Нищета и блеск сайта стихам Точка ру и др. т. п.

Вадим Шарыгин: литературный дневник

Часть 1. Нищета.


1.Читатели, ставшие «писателями».


«Плодить маленьких поэтов грех и вред. Плодить чистых ремесленников поэзии – плодить глухих музыкантов. Провозгласив поэзию ремеслом, вы втягиваете в неё круги, для неё не созданные, всех тех, кому не дано. «Раз ремесло – почему не я?».
Читатель с т а н о в и т с я писателем!
А настоящий читатель, одолеваемый бесчисленными именами и направлениями (чем меньше ценность, тем ярче вывеска), отчаявшись, совсем перестаёт читать.
Неимущий в поэзии не может выколдовать для себя неимеющегося у него матерьяла – дара! Остаются пустые жесты над пустыми кастрюлями». (Марина Цветаева)


Талант, как правило, знает, что он (она) талант.
Посредственность, увы, зачастую, не догадывается, что она (он) посредственность.
А если и догадываются, то не осознаёт, насколько пагубна её непоэзия, которая – массой своего рифмованного будничного хлама, буквально заваливает, запруживает литературное пространство, и тем самым делает всё возможное для того, чтобы современникам не далось услышать вдохновенный голос истинной поэзии.


– Поэзии, преобразующей и как бы продлевающий самые трогательные нити раздумий минувшего, изматывающей себя до невозможности в поиске замыслов своих произведений и ритмов; самоотверженной по отношению к каждой строчке, каждому образу, рифме, метафоре.


Вместо исполнения миссии «творить мир тот – в мир сих» (Марина Цветаева), оставшимся у поэзии читателям, предлагается – «мир сих» - в картинках, уличным языком, разнообразно по комбинациям слов, но единообразно в ничтожности замыслов.


2.«Читатели понаслышке»


Отличительная черта такого читателя – неразборчивость, отсутствие способности ориентироваться, не умение почувствовать и оценить по-достоинству большую поэтическую вещь, отличить её от рядовой рифмованной (пусть даже, с красивыми переплёсками слова) вещицы – «калифа на час».
Истоки неразборчивости – в поверхностном, случайном отношении к поэтическому наследию. Записав целый ряд поэтов прошлого в т.н. «классики», выхватив у них, в лучшем случае, по одному-другому стихотворению; напрочь отказав себе в радости беззаветного погружения в магию поэтических образов и состояний, – «читатель понаслышке» читает и, время от времени, рифмует – поверхность, буквальность жизни!


И в серьёз верит, что поэзия – это такой набор «карандашей и красок», придуманный для того, чтобы расцвечивать (не рассвечивать!)обывательские будни.


«-Что вы любите у Пушкина? – Всё. – Ну, а больше всего? – Евгения Онегина. – А из лирики? – Пауза. – Иногда – хрестоматийная реминисценция: «Зима. Крестьянин торжествует». Иногда – ассоциация по смежности – «Парус»…
В общем, для такого читателя Пушкин нечто вроде постоянного юбиляра… Такому читателю имя – чернь. О нём говорил и его ненавидел Пушкин…» (Марина Цветаева)


«Подите прочь! – Какое дело
Поэту мирному до Вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!»
(Стихотворение «Поэт и толпа»)


Читатель-чернь, читатель понаслышке – это тип человека с намеренной слепостью и злостной предвзятостью относящийся к любым вдохновенным творческим перехлёстам через «средний рост» банальных стихотворцев.
Оглушительным молчанием, огульной грязью или поверхностной недооценкой встречает такой «типаж» каждого поэта – кто в замысле, образности, языке и душевной самоотверженности, выходит за границы будничных переживаний, личных хотений и узколобых увлечённостей, присущих любителям «просто пожить».


***
"Молчи, поэт, молчи: толпе не до тебя.
До скорбных дум твоих кому какое дело?
Твердить былой напев ты можешь про себя, -
Его нам слушать надоело...



Ничто не шевельнёт потухшие сердца,
В священном ужасе толпа не содрогнётся,
И на последний крик последнего певца
Никто, никто не отзовётся!"


(Дмитрий Мережковский)


Отличительная особенность настоящего читателя – это, прежде всего, с о т в о р ч е с т в о. Если читатель лишён воображения, не читает, а скорее «проглядывает по-диагонали», не имеет привычки и традиции прочитывать вслух; если читатель лишён доброй воли к вещи – ни одно стихотворение не устоит.


(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)



Другие статьи в литературном дневнике: