевым. Сверстник и друг Пушкина, поэт и литератор Антон Антонович Дельвиг был одним из виднейших деятелей культуры 1820-х гг. Его творчество дает основание говорить о нем как об интересной и своеобразной поэтической индивидуальности. Но его значение в современной ему литературной жизни шире: начиная с 1824 г. он неизменно выступает как объединитель литературных сил, как организатор и издатель, как признанный и авторитетный судья поэтических талантов, как литератор с самостоятельными и ясными воззрениями на искусство. ЛУНА Я вечером с трубкой сидел у окна; Я слышал: потоки шумели вдали; В душе замутилось, я дико вздрогнул: В серебряном блеске вечерних лучей Как прежде, шепнула коварная мне: Как прежде, за тучи луна уплыла, Из трубки я выдул сгоревший табак. ЛЮБОВЬ Что есть любовь? Несвязный сон. То дремлешь в сладком упоенье, МАЛОРОССИЙСКАЯ ПЕСНЯ Я ль от старого бежала, МОИ ЧЕТЫРЕ ВОЗРАСТА Дитятей часто я сердился, Того уж нет! и я влюбился, Того уж нет! вот я женился Того уж нет! теперь явился
Когда я в хижине моей А вы, моих беспечных лет, Признайтесь, что блажен поэт © Copyright: Валерий Пивоваров 2, 2014.
Другие статьи в литературном дневнике:
|