Ах, где мои семнадцать лет?!

Валентин Мацкевич: литературный дневник

Посмотрел парфеновский Парфенон, 4 выпуск, из Питера. Он там рассказывает про Эрмитаж, про коллекцию Щукина. И рассуждает, кого и как в первый раз мамы приводят в Эрмитаж. Я вспомнил свой первый поход в Эрмитаж.


Было это летом 1975. На каникулах двое друзей студентов-архитекторов уехали знакомится с самым европейским городом России. Огромные залы. Огромные полотна. Иванов «Явление Христа народу», Рафаэль, Рубенс, рыцари, оружие.


В одном из залов, посредине, на невысокой подставке, в стеклянном кубе, стояла небольшая статуэтка Фальконе «Флора». Я ее знал по фотографиям из курса истории искусств. Статуэтка небольшая, сантиметров 60 высотой. Обнаженная девушка сидит, скрестив согнутые в коленях и слегка раздвинутые ноги. Поза смелая для скульптурного исполнения. В живописи выбор ракурса позволяет избежать нравственно-эстетических сложностей при любой позе модели. В скульптуре, сказав А, художник должен говорит и Б. Изобразив девушку с раздвинутыми ногами, художник должен был изобразить и все, обычно прикрываемое в искусстве ладошкой. Но оценить, как мастер решил эту художественную задачу, было непросто. Скрещенные ноги прикрывали очаровательные детали. Нужно было или приседать, довольно низко, или вставать на носки, что я и сделал. Мужское и профессиональное (как ни как рисовал) любопытство требовало. Мастер француз все сделал по-французски откровенно и изящно. На небольшой припухлости он сделал легкий надрез шпателем. Конечно, чтобы все это рассмотреть, пришлось сделать над собой нравственное усилие. Не без некоторого труда, но я его сделал. Отойдя от статуи к одной из картин, мне удалось понаблюдать, как точно так же свое эстетическое любопытство удовлетворяли и другие посетители. И по ним было видно, им тоже приходилось делать над собой усилие. Мы жили в культуре, в которой интерес к той части женского тела нигде не артикулировался, и тем более не демонстрировался в публичном месте. Да-с, вот так и жили. Место было. Красивое. Манящее. А про него и про эту притягательность нигде и никак.


Ну, а откровенность в скульптуре сейчас уже не редкость. Можно посмотреть хотя бы работы Yves Pires. Вполне эстетично.



Другие статьи в литературном дневнике: