Дар слова

Вадим Шарыгин: литературный дневник

Дар слова — редчайшая редкость. Им обладают, примерно, один на каждые сто тысяч пишущих стихи. Обладатели дара слова, при условии кропотливого беззаветного труда по оттачиванию мастерства и неукоснительного соблюдения кодекса талантливой поэзии, становятся признанными большими поэтами, оказывают влияние на целые эпохи, на лучших из лучших, на самых восприимчивых к поэзии слова и к поэзии жизни людей. Больших поэтов обязательно оценивают по-достоинству, спустя тридцать-пятьдесят лет после погубления. Непреклонные к словесным фальшивкам, к пустопорожнему времяпрепровождению в рифму, к подлости и к пошлости квази-поэтической среды, обречённые на массовое забвение и пожизненное поругание, на замалчивание и непонимание, большие поэты каждого времени — все свои силы, всю любовь своих сердец отдают всем чувствующим поэзию и не пишущим её суррогаты людям! Именно этим, настоящим читателям или почитателям поэзии — в большинстве случаев удаётся обрести счастье восприятия божественных высот или откровений искусства поэзии. Именно они — главные «получатели» поэзии, её хранители, апологеты, её сталкеры, её проводники в будущее.


Часть населения, обделённая божественным чутьём на поэтическое, или неимущие в поэзии — стишочники и поэты средней руки — также имеют, до последнего вздоха, шанс на обретение сокровищ большой поэзии. Но их путь к постижению поэзии — гораздо труднее. Многие из них так и остаются на всю жизнь «лишенцами» - лишёнными высот поэзии, «творческими обывателями» или «проходимцами» - проходящими мимо большой или настоящей или талантливой поэзии. Собственное второ-третье сортное творчество, собственные амбиции, отсутствие знаний, душевного благородства, отсутствие чутья на поэзию, отсутствие элементарной порядочности в деле признания, понимания и поддержки лучшего, а также пожизненное «творческое обывательство», при котором кукушки хвалят петухов, за то что хвалят те кукушек, — вот ахиллесова пята почти всех пишущих фальшь-поэзию или поэзию по намерению.


Целая жизнь, как-то совсем по иному прожитая, начиная с детства и юности, опирающаяся на тысячи свершившихся неприметных обстоятельств, а также наличие в жизни человека духовного или нравственного подвига самоотверженности — определяют факт наличия или право обретения единицами из миллионов божественного Дара слова.


Никакими потугами, никаким усердием — нельзя заменить или заслужить божественный дар слова!
Но можно обрести не менее ценный дар — чутье на большую поэзию. Для этого надо так мало и так много : завязать со стишочничеством, перестать «делать из себя поэта», перестать захламлять литературное пространство своими творениями, прекратить варьировать «я помню чудное мгновенье», познать поэтические ценности, сформировать чёткое личное представление о поэтических ценностях на основе достижений предшествующей поэзии, опыта великих поэтов, искать в поэзии — лучшее из лучшего, вместо «более-менее», «не хуже других» или «написанное от всей души».


Из сотен тысяч неимущих в поэзии в каждом поколении находятся десятки и даже сотни — честных, порядочных по отношению к поэзии людей, решившихся завязать с «творческим обывательством». И это замечательно. Большая или настоящая поэзия — по факту своей утончённости и по факту сложности постижения, а также по сложившейся печальной традиции — является искусством для избранных — для избранных совестью искусства. Горстка больших поэтов и горстка ценителей поэзии — значат для жизни людей и делают для духовного роста человечества больше, чем сотни тысяч добропорядочных, замечательных и неимущих в поэзии «соседей по рифмовке».


Сколько грязи вываливают на большую или талантливую поэзию современники!
Сколько подлости приходится преодолевать ей!
Как мало у неё защитников!
Почти все добропорядочные «пописыватели стихов» сидят по своим норам, преисполнившись обидками, опасаясь за свои нервы, опасаясь за свои реноме «другана всем и каждому», опасаясь за свои шкуры — именно в те моменты, когда «творческие подонки» охаивают Талантливое слово.


Такова реальность.
Таковы люди.
Такова участь большой поэзии.


Но счастье поэзии — в итоговой победе над всем посредственным.
Это победа — духа и слова.
Поэзия — вся для потомков, вся для читателей без стишков, вся — для честных и совестливых, вся — для сверх-восприимчивых и утончённых в восприятиях людей.


Берегите таланты, посредственности позаботятся о себе сами.



Другие статьи в литературном дневнике: