Искусство создания поэзии. Ремарка

Вадим Шарыгин: литературный дневник

В поэзии идёт нескончаемая борьба между дисциплиной замысла, темой, высказываемой мыслью и беспорядочным, бурным рождением всё новых образов, всё новых и по-новому звучащих слов; между лирическим порывом и зоркостью ко всему внешнему и чужому. Как непросто найти слова, которые являли бы смыслы осязаемые, вещные, но говорили всё же о чём-то происходящем во внутреннем мире поэта. Поэзия неотделима от языка, живёт не иначе, как с ним и в нём, воплощена в слове без остатка. Да, словесная ткань стиха и есть поэзия. Но всё-таки не всё равно — прислушиваться к словам, и к их звуку, к звуку их сочетаний, или же, вслушиваясь в живую речь, сквозь слова услышать сказанное ими слово!


Конечно, большой поэт/талантливый поэт/поэт от бога, как и чуткий к поэзии читатель, не довольствуется, минуя слова, одним лишь не воплощённым в них, а только обозначенным ими смыслом — тогда бы он не отличал поэзии от разговорной речи. «Имущий в поэзии» прислушивается к словам, взвешивает их, оценивает живость, новизну, «интересность» словесной ткани, добивается этих качеств. Но, в отличии от Малларме, для которого («поэзия делается из слов») и Валери, согласно коему (поэт не отвечает за смысл стихотворения и предоставляет читателю наделять его любым смыслом), в отличии от них — подлинно глубокий поэт помнит о содержании, о важности вложенного смысла. В идеале нужно добиться, можно выработать такое сдержанное, непритязательное слово, при котором читатель и слушатель овладевают содержанием, сами не замечая, каким способом они его усваивают.



Другие статьи в литературном дневнике: