Вопрос Ивана Карамазова

Вадим Шарыгин: литературный дневник

ВОПРОС ИВАНА КАРАМАЗОВА.
Жизнь с таким количеством горя и страданий – вы сотворили бы такое?



Иван Карамазов задаёт вопрос своему брату Алёше:
"Скажи мне сам прямо…
представь, что это ты сам возводишь здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им наконец мир и покой, но для этого необходимо и неминуемо предстояло замучить всего лишь одно только крохотное созданьице, вот того самого ребёночка, бившего себя кулачонком в грудь, и на неотомщенных слёзках его основать это здание, согласился ли бы ты быть архитектором на этих условиях, скажи и не лги!"


Алёша отвечает: «Нет, не согласился бы».


Фактически, Иван Карамазов спрашивает брата о его отношении к человеческой трагедии, именуемой у добропорядочных обывателей жизнью.


Ключевой вопрос жизни каждого человека я бы сформулировал так:


«В каком отношении находятся наши надежды на личное счастье в границах человеческой жизни, к непрекращающимся ни на миг, гибели и страданиям самых честных и светлых душ, наших современников и не только?»



Попытка аллегории:


Представьте себе человеческую жизнь в виде поезда (локомотив с разными вагонами: товарными, первого класса, плацкарт, общими, купейными).
Поезд приходит на станцию Нашего рождения, притормаживает на мгновение – нам выдают «билет» в виде некой «отдельно-существующей» личности, состоящей из искусственно привитого, воспитанного «Я-кающего» сознания, строго разделяющего всё вокруг на «своё» и «чужое».
Мы запрыгиваем в ближайший вагон и едем…
Процесс поездки многих захватывает так, что им удаётся перебраться в наиболее комфортабельные, уютные вагоны. Таких удобных мест немного и за них идёт борьба нешуточная! При этом борьба идёт за максимальные удобства и в остальных вагонах.


Накал борьбы за места в этом поезде настолько высок, что нигде, ни в одном из его вагонов нет покоя и благоденствия!
Буквально каждое, даже совершенно обычное место, приходится брать штурмом, изгаляться как-то, изворачиваться, но многие стоят в тамбурах и проходах – в их числе все, наименее бойкие и все наиболее добропорядочные.


Но откуда берётся борьба?
А если бы вновь прибывающих пассажиров было меньше, то и борьба сошла бы на нет?


Увы, дело не в количестве находящихся в поезде людей.
Всё дело, так сказать, в его устройстве: все беды, горе и страдания, всё нескончаемая война происходят оттого, что «жизнь поезда» или условия его существования – это перевозка неких «личностей», которые мнят себя отдельно живущими существами.
С момента окончания Детства, родители (из лучших побуждений конечно) заставляют поверить их в свою «персональность», научают верить в возможность обретения личного счастья.
С этого момента, то есть с момента начала восприятия жизни как суммы жизней неких отдельных друг от друга, «личных» существ, настоящий, всесберегающий Божественный мир исчезает, как бы скрывается в туманной дымке и на передний план выходит жизнь человеческая.
Но это, по сути своей, уже не жизнь, в полном смысле этого слова, но выживание, причём выживание любой ценой.
Всё только потому, что «отдельное» никогда не может достигнуть никакого, так сказать, справедливого или всесберегающего состояния жизни!


Отсюда, коренное различие человеческой жизни и настоящей:
В человеческой жизни – возможно счастье на чужом горе, в настоящей, Божественной жизни – несчастье невозможно!


Коробка с шариками.


Возьмите, для примера, несколько шариков, пронумеруйте их, присвойте каждому из них свои, персональные имена и характеристики. Затем, попробуйте разложить их в коробке так, чтобы место каждого из них было в равной степени удобно, комфортно и не в ущерб остальным. Ничего не получится!
То одни, то другие из них, будут располагаться ближе или дальше к центру, соответственно, условия всегда будут разные и это обязательно спровоцирует борьбу – выживание, что в свою очередь, повлечёт страшные насилие, обман, страдания и горе.


Тайна за семью печатями!


Если среди этих шариков в коробке найдутся, так сказать, «шарики добропорядочные» - желающие разместить себя честным трудом и доходом, готовые претерпеть любые преступления и муки, ради продления существования коробки, они будут находиться в точно таком же отношении к источникам горя и страдания, как и те из шариков, кто прёт напролом, любыми средствами добиваясь себе лучшего места в коробке!


Другими словами, все люди, выживающие добропорядочно, несут равную, а то и большую ответственность за гибель, страдания, травлю, расправу и подлость человеческой жизни, что и самые отпетые подонки и мерзавцы!



Возвращаясь к нашему поезду:


Практически все добропорядочные пассажиры этого поезда – ведут себя достойно:

1. Не рвут себе места получше, стойко переносят тесноту и безобразия;


2. Убирают за другими грязь в вагонах;


3. Стараются приладить какие-то дополнительные полки, сиденья, сконструировать системы выживания в поезде;


4. Отливают водою уставших соседей по вагону или хоронят тех, кого придавили ненароком или с умыслом в борьбе за места;


5. Ратуют за пополнение численности каждого вагона, убеждая отдельных несознательных пассажиров в важности и гуманности этого шага, обещая разместить вновь прибывающих во вновь подготовленных местах: на крыше вагона, между колёс, в туалетах, в багажных отсеках и так далее.


6. Стараются использовать время поездки с пользой для своего духовного роста: считают путевые столбы, культурно развлекают сдавленных пассажиров песнями, плясками, устраивают благотворительные акции поддержки наиболее замученных пассажиров, продают на станциях различные детали и причиндалы поездного состава, а вырученные деньги используют для создания систем защиты пассажиров друг от друга.


7. Вся их жизненная энергия сосредоточена на решении житейских проблем своих и некоторых других полупридушенных пассажиров, с которыми им доводится столкнуться в процессе поездки.


NB!
Добропорядочные пассажиры - стойко преодолевают лишения и муки поездки и твёрдо убеждены в том, что поездка в таких условиях стоит всех понесённых потерь!


Они практически никогда не задаются вопросом: Откуда, каким образом, и какой ценою пришёл поезд к их станции и куда он двинет дальше, после того, как они сойдут?


NB!
Они всегда отвечают только за свой отрезок пути и не удосуживаются тратить время на всякую там «философию поездки» - не выяснение Правды о причинных, истоках и соучастниках творящихся в поезде преступлений и как результат - безвременной гибели и страданий многих и многих участников поездки.



Вот и получается всё, как в интермедии Райкина: на мужчине – перекошенный костюм. Он спрашивает сотрудников ателье: «Кто шил костюм?»
Ему, в свою очередь, задают ответный вопрос: «К пуговицам претензии есть? Нет! Пришиты насмерть, не оторвёшь!», «К материалу претензии есть? Нет! Прекрасного качества!»
Однако вопрос остаётся открытым:
«Кто сшил весь этот, в усмерть перекошенный костюм??»


NB!
Так, чего же главного никак не могут уразуметь все добропорядочные люди, отдающие столько сил ради достижения счастья и покоя, и при этом, претерпевающие и приносящие столько горя и страданий?


1. Они никак не могут постигнуть своего совершенно прямого отношения ко всему самому мерзкому и отвратительному, чем наполнена человеческая жизнь.
Зло человеческой жизни, трагическая участь наших детей, любимых и родных, зарождается не на какой-то отдельной территории, не благодаря каким-то вселенским злодеям, но внутри самого, так называемого, добропорядочного выживания.
Зло доминирует и торжествует в человеческой жизни - благодаря ежедневным усилиям миллионов хороших, добрых, воспитанных, трудолюбивых, отзывчивых на боль и страдания, творческих и позитивно настроенных на счастье в выживании людей!


Именно эту Правду о человеческой жизни пытался сказать хорошим людям Иисус плотник из Назарета. Именно за эту Правду они просили Его «отойти от пределов их», а в конечном счёте, убили этого честного человека!


2. Они никак не могут или не хотят признать своей прямой и полной ответственности за все извращения, присущие человеческой жизни.
Оказывается, соучаствовать насилию и обману, подпитывать и усиливать их можно не только прямым грабежом и разбоем, но также самым добросовестным трудом и честным доходом.
Если не видеть и не замечать, что честный труд на поверку оказывается «честным» по исполнению, но не по сути: то есть масса честно исполненных дел и занятий в итоге оказываются лишь жалкими и бесплодными попытками разместить шарики в коробке «по справедливости», фактически, всегда - одни за счёт других!


При этом закрываются глаза на устройство самой «человеческой коробки». Забывается, напрочь, то замечательное состояние души в детстве, которое совершенно не требовало производить столько трагических по судьбе и бессовестных по смыслу, действий, усилий.


Вступает в силу и начинает господствовать нехитрая и очень удобная обывательская философия:
«Живу себе, никого не трогаю, принимаю человеческую жизнь как данность, как единственную, реальную и Божественную форму жизни. Знаю и вижу много несправедливого и мерзкого, стараюсь, по мере сил и возможности, помогать другим людям, менять жизнь к лучшему. Искренне забочусь о своих любимых, родных по крови и близких и вполне заслуженно уважаю и ценю свой жизненный путь».


И вот, уж глядишь, появляются новые типы людей, скажу о них в форме своих стихотворных миниатюр:


Успешная современная "она":


«Я - такая как есть, всё, что есть это я,
Мне других берегов, не доступны края,
Позабылись давно мои детские сны,
Затворилось окно, может быть до весны,


Я - такая как есть и не стану иной,
Мои совесть и честь тихо спят за спиной,
Принимаю как есть человеческий срам,
Утончённую лесть человечьим богам.


Как и все я бегу полюбить и рожать,
Как и все я смогу храм на горе создать,
Я немного поплачу у вас за спиной,
Это всё моё я притворяется мной..»


Успешный современный "он":


«Он стал другим.
Он хладным воздухом успеха изнеможен,
Расчётлив, весь закрыт и осторожен,
Стал каждый шаг и действие его,
И не тревожит душу ничего
В нём за пределами практичного пути
Вам больше состраданья не найти».



3. Трагедия всех без исключения добропорядочных людей добросовестно, изобретательно и терпеливо переносящих преступления и страдания человеческой жизни, состоит в их крайне опасном и тяжёлом заблуждении относительно результатов своих усилий.
Многие из них совершенно искренне убеждены в том, что:
Во-первых, выживание отдельно возомнивших себя существ, возможно модернизировать так, чтобы всем было в равной степени возможно и доступно счастье;
Во-вторых, воздаяние за честно отработанное и прожитое выживание придёт к людям после остановки сердца по естественным причинам, таким, например, как: переедание пловом, болезнь, старость, катастрофа.

Дерзновенный поиск Правды о цене выживания, Покаяние в своём непосредственном соучастии насилию и обману, жажда обретения воистину всесберегающей жизни, абсолютная невозможность вынести поток горя и страданий на фоне которого строится счастье – всё это не входит в содержание их души и совести!


Итак, никому из нас не уйти от вопроса Ивана Карамазова. От этого ответа на этот вопрос напрямую будет зависеть сколько человеческих душ вернуться в настоящее, Божественное состояние жизни, а сколько так и останется, сгинет навсегда в человеческом выживании.
Жизнь с таким количеством горя и страданий – вы сотворили бы такое?






Другие статьи в литературном дневнике: