Красиво - не всегда здоровоУ нобелевского лауреата по литературе Андрэ Жида есть работа 1911 года «Коридон». Апология гомосексуализма. Кому ж как не гомосексуалисту это делать? Довольно обстоятельная, но не лишенная патетики работа («Свирепствуйте, все будет тщетно! Перекрывайте! Подавляйте! Вам ничего не удастся сделать»). Но сейчас не об этом насущном, а о предмете, который касается всех творцов, в том числе и женщин. В работе есть пару примечательных мест о красоте и об искусстве. Первое. «…в мире есть только одна вещь, которую можно назвать неестественной: это произведение искусства». И второе. «— «У бабочек роскошно окрашены изысканные, но совершенно безжизненные чешуйки... У птиц — омертвевшие перья, и т.д.». Я не могу прочитать вам всю речь. «эстетическим целям служит лишь то, что бесполезно» По поводу последнего мне вспомнилось замечание Дидро «Юноша хочет женщину, женщину как таковую; старец же ищет женщину красивую. Если нация обладает вкусом, значит, она состарилась». И из университетского курса эстетики Николая Игнатьевича Круковского помню – красивости, декор – признак отсутствия идейного развития, застоя, а в строении тела – наличие проблем со здоровьем. Как и полная симметрия - тревожный признак. То есть красота сама по себе (украшательство) расцветает там, где умирает функция. Напоследок. „Не всегда хорошо то, что красиво. И это я говорю для тех живописцев, которые так влюблены в красоту красок, что с большим сожалением придают им самые слабые и почти неощутимые тени, недооценивая их рельефности. В этой ошибке они подобны тем, кто употребляет красивые, но ничего не говорящие слова.“ Леонардо да Винчи
© Copyright: Валентин Мацкевич, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|