Ремесленники поэзии - несчастная Лирика без слёз«Да, есть благородные помыслы, даже душевные движения, но этим всё и кончается. А нужен подвиг! Подвиг!» «Поэзия язык богов! …Боги не говорят, за них говорят поэты. Поэт говорит, но по-другому! Менее всего стараюсь думать при создании стихотворения о «метрах и размерах». Мне важнее – ощутить ритм стиха ( «на слух»), но так, чтобы он максимально соответствовал настроению мысли или задуманной теме, или той лирической волне, превращающей ощущения в слова, а слова (и слово-звучия) – в состояния души. Ещё важна – форма исполнения стихотворения, по принципу: Относительно моего «стиля». 1. Пиши в стихах – только очень-очень-очень выстраданное( всею душой): Напряжённейшая духовная работа, в сочетании с широким жизненным и литературным кругозором, и в главном – божеский дар Слова – умение «кровью чувств ласкать чужие души» - так, чтобы волшебность была в строках(!), так чтобы сердце захолонуло (!), так чтобы забыть было нельзя, даже если не пришлось кому по душе написанное(!) – вот что отличает с т и х о в ы е т в о р е н и я от стишков! В чём же всё-таки разница между «просто хорошо сказанным» и «сказанным поэтом»? Назвать уверенно и точно эту разницу, почти также трудно, как, скажем, написать (то самое), настоящее, поэтическое слово. И, всё же: *** Второй отрывок – из стихотворения Осипа Мандельштама: *** Сразу оговорюсь, что сравнивать вырванные из контекста отрывки стихотворений - не слишком-то корректно. Тем не менее, попробую: Уверен, что если проводить некий опрос, то найдётся практически равное количество сказавших «нравится» - как стиху Набокова, так и стихотворению Мандельштама… Эти два приведённых мною отрывка разнятся примерно также, как различаются, попавшие под дождь поэты: один из которых, ощущает и рифмует дождь, завершая прогулку, другой - рифмует состояние "дождь", неся при этом, на руках (или в памяти) мёртвого ребёнка. Но в чём же, собственно говоря, "вина" первого поэта, того, кто оказался "просто под дождём", просто прохожим, и затем, рассказал о нахлынувших ощущениях, стремясь тем самым передать своё рифмованное "лучшее, доброе, вечное" современникам и не только? Не вина - беда. Несчастье стихотворца или "усечённая поэтичность" - случится в том случае, если он расскажет о дожде - как бы со стороны, со стороны "всего лишь самого себя"; взором фотоаппарата или глазами Гидрометцентра; если он - не сможет воплотиться в дождь, стать дождём и рассказать о "состоянии дождь" - со стороны самого дождя! NB! (очень важно и очень трудно понять) То есть, несчастье или верный признак второ-третье-разрядности стихотворчества - это своего рода рифмованные попытки пересказать СОДЕРЖАНИЯ ЖИЗНИ, а не ёе СОСТОЯНИЯ И ЗНАЧЕНИЯ - например, это могут быть попытки передать "на словах", так сказать "ВИДИМЫЕ (слышимые, осязаемые и чувстввуемые)явления или ПРИСУТСТВИЯ жизни: "природа", "погода" "дождь", "любовь", "день", "ночь", "тишина", "рассвет", и т.п. БЕЗ РАСКРЫТИЯ ВЕЛИЧИЯ НЕОБЛАДАНИЯ И СЧАСТЛИВОГО ОТЛИЧИЯ БОЖЕСТВЕННОГО, НАСТОЯЩЕГО (ВСЕГО ОСТАЛЬНОГО) ОТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО (!), да ещё при сухих глазах (сердце)- при глазах не на мокром месте! Послушайте, как умел, ещё прежний, ещё "тот самый" Пастернак, передавать состояние души под названием "дождь", как замечательно он "употребляя дождь, рассказывает не о дожде" : "Все наденут сегодня пальто "У капель - тяжесть запонок, "Усмехнулся черёмухе, всхлипнул, смочил "Лужи на камне. Как полное слёз А вот "дождь" Марины Цветаевой: "- Дождь! дождевой воды бадья. Картонна, фальшива и ущербна по отношению к Небесному (желанному и долгожданному духовному преодолению "лично-земельного счастья") - так называемая "лирика предметно-чувственной эстетики" или "лирика без слёз". "Лирика, лишённая слёз" - это наивные, несчастные потуги "нето лириков - нето критиков" устроить из Поэзии - Литературный процесс (Литературно-Лагерную зону, в коей бы, филологические надзиратели - мордовали и учили Поэзию тому - "как надо", минуя "что" и "зачем"!). "Лирика, лишённая слёз" - это поверхностные, ладно скроенные стихотворения, о которых можно сказать, что они НЕ СОЗДАНЫ, А СДЕЛАНЫ (!). "Лирика, лишённая слёз" - это многочисленные, красочные, образные, лирические СОДЕРЖАНИЯ земного, неимеющие к поиску и обретениям СОСТОЯНИЙ небесного никакого отношения! Это своеобразное, рифмованное "прикладное Небо", - "Объяснительная записка" тех, кому вполне достаточно, не стыдно и не тесно душой - жить человеческое выживание любой ценой. NB! "Лирика, лишённая слёз" - это всё равно, что звёзды на стенках купола Планетария - вроде бы есть какое-то пространство, совпадает расположение созвездий, но ...всё же, напрочь отсутствует Небо!
P.S. Что же противостоит "Лирике без слёз"? - спросите вы. - "Лирика скорбящей радости"! "Я - вселенной гость,
© Copyright: Вадим Шарыгин, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|